Презентация Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе


«Реализация системно -деятельностного подхода на уроках в начальной школе » Что же такое системно-деятельностный подход обучении? Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным. Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности. А. Дистервег Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:Принцип деятельности– заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.Принцип непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.Принцип целостности– предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.Принцип вариативности– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе1. Мотивация к учебной деятельности.2. Актуализация и пробное учебное действие.3. Выявление места и причины затруднения.4. Построение проекта выхода из затруднения.5. Реализация построенного проекта.6. Первичное закрепление учебного действия.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.8. Включение в систему знаний и повторение.9. Рефлексия учебной деятельности. Этап 1 МОТИВАЦИИПриёмы"Побуждение""Психологический тренинг""Фантастическая добавка""Удивляй""Привлекательная цель""Отсроченная отгадка""Проблемная ситуация""Театрализация""Рифмованное начало уроков""Эпиграф к уроку""Оратор""Фантазёр""Индуктор""Ассоциативный ряд" Этап  2АКТУАЛИЗАЦИИ ИПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯПриёмы"Столкновение противоречий""Вопросы, требующие установления сходства и различия.""Вопрос к тексту""Лови ошибку""Мозговой штурм""Почини цепочку""Да-нетка""Практичность теории""Пресс - конференция""Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам""Сравнение""Проведи исследование""Раздели на группы""Дай информацию""Слепой текст""Придумай название""Собери модель""Игры в случайность"  "Побуждение"Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?” - Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами. - Назовите самые яркие изменения в природе. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).  "Да-нетка"Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:Это планета земной группы? - нет;Это планета – гигант? – да;Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;Это самая большая планета? – да.Ребята делают вывод, что это планета Юпитер. Этап  3 Этап 4ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ ВЫХОДА ИЗ- ЗАТРУДНЕНИЯПриёмы Приёмы "Составление алгоритма " "Разрешение парадоксов" "Слепая таблица " "Помощники""Птичий базар " "Тема в виде проблемного вопроса""Цепочка " "Отгадай ребус, загадку, шараду…""Расшифруй! " "Проблемная ситуация""Кластер " "Подводящий диалог ""Починить цепочку " "Работа над понятием« "Расшифруй!"Расшифровать схематическую запись,  прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи "Починить цепочку"Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном  порядке словами и действиями. "Проблемная ситуация"Проблемная ситуация «с затруднением».Тема:  Сложение и вычитание с переходом через десяток. 3+5= 7+3=2+7= 4+4=5+2= 7+6=– Почему вы не можете решить последний пример? (Мы не можем сложить, получается больше 10.) Чему будем учиться на уроке? «Сокращенные»Побуждающий диалог от проблемной ситуацииТема: Правила переноса Помогите составить предложение. солнца яркие цветы любят первые лучи весенниеЗапись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать? Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА Приёмы "Мини – рассказ" "Упрости!" "Создай коллекцию" "Проблемный поиск" "Пары сменного состава" "Послушать – сговориться – обсудить" "Облака мыслей" "Ромб ассоциаций "  Аукцион""Феномен""Чего больше?""Реклама""Учимся сообща""Я беру тебя с собой" Этап 6ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Приёмы "Мини – рассказ"Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе. "Упрости!"Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала). «Аукцион»По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает».Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект. «Феномен»На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания. Этап 7  Этап 8  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУС САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ Приёмы Приёмы"Фактологический диктант " "Повторяем с контролем""Цифровой диктант " "Повторяем с расширением""Буквенный диктант " "Свои примеры""Тренировочная к/р " "Приведи примеры""Блиц-контрольная " "Починить цепочку""Творческий тест " "Раздели на группы""Соответствие фактов и понятий " "Дай информацию""Рядом с художником " "Восстанови текст" "Назвать, одним слово" "Кроссворд " "Тренировочная к/р" Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников "Творческий тест"Проверка на уровне восприятия:Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос            - впиши пропущенное слово;- закончи предложение;- дай ответ на вопрос;- творческие задания "Повторяем с расширением"Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания "Восстанови текст"1.Заполнить «слепой» текст словами или числами2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе3. восстановите текст из перепутанных  неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках. Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приёмы"Опрос – итог""Пантомима""Азбука""Анкета""Цветные поля""Увеличение – уменьшение""Синквейн""Толстый и тонкий вопрос""Телеграмма""Шкатулка« "Азбука"Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой.Побеждает группа с самым длинным списком. "Синквейн"Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. "Телеграмма"Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. 'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. "Шкатулка"Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. 'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя? Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках. РЕФЛЕКСИЯ Китайская мудрость гласит: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь."