Урок по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Конспект урока
ОУ: МБОУ СОШ №180 Заельцовского района города Новосибирска
ФИО учителя: Поломошнова Неля Владиславовна, учитель биологии
Номинация: Урок с использованием персонального компьютера.
Предмет: Биология
Класс: 8
Номер урока в теме: 2 урок в теме «Пищеварение».
Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.
Цель:
Познакомить учащихся с анатомо-физиологическим строением ротовой полости, изучить строение и функции зубов, показать роль слюны в пищеварительном процессе.
Задачи:
Обучающие: формировать знания о единстве структуры и функции ротовой полости, как органа, в котором начинается пищеварение; дать сведения о фистульном методе изучения функции слюнных желез, о рефлекторной регуляции слюноотделения, значении работ И.П. Павлова в области пищеварения.
Развивающие: развивать у учащихся понятие системы органов пищеварения, умение сравнивать и делать выводы, умение применять полученные знания в собственной жизни, формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием современной цифровой техники, формирование навыков самоконтроля.
Воспитывающие: формирование культуры труда, эстетическое воспитание, санитарно-гигиеническое воспитание на основе гигиенических правил ухода за полостью рта, профилактики зубных заболеваний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:
- техническая составляющая: компьютер, электронное приложение: Сферы. Человек. Культура здоровья.
- дидактическая составляющая: презентация, тест, карточки по теме, настенные таблицы.
УМК:
1.Учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс.
2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс.
Дополнительная литература:
1.Энциклопедия для детей Аванта + “Человек” том 18 часть первая М. Аванта 2001 г.
2. Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека” М. “Просвещение” 1978 г.
Основные понятия:
пищеварение, ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, пульпа, кариес, пульпит, обработка пищи, глотание.
План урока (с указанием времени):
Вводная часть. (2)
Проверка домашнего задания. (10)
Изучение нового материала. (20)
Закрепление нового материала. (10)
Домашнее задание. (3)
Время урока: 45 минут.






Ход урока

Этап урока
Что делают
Использование интерактивных средств (с указанием времени)


Учитель
Ученики


1.Вводная часть
а) организация класса
б) связь с предыдущим материалом урока
в) постановка познавательных задач к уроку.



Вводное слово учителя, рекомендация дополнительной литературы для учащихся.


Совместно с учителем определяют и формулируют цели и задачи урока.

Демонстрация слайда (приложение 2).

2.Проверка домашнего задания
а) что такое питание и пищеварение?
б) из каких отделов состоит пищеварительный канал?


Индивидуальный опрос.
Работа по карточкам, выполнение теста в электронном приложении.

Тест контроль в электронном приложении Сферы.

3.Изучение нового материала
а) вкусовые ощущения (язык)
б) слюнные железы и их значение
в) строение зубов, жевание, уход за зубами, заболевания
г) глотание
д) обобщение.


Рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, презентации.


Составление опорной схемы.


Видеоролик «Пищеварение в ротовой полости» (приложение 1), презентация (приложение 2).

4.Закрепление нового материала
а) какие основные процессы происходят в ротовой полости
б) какую роль играет слюна в обработке пищи?
в) какое строение имеют зубы?
г) подведение итогов.


Демонстрация слайда
(приложение 2), объяснение.


Обсуждение предложенных вопросов (3 мин.) по группам.
Анализируют полученные результаты, формулируют выводы.

Презентация (приложение 2),
тест тренажер
(1 человек от группы выполняет задания в электронном приложении Сферы).

5.Домашнее задание
а) изучить п.31
б) выполнить лабораторную работу на стр.170


Инструктаж.


Запись в дневнике.


Демонстрация слайда (приложение 2).


На данном уроке биологии использование средств ИКТ позволяет:
Рационально организовать познавательную деятельность школьников: изучить процесс пищеварения в ротовой полости с использованием видеоролика и презентации, составленной учителем. Работа с этими средствами проводится на всех этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, объяснении выполнения лабораторной работы, а также для подготовки к контрольным упражнениям. Вся наглядность расположенная на слайдах презентации, никогда не «состарится», не будет занимать много места и всегда будет яркой и красивой. Учащиеся могут переписывать информацию со слайдов, и учитель может не диктовать материал несколько раз.
При оценке качества знаний учащихся по теме используются тесты тренажеры и тесты контроля электронного приложения Сферы, которые позволяют объективно проверить и оценить знания учащихся и сэкономить время на уроке. Использование компьютера на уроке (видеоролик, презентация, электронное приложение Сферы) сделало этот урок наглядным и понятным.
Заголовок 1 Заголовок 315