конспект урока по окружающему миру «Как понять, что у друга на душе?»4 класс




КОНСТРУКТ УРОКА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 КЛАСС ОС «ШКОЛА 2100»
Тема урока: «Как понять, что у друга на душе?»
из раздела
«Человек»



Составил: учитель начальных классов
МОУ СОШ №13 г. Пугачева
Заступова Наталья Владимировна

Пугачев 2014

ТЕМА: Как понять, что творится у друга на душе?
ЦЕЛЬ: формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Задачи: 1. Создать у учащихся представления о различных состояниях, в которых может пребывать человек, учить анализу собственных поступков;
2. Развивать умение определять и адекватно реагировать на эмоции, проявления различных чувств;
3. Воспитывать отзывчивость, чувство уважения и сострадания к другим людям.

Тип урока: открытие нового
Планируемые результаты
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;
уметь выполнять самооценку;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей группы;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
выдвигать гипотезы;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;
работать с информацией, представленной в разных формах;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию;
делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Предметные результаты:
Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Технологии  обучения:
технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений
Основные понятия: отрицательные эмоции, положительные эмоции
Ресурсы:
- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; 2011. (стр.16-18)
- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2013. (стр.5)
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
- фотографии детей
-карточки
Формы организации деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
-групповая






Структурно-содержательная модель урока
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель этапа (формирование или развитие УУД)

1
Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте ребята. Ребята, к какому уроку Вы приготовились?
- В каком разделе нам предстоит работать?
-Что Вы видите на доске?
- Как Вы думаете, что с их помощью можно сделать? (составить план урока)
- Подойдет ли составленный нами план к уроку окружающий мир»? Давайте проверим.


- Урок окружающего мира
- В разделе «Человек»






-Этапы урока
-Составить план урока
Регулятивные

2
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
-Итак, определяем основной вопрос урока.
-Кто или что нам может в этом помочь?
- Обычно нам помогает учебник, а сегодня нам помогут персонажи учебника –Анюта и доктор психологических наук



-Учебник


.(дети разыгрывают сценку)
Наши друзья отправились в поход. Анюта хмурилась, собирая рюкзак.
-Не переживай ты так сильно!- обратился к Анюте Доктор,- скоро солнце встанет и веселее будет.
-А откуда вы узнали, что я переживаю? Я ведь ничего не говорила.
- Да у тебя всё на лице написано,-усмехнулся доктор.
- Как это?- Анюта прижала ладони к щекам. Неужели пока я спала, мне Илюша что-то на лице написал?







Познавательные: уметь отвечать на вопросы учителяКоммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

3



















4

Постановка учебной задачи.


















Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).


-Правильно ли Анюта поняла слова доктора? Что вызвало её удивление?
- Следовательно, возникает проблемный вопрос? Сформулируйте его
-Сравните свои ответы с мнением автора стр. 118 §3
Слайд 2.
Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире др. человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?




-Чтобы разрешить проблему, проведём наблюдение, работая в парах.
-Договоритесь со своим товарищем, как подписать каждую фотографию, чтобы стало понятно, какие переживания испытывает малыш.
- У доски работу выполнит

-Как вы выполнили задание?


- А как вы поняли, что творится на душе у ребёнка?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Сравните предложенную тему с учебником.
На доске записывается тема урока
Как понять, что твориться у друга на душе?

- Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ?
- А что такое душа человека?



Запись на доске
Внутренний мир



-А чем наполнен внутренний мир человека?
Запись на доске

переживания


интересы
мысли
?

-Чем же ещё наполнен внутренний мир человека?
- Радость, грусть, переживания- как можно назвать одним словом?
Запись на доске

Внутре
ний мир



переживания


интересы
мысли
эмоции


-Значит, внутренний мир человека наполнен эмоциями. Что же такое, эмоции?
- Поработайте с текстом учебника на стр. 17и ответьте на поставленные вопросы
Слайд 3.

-Что же такое эмоции?
- Какие бывают эмоции?
-Распределите фотографии по типу эмоций
-Приведите примеры положительных.отрицательных эмоций, которые вы испытывали в жизни.

Запись на доске
Внутренний мир



переживания


интересы
мысли
эмоции


Отрицательные эмоции


Положительные эмоции










Участие в беседе


(дети предлагают варианты)





Работают с учебником стр. 118











Работа в парах




1 ученик выполняет работу у доски

(дети сверяют свои задания с заданием на доске)


Участие в беседе





дети открывают учебник на стр.16, читают тему урока.





Участие в беседе

Внутренний мир








Переживаниями, мыслями, интересами.












-эмоции














Высказывают предположения


Работа с текстом учебника стр.17




Работа со слайдом, выполнение задания







Зачитывают информацию


Работают в парах, 1 ученик у доски

Приводят примеры из личной жизни

Коммуникативные: уметь работать в паре, вести диалог, слушать и понимать других
Познавательные: сравнивать предметы, находить общее и различия, строить логические цепи рассуждения, доказательства.
Познавательные: искать ответ на сформулированный учителем вопрос, находить и отбирать нужную информацию, проверяя правильность своей работы с помощью вывода в рамке


Коммуникативные: участвовать в диалоге, читать про себя тексты учебников и понимать прочитанное, владеть монологической речью
Коммуникативные: выполнять различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению.
Познавательные: проводить анализ, синтез
Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения заданий
Личностные: уважать мнение другого человека,ценить и принимать базовые ценности: желание понимать друг друга, понимать позицию другого


Физпауза:
-Только ли при помощи мимики человек может передавать свои эмоции?
- А может ли музыка передать настроение?
- Передайте настроение музыки с помощью жестов, мимики.
- Какие эмоции вы сейчас проявляли?
Передают настроение музыки с помощью эмоций, жестов, мимики



Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какие эмоции вы сейчас проявляли?
- Посмотрите на слайд, только ли люди могут проявлять свои эмоции?
Слайд 5

- А как они их проявляют?
-Какая картинка вызвала у вас отрицательные эмоции?
- Почему?
- Какой совет вы бы дали этому человеку?
- Чем отличается проявление эмоций животных и человека?
- Значит, существуют правила, проявления эмоций человеком.
Работа в группах.
-Составьте правила проявления эмоций человеком.
- Исходя из того, что вы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? ( опора на схему)
Слайд 6.

Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире др. человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?


-Сравните свой вывод, с выводом автора (стр. 18)
- Совпал ли ваш вывод с авторским?



Участвуют в беседе























Составление правил проявления эмоций

















дети читают вывод автора, сравнивают со своим
Личностные: знать моральные нормы, уметь соотносить поступки с этическими принципами, уметь выделять нравственный аспект поведения.
Познавательные: доказывать, обосновывать, самостоятельно делать выводы, анализировать поступки.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению.

6
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Практическая работа
Организация практической работы «Проявление эмоций, правила проявления эмоций» по материалам учебника и рабочей тетради
- Применяем новые знания, выполняя самостоятельно задание в рабочей тетради на стр. 5, выбери задание , которое будешь выполнять.
Проверяем по эталону (на слайде)
Слайд 7.

Слайд 8.

Положительные
Отрицательные

Счастье
горе

Восторг
отчаяние

Радость
печаль

Удовлетворение
огорчение


недовольство

-Оцените свою работу опираясь на алгоритм.

Индивидуальная работа в тетради с. 5 №1,2 (по выбору)





Проверка по эталону



























Оценивают по алгоритму самооценки.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию;
Регулятивные: выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;



Домашнее задание
- Вы применили новые знания, лучше закрепить свои знания вы сможете, выполнив д/з. Задание разноуровневое.

Слайд 9.



Запись домашнего задания в дневниках








Личностные: освоить личностный смысл учения
Регулятивные: использовать при выполнении задания различные средства: справочная литература, ИКТ
Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания, отбирать необходимые источники информации
Коммуникативные: уметь вести диалог с родителями.

7.
Рефлексия деятельности.
-Итог урока проведем в диалоге ученик- ученики.
- Сформулируйте и задайте вопросы по теме.


-Какие умения вы развивали сегодня на уроке? (дети перечисляют УУД)

-Мне очень бы хотелось узнать, какое у вас было эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке.
-Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.


Слайд 10.



-Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь
Примите от меня в подарок заряд положительных эмоций. (слайды с фотографиями детей)



Вопросы-ответы по теме урока




Обобщение, вывод по проблеме, самоанализ



Рисунок 14Рисунок 10Рисунок 9Рисунок 17Рисунок 615