Литературно-исследовательская работа Семейная реликвия. Веретено. (4 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Киевка







Литературно-исследовательская работа


СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

ВЕРЕТЕНО








Работу выполнила:
Филиппова Марина
учащаяся 4 класса
МКОУ СОШ №4 с. Киевка
Руководитель:
Сурнева С.Г.






Киевка, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Что такое веретено?
Что такое прядение?
Как используется веретено?
Магические свойства веретена.
Веретено в устном народном творчестве.
Веретено в литературных произведениях.
Как появилось в нашей семье веретено?
Моё семейное древо.
III. Заключение


















Введение
Реликвия – это что-то старое и очень ценное. Семейная реликвия – это ценность, которая высоко ценится и почитается в семье. В нашей семье Филипповых, на протяжении многих лет, хранится веретено. Я решила выяснить, почему оно так бережно хранится в нашей семье?
Проблемный вопрос: Как появилась в нашей семье эта реликвия? Какую ценность она представляет?
Цель: узнать как можно больше о том, как появилась в нашей семье такая реликвия, как веретено, и что собой представляет данный предмет.
Задачи:
1. Узнать историю старинного предмета веретена, его назначение.
2. Изучить, как использовалось и кому принадлежало в нашей семье веретено и как оно передавалось по наследству, составить семейное древо.
3. Познакомить учащихся начальных классов со старинным предметом веретеном, выступить на классных часах.
Гипотеза: изучая старинные вещи, например, веретено, можно лучше узнать историю своей семьи.
Методы исследования: работа с художественной литературой, поиск информации в Интернете, интервью со взрослыми.
Объект исследования: веретено.
Предмет исследования: ценность веретена.
Новизна: впервые исследую старинный предмет.
Актуальность: С недавних пор у меня возникла мысль: кто я такая, кто мои предки? Что я смогу рассказать своим потомкам о прошлом своей семьи? А ещё меня очень заинтересовал старинный предмет, хранившийся у мамы в шкафчике.



II. Основная часть
Что такое веретено?
ВЕРЕТЕНО - ручное орудие для пряжи в форме точеной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом, при верчении превращающее навитую на него пряжу в нить, одно из древнейших средств производства.
Что такое прядение?
Прядение - это скручивание тоненьких коротеньких волокон в длинные прочные нити пряжу, древнейшее и очень полезное занятие всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. Чтобы скрученные волоски не раскручивались, а нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. На нижний конец надевали пряслице (глиняное или каменное колечко), чтобы лучше крутилось.

Как используется веретено?
Веретено держится на весу правой рукой, вращается слева направо, по ходу солнышка. Большой палец отталкивает веретено, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть.

а – кудель,
в – веретено с намотанной на него пряжей,
с - пряслице



4. Магические свойства веретена.
У славян веретено использовалось
для защиты от демонов, его клали в колыбель ребенка;
с помощью веретена вызывали дождь,
окуная его в воду;
сажая курицу на яйца, хозяйка «мешала» их веретеном, «чтобы было больше курочек и меньше петушков»;
применяли веретено в лечебной магии;
девушки крутили веретено, чтобы парни «так же крутились вокруг них».
Веретено в устном народном творчестве.
Загадки
Скачу по горнице с работою моею. Чем больше кручусь, тем больше толстею. (Веретено)
Пословицы
Чужое веретенце бери, да и свое припаси.
Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
Сказки
Русская народная сказка «Золотое веретено»
Братья Гримм « ГоспожаМетелица»
Шарль Перро «Спящая красавица»
6. Веретено в литературных произведениях.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане »
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
7.Как появилось в нашей семье веретено?
Из рассказов мамы и бабушки я узнала, что веретено принадлежало моей прабабушке Кувак Лидии Ивановне. Ей его подарила свекровь. Потом прабабушка передала его моей бабушке Воробьёвой Раисе Николаевне.

Я и моя бабушка Воробьёва Раиса Николаевна

Когда- то на нём пряли пряжу. А сейчас оно хранится у нас как семейная реликвия.

Моё семейное древо.


III. Заключение
Вывод:
Изучив историю веретена и то, как оно использовалось и передавалось по наследству по женской линии в нашей семье, я смогла очень многое узнать о своих родственниках, о том, чем они занимались и как жили. Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколений.








13PAGE 15


13PAGE 14115






15