Статья Влияние новых подходов на процесс обучения


Влияние новых подходов на процесс обучения
 (из опыта преподавания Программы ) 
                     Гаан Лариса Райнгольдовна,учитель начальных классовШГ № 22 города Астаны
Разум, однажды расширивший свои границы,никогда не вернётся в прежние. А. Энштейн   Процесс обучения - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрение.
Процесс обучения обусловлен целью образования и характеризуется взаимодействием следующих его компонентов:
а) содержания обучения, т.е. учебного предмета, в котором систематизированы знания (основы наук) для усвоения учащимися определенного класса
б) преподавания, т.е. деятельность учителя, которая заключается в формировании у учащихся мотивов учения, в преподавании содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в управлении и руководстве их самостоятельной работой, направленной на изучение и использование знаний, в проверке знаний и умений
в) обучения, т.е. разносторонней деятельности учащихся, в частности умственных и физических действий
г) материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические средства, приборы и т.п.)
Коренной проблемой дидактики является установление благоприятного взаимодействия между основными компонентами обучения с целью обеспечения максимальной эффективности усвоения знаний и умственного развития учащихся. Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребёнка получает наибольшее развитие.
Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний, что не всегда способствует успешному их усвоению, развитию глубокого  понимания, взаимодействию с уже имеющимися.
Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают   развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю жизнь».
В 2016-2017 учебном году на базе учащихся 4Ж класса продолжила работу по внедрению уровневой программы. Программа преподавания по семи модулям основана на принципе гуманизации образовательного процесса, содержит творческую направленность. Основой обучения является когнитивное развитие (англ.)  всех видов  мыслительных процессов, таких как восприятие, память,   формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Таким образом, у меня в руках инструмент, позволяющий решить озвученную ранее проблему.
В планах уроков реализовываю все семь модулей.
Первый модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» я внедряю на каждом уроке, так как это основной модуль Программы.      Этот   модуль  содержит конструктивистские подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть знания для себя ученик добывает и конструирует сам. Это возможно при создании демократической атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них есть возможность в учебной деятельности общаться друг с другом, принимать решения, смело высказывать их.
Согласно исследованиям Джона Хэтти, 50 % знаний  учащихся зависит от них самих, 30 % от преподавания. Значит, учитель, как рулевой, должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли.
         Беседа является неотъемлемой частью обучения учащихся. Н. Мерсер различает три типа беседы: диспутивная, кумулятивная, исследовательская. Совместная беседа позволяет ученикам выражать свое понимание идеи, аргументировать, воспринимать идеи других, помогает понять, где находятся ученики в процессе обучения.
        Важное значение имеет постановка вопросов, употребление глаголов,  выражающих:
1 Оценку чего-либо: судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать…2 Синтез чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать…
3 Анализ чего-либо: отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать…4 Применение знаний: демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься…
5 Понимание темы: пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, объяснять, рассказывать, прояснять…6 Знание темы: вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить…          Эта таблица должна быть настольной у учителя, ибо такая постановка вопросов  будит мышление, вызывает ассоциативные связи.
         Немаловажным фактором при диалоге является умение  учителя давать время на обдумывание от 3 до 7 секунд и выслушивать учеников.
         Диалог даёт возможность говорить конструктивно, вызывает интерес к исследованиям, развивает любознательность, помогает формировать знания,  поддерживает  креативное мышление, углубляет мышление посредством разговора и размышлений, даёт возможность учиться друг у друга, уважать и ценить мнение других.
На каждом уроке стараюсь создать атмосферу сотрудничества через групповую работу, работу в парах, и невозможно представить себе урок без диалогового обучения. Я поняла, что детям надо давать возможность на уроке общаться, спорить, спрашивать. Мне кажется, процесс обучения в таких условиях проходит несколько глубже, хотя, можно отметить, что иногда объем выполняемых заданий меньше. Мне удается на уроках вовлечь учащихся в работу и дать им возможность принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я  обнаружила следующее: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 62 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики меняются благодаря новым подходам в преподавании и обучении,   они ценят  помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе. Учитель же меньше говорит, больше слушает, наблюдает, учиться молчать  во время выполнения заданий  учениками.  Не стоит перегружать урок различными стратегиями, а следовать принципу  целесообразности.             
 

Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»  тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению». В рамках обучения критическое мышление включает сбор информации, систему доказательств, выводы, применение идей на практике. Ребята и сами очень довольны своим открытиям. При подготовке групповых презентаций на уроках «Воздух» и «Вода» дети анализировали и обрабатывали собранную информацию. На открытом уроке ИЗО, работая в группах, смогли определить тему урока. Стратегии критического мышления обеспечивают быструю включаемость в работу, повышение интереса к обучению, развитие творческих способностей.  Небольшой объём заданий, четкое их объяснение  позволяют решать дидактические задачи в короткий период времени и не перегружать учащихся, вызывая интерес.

Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям  направляет наше внимание на   модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание -  оценивание для обучения, суммативное – оценивание обучения. На каждом уроке мы должны оценить качество работы ученика, уровень его знаний. Используя результаты формативного оценивания, я планирую дальнейшую работу с учащимися. Мы с учениками разрабатываем критерии оценивания работ. Благодаря этим критериям ученики могут оценить качество своей работы (самооценивание) и оценить работы других учащихся (взаимооценка). Проводя данную работу, дети показали себя объективными и беспристрастными оценщиками.

Обучение и преподавание в школе, согласно программе семи модулей, немыслимо без использования информационно-коммуникативных технологий.
Кроме педагогических знаний, учитель должен владеть ещё и технологическими, знаниями о вспомогательных средствах преподавания: использование интерактивной доски, тестирование на компьютерах, использование электронной почты, видео. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию обучения. Педагог  К.Д.Ушинский утверждал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Учитель математики Ленивкина Е.А.  в статье  «Использование ИКТ в учебном процессе» приводит факт: «По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации».
Приоритеты ИКТ неоспоримы: это и развитие мышления, логики, саморегуляция индивидуальной и культура познавательной деятельности, экономия времени, автоматизация процессов. Класс оснащен хорошо, это открывает широкий спектр возможностей. На уроке математики презентация помогла « перенести» детей в настоящую избу поморов.

Применение на практике новых подходов в преподавании и обучении, критического мышления, системы формативного и суммативного оценивания,  использование ИКТ оказывает непосредственное влияние на развитие способностей учащихся.   Я стараюсь, чтобы на уроках всегда была работа с одаренными и талантливыми детьми (модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников»). Это проявилось в таких видах работы как усложненные задания, работа в группе, задания творческого характера. Я убеждена в том, что каждый ребенок талантлив. Моя задача как учителя создать на уроке такие условия, чтобы талантливая личность могла свои способности проявить, развить. Ученик Хан П. показала свои организаторские способности, Уразаева А. – художественные, Павлова А – ораторские. В своей последующей работе я буду продолжать искать пути решения данной задачи: ведь талантливый ребенок не только развивается сам, но и может подтянуть за собой остальных.

Иногда можно наблюдать, когда даже одарённые дети не могут справиться с заданием. Причиной тому служит подбор материала, не соответствующий возрастным  особенностям. Модуль «Преподавание и обучение в соответствие с возрастными особенностями учеников» предостерегает меня от таких ошибок.

         Модуль «Управление и лидерство в обучении» предполагает дальнейшую рефлексию учителей по внедрению на практике «Программы семи модулей».
Американский поэт Уолт Уитмен относительно роли личности в обществе сказал следующее: «Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир». Это высказывание  я встретила в книге  А.А.Бизяевой «Психология думающего учителя», в которой  автор  размышляет об учителе, способном на рефлексию, утверждая, что у каждого должно быть зеркало заднего вида, чтобы  учитель мог неспешно анализировать события прошлого. 
Результатом внедрения программы стали не только изменения в структуре моей деятельности в учебном процессе, как учителя, т.е. в планировании, организации, стимулировании, текущем контроле, регулировании деятельности и анализе её результатов, но и изменения в деятельности моих учеников. Они планируют или конкретизируют задачи своей учебной деятельности; планируют методы, средства и формы учебной деятельности; организуют учебную деятельность; контролируют процесс учебной деятельности; регулируют обучение; анализируют результаты учебной деятельности.
         Завершая своё размышление о «Влиянии новых подходов на процесс обучения», в который раз убеждаюсь, что «учитель – вечный ученик своей профессии». Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии  с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И данные приёмы и методы обучения дают  ему возможность намного улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.