Методическая разработка классного часа ХХI век: тема гражданственности и патриотизма


Главное управление образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»














Методическая разработка
«ХХIвек: тема гражданственность, патриотизм и любовь к Отечеству актуальна?»




Разработала преподаватель физики
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Г.В. Семенченко
















Барнаул 2015


Девиз:
«Служить Родине, отдавать ей все самое лучшее, на что человек способен, - высшее его назначение»
Цели мероприятия: создать условии для
- формирования гражданской направленности личности, ее активной жизненной позиции;
- воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны и малой родины;
- подготовка учащихся для дальнейшего воплощения своих гражданских мыслей и чувств в конкретные дела.
Оснащение внеклассного мероприятия:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Правила проведения:
каждый из участников имеет право задавать вопросы; затем высказывать своё мнение.
Эпиграфы:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
(Т.Г. Шевченко)
«Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу». (П. Нахимов)
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».
(Д. Байрон)
Оформление: Презентация «ХХIвек: тема гражданственности, патриотизма и любви к Отечеству актуальна?»

Ведущий: Тема нашей сегодняшней дискуссии «ХХIвек: тема гражданственность, патриотизм и любовь к Отечеству актуальна?»
Самовоспитание это прочный фундамент всего процесса воспитания личности. А настоящее самовоспитание начинается с той деятельности личности, в которой ярко выражена ее гражданская позиция. Человек, участвуя в жизни общества, способствует его развитию, создает материальные ценности для людей, а в ходе этого процесса создает и себя.
Сознание человека, его поведение и поступки, его деятельность, позиция по отношению к обществу все это зависит от его идейных побуждений.
Если чувство долга и ответственности находится на самой высокой отметке духовной жизни человека, если он отдает себя служению идеалу, если его идейные побуждения и деятельность направлены не только для обеспечения своего блага, а идут на пользу всего общества, в таком случае мы можем говорить о гражданственности личности. Может, поэтому гражданственность называют иногда страстью человеческого сердца.
Ребята, вы вступаете в пору отрочества, возможно в пору самой прекрасной части вашей жизни - юность. Это время вашего морального, идейного и гражданского самоутверждения.

Так каково же отношение поколения XXI века к гражданственности, патриотизму, любви к Родине? Вы имеете право задавать вопросы и высказывать своё мнение по каждому вопросу.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля читаем: «Гражданин – каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство»; «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб. Патриотизм – любовь к Отчизне.»
В других словарях: «Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей»; «Гражданственный – присущий, свойственный гражданину»; «Патриот – человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему – либо»; «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
Слово «гражданин» можно слышать довольно часто. «Гражданин в шляпе, деньги забыли!» - кричит продавщица в магазине.
«Граждане судьи!» - обращается подсудимый к членам суда. Но вот другой пример. «А что такое гражданин?» - спрашивает русский поэт Н.Некрасов. И сам себе отвечает: «Отечества достойный сын!»
Удалось ли вам почувствовать разницу между двумя значениями слова «гражданин»?
Как вы понимаете слова «достойный сын Отечества»?
Можно ли с уверенностью сказать, что забывчивый гражданин и судья являются достойными сыновьями Отечества? (ответы обучающихся)
В одном из рассказов нашего земляка писателя и артиста Василия Макаровича Шукшина дан образ деревенского парня Пашки, которого все знали как несерьёзного человека, и называли его не иначе, как «балаболка». Но как-то на автостоянке загорелся бензовоз, который мог бы рвануть через минуту. Все кинулись в рассыпную, и только Пашка – за руль полыхающей машины и – к реке, едва успев прыгнуть с подножки. В больнице, с переломанной ногой, Павел опять балагурил: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся
Незатейливая история, рассказанная писателем – выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живёт любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине; о людях, которые являются патриотами своего Отечества.
Как вы думаете, почему в тексте слово «Гражданин начинается с большой буквы?
В чём разница между значением этого слова и понятием «гражданин по рождению»? (ответы обучающихся)
Сейчас для нашей страны наступили не самые лёгкие времена, и немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране». Смысл таков: разве может быть в «этой стране» что-нибудь хорошее? Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой стране он бы .. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала
На протяжении тысячелетий истории России большинство людей, проживающих в этой стране, и в смутные и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – ГРАЖДАНИН.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показали миллионы россиян.
Что вы знаете о том, как относятся люди к своим странам не только в благополучные, но и в трудные времена? (ответы обучающихся)
Всегда у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжёлые годы помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться. Легче всего кивать на власть, на происки внешних врагов, на неблаговидное поведение кого-то другого. Значительно сложнее посмотреть на себя со стороны и оценить социальную значимость собственных качеств.
Получается, что трудности «этой страны» - в самих гражданах России. В особенности их характера, воли, чувств, мотивов, способностей. Только сам человек в состоянии направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, всей страны. Только тогда он становится ГРАЖДАНИНОМ.
На легендарном Мамаевом кургане в Севастополе есть место, где в гранит вмонтирован крест из пушечных ядер. Здесь 5 октября 1854 года, руководя обороной города, погиб адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Я счастлив, что умираю за Отечество Отстаивайте же Севастополь!» Недалеко от этого места вражеская пуля ударила в висок адмирала Нахимова. Рядом место, где был убит контр-адмирал Истомин. Все три героя Крымской войны погибли за Отечество. Они – её достойные сыны!
О герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин.
А. С. Пушкин - первый в русской литературе, кто ради права быть поэтом отказался от всякой государственной службы и полностью посвятил себя искусству. Уже поэтому можно судить, насколько важно для него было определить, каково назначение поэзии, какова роль поэта. В лицейские годы под влиянием лекций профессора Куницына, бесед с Чаадаевым и будущими декабристами он видит это назначение в служении идеям свободы и уничтожения всех форм рабства.
О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.
Узнав о существовании тайного общества декабристов, он тут же решился на вступление в него. Глинка стал тесно знаком с Муравьевым, Трубецким. Существует любопытная записка Глинки, дающая описание планам действия его будучи декабристом. Вот её содержание: «Порицать:1) Аракчеева и Долгорукова;2) военные поселения;3) рабство и палки;4) леность вельмож;5) слепую доверенность к правителям канцелярии (Геттун и Анненский);6) жестокость и неосмотрительность уголовной палаты;7) крайнюю небрежность полиции при первоначальных следствиях; желать открытых судов». По своим политическим взглядам Глинка принадлежал к первому умеренному крылу декабристов.
Как вы думаете, означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
Означает ли это, что гражданин только выдающаяся личность, например, полководец, павший за Родину, или талантливый литератор, художник, певец? (ответы обучающихся)
Биолог И.И.Мечников искал средство борьбы со смертоносной болезнью – холерой. И нашёл его. Но требовалось проверить препарат на живом человеке. И учёный привил холеру самому себе.
Почему учёный не проверил своё открытие на другом человеке?
Какое значение для всего народа имел его препарат? (ответы обучающихся)
Федор Иванович Гааз с 1828 года занимал довольно высокий пост – был главным врачом московских тюрем. За короткое время он добился улучшения содержания заключённых. Организовал тюремную больницу. Открыл школу для детей арестантов. Все свои средства отдавал бедным. Сам жил очень скромно.
Как вы считаете, какие качества Ф. И. Гааза помогали ему так поступать?
Кажутся ли вам эти поступки странными? Почему? (ответы обучающихся)
Исходя из нашего разговора, можно сделать вывод: ГРАЖДАНИН – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Любой гражданский поступок требует волевого усилия человека. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. Воля помогает человеку делать усилие над собой и преодолевать такие вечные пороки человечества как лень, трусость, вспыльчивость, недисциплинированность и т.д.
Попытайтесь определить, какие из предложенных вам ситуаций требуют развитой силы воли; какие действия можно назвать гражданским поступком?

Просмотр видеофильма
Уборка помещений

Оказание помощи тонущему
Защита зелёных насаждений

Участие в митинге
Участие в уличной драке

Оскорбление младшего
Спасение погибающей собаки

Отпор хулигану
Помощь старику

Участие в восстановлении храма
Раздача милостыни

Объясните свой выбор.
Чтобы понять, что такое гражданские чувства, необходимо припомнить обычные человеческие чувства, которыми обладает каждый из нас. Среди них, например, обоняние, с помощью которого мы чувствуем запах. Или вкус, благодаря которому мы чувствуем качество пищи. Это естественные чувства.
Но у людей есть социальные или общественные чувства. Их множество. Например, чувство ответственности за своих детей или чувство долга перед своими родителями и т.д.
Пословица гласит «Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа».
Гражданские чувства родственны социальным. Например, чувство неудовлетворённости положением своей страны в мире. Чувство любви к Родине. Чувство долга защищать Отечество. Чувство уважения национальной символики (герб, гимн, флаг), культуры, языка, традиций.
Гражданские чувства – это движение души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это.
Выберите из предложенного перечня чувств три чувства человека, которые, на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими.

Гуманность
Искренность

Скромность
Стыдливость

Чувство справедливости
Чувство вины

Честность
Самочувствие

Чувство долга
Милосердие

Чувство чести
Чувство ответственности

Объясните свой выбор.

Теперь рассмотрим, что такое гражданские мотивы. Их ещё называют мотивами гражданского поведения. Мотив – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего совершается эта деятельность.
Понимая, что путь ребёнка к будущему лежит через образование,
каждый родитель обязан всячески побуждать своего ребёнка успешно
учиться. Состоятельный человек без лишнего шума даёт деньги и открывает музыкальную школу для детей из малоимущих семей. Мотив тот же – сделать детей счастливыми. Это – гражданский мотив, поскольку он направлен на других, чужих, незнакомых. Человек мог купить себе ещё один дом, 5 автомобилей, 3 яхты, объехать весь мир. Но он отдал свои средства на дело, крайне важное для всего общества и конкретных детей. Его мотивы благородны. Это – гражданские мотивы.
Расскажите о реальных или вымышленных действиях людей, в основе которых лежали гражданские мотивы (рассказы обучающихся).
Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое родина? Берёзовая роща с трелями соловья? Но вокруг мусорные свалки встречаются. И нищих полно. А цены! И квартир не хватает. И отгремели никому не нужные войны в Афганистане и Чечне. И гражданин всё это должен любить? Любить помойки и ошибки своего правительства невозможно. Но гражданин, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. И не только переживает. Гражданин действует.
Он участвует в политике и требует перемен, требует реформ. Он
понимает, что без его участия в выборах ничего не изменится. Гражданин
не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он
протестует, участвует в субботниках по посадке деревьев или уборке
мусора. Он остановит того, кто взяв пилу, пойдет перед Новым годом в
лес.
Гражданин протестует против разрушения культурного наследия. Он объединяется с другими людьми и восстаёт против сноса старинного здания. Он участвует в восстановлении церкви, монастыря. Он может не верить в бога, но он не позволит погибнуть священным камням. Ведь к ним прикасались руки его предков.
Гражданин не будет покорно смотреть, как его обманывает продавец.
Он использует закон «О зашите прав потребителей» и добьется
справедливости.
Подумайте, как бы вы поступили в следующих ситуациях:
- загорелся соседний лес или дом;
- потребовалась кровь для раненого;
- человек, оказавшийся в беде, попросил денег в займы;
- необходимо сходить пешком за 10км и принести лекарство для
постороннего человека;
- в разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране. (ответы обчающихся)
В каждом человеке сочетаются черты истинного Гражданина (чувство тревоги за судьбу страны, готовность защищать Родину, стремление сделать жизнь более справедливой и т.д.) и обывательские (лень, пассивность, стремление уйти от ответственности и т.д.).
Давайте разберёмся в самих себе. Ответьте на вопросы:
Какие черты гражданина я вижу в себе?
Какие черты обывателя я нахожу в себе?
Таблица для заполнения имеет вид:

№ п/п
Черты гражданина
Черты обывателя

1



2



3



4



5



6




Если вы задание не выполнили, то вы не готовы к самоанализу и у вас недостаточно развита воля. Без этих двух важнейших вещей не предвидится душевного прогресса. Это значит, что вы отбрасываете себя в собственном развитии лет на 5-6 лет. В современных условиях это может привести к неприятным последствиям. Подумайте, к каким.
Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке(можно о своём). Можно разбиться по группам.
Во время рассказа никто не должен и перебивать. Но после него могут задать вопросы. (обучающиеся готовятся и рассказывают).
Наша дискуссия закончилась, но каждый из вас, если пожелает, может высказать свою точку зрения на тему гражданственности (рубрика «Свободный микрофон»).


Литература:
Лаговский, А.Н. Героическая оборона Севастополя (1855-1856г.г.): Очерк. – М: Просвещение, 1978.- 24с.
Шукшин, В.М. Живёт такой парень: Рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1993.- 52с.
Интернет-ресурс:
http://mysoch.ru/sochineniya/pushkin/_self/gumanizm_liriki_pushkina/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15