Конспект урока по русскому языку на тему Синонимы,омонимы,антонимы


Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: Антонимы, синонимы, омонимы. 
-ЦЕЛИ  урока:
образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
 
Тип урока: урок  изучения нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари 
Ход урока. 
Организационный момент. Прозвенел звонок.Начался урок. Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
Эпиграф
Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.
                                                                             К. Паустовский  
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
 Учитель:
В стране родного языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнёмИ сами до всего дойдём.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)
II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения,  самостоятельно пополнять свои знания.
На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные.
-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. К какому времени года можно отнести эти слова? (зиме)
  Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная.
Учитель: Как же называются такие слова, вы сейчас догадаетесь сами
Ученик: ...Разобраться с ним не сложно -
«анти» - противоположно;
"Оним" - "имя", нам известно,-
привести пример уместно...
"Добрый" - "злой" наоборот...
"сладкий", значит - "горький", вот!
грустно - "ВЕСЕЛО", конечно,
Так как справились успешно!
-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.
Учитель: А сейчас , чтобы узнать как вы понимаете слова антонимы, мы поиграем в игру «Дополни слово»
Учитель: Какая книга нам поможет определить эти слова, если мы не знаем?(словарь антонимов)
Физминутка-Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске? (оттенками лексического значения)
 - Как называются такие слова, вы сейчас узнаете?
Ученик: Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
«Сино» обозначает- одинаковое значение
 (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
-Учитель: Подберите и  запишите в тетради синонимы к слову картин.
Учитель:  Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».
 (Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).
Вьюга снежная, пургаНапряди нам пряжи,Взбей пушистые снегаСловно пух лебяжий.Вы, проворные ткачи –Вихри и метели.Дайте радужной парчиДля косматых елей.(индивидуально у доски)
Учитель: - Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение. Работа по словарю(выставка)
(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.
Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).
Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.
Учитель: Где чаще всего используются синонимы?( они широко используются в устной речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной, и чтобы избежать повторов).
- А теперь давайте обратимся за помощью к уже знакомому вам человечеку.Для этого возьмите листочки бумаги и сделайте из неё своего человечека(методом обрывания).
-Вспомните ,что вы записывали в области сердца вашей куклы на прошлых занятиях?(я люблю...), а в области головы? ( я хочу...), на руках?( я умею...).Сегодня перед вами стоит другая задача. Подумайте ,какими человеческими качествами обладает ваш герой ?А теперь ,сидящие на первом ряду, запишите на кукле в области сердца синонимы слова "добрый".(хороший,добродушный,мягкосердечный,душевный,отзывчивый,ласковый,человечный,славный,чувствительный,участливый,"золотое сердце"). Сидящие на втором ряду- синонимы слова "умный"(в области головы),(мудрый,разумный,толковый,понятливый,смышлёный,мыслящий,рассудительный,"на лету схватывает","ума палата","семи пядей во лбу","голова варит").А ребята, сидящие на третьем ряду, запишите на руках человечка синонимы слова "трудолюбивый".(прилежный,старательный,работящий,усидчивый,усердный,"работа спорится","дело горит в руках").
-Молодцы ,ребята. А теперь ,назовите слова,из сказанных вами,которые являются фразеологизмами? А какие из них относятся к эмоционально-экспрессивным?(умненький,головастый,мозговитый,мягкосердечный).
Учитель: Что у меня в руке, как называются эти предметы? Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, сейчас –то мы и узнаем как же называются эти слова.
Ученик: Оказалось сложным дело?
Всех зови «омоним» смело!
«Одинаковое имя» -
и чего возиться с ними!
Вот омонимы «КЛЮЧи» -
Почини и подКЛЮЧи,
Или дверь открой скорей,
Ну а хочешь – воду пей!
(Как же не напиться
КЛЮЧевой водицы...)
КЛЮЧ - "родник" и "код" к двери,
На ремонт его бери;
Ключ железный, цифровой -
Виртуальный, игровой, -
Ах, омоним, ну, актёр, -
Так на превращенья скор!
 
 - Учитель: А что такое омонимы?
3.Закрепление изученного.
    Работа по рядам.
    Упражнения 357,360,369.
Учитель:
- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.
     Горят, как жар, слова
     Иль стынут, словно камни,-
     Зависит от того,
     Чем наделил их ты,
     Какими к ним в свой час
    Притронулся руками
     И сколько отдал им
     Душевной теплоты
4.Рефлексия
5.Выставление оценок
6.Домашнее задание
 
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: Антонимы, синонимы, омонимы.

Учитель: И.А.Ракитина.
Донецк-2016