Конспект урока по технологии (агротехнологии) Уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив (яблоня, слива и вишня).


Учитель технологии Сергеева Т.В. МБОУ « ЦО № 48»
Урок по сельскохозяйственному труду, 7 класс.
Тема: Уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив (яблоня, слива и вишня).
Цель:
Сформировать знание по уходу за плодовыми культурами и подготовке их к зиме.
Задачи:
Образовательные: дать начальное представление по уходу за плодовыми деревьями в осенний период.
Воспитательные: формировать инициативу, умение работать в группе; чувство любви к природе и окружающему миру, в котором мы живём.
Развивающие: самостоятельность, творчество, мыслительные операции
Формируемые УУД:
личностные - проявлять интерес к теме урока, уметь осуществлять поиск необходимой информации; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства,
предметные - знать порядок подготовки сада к зиме.
метапредметные - уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, работа с учебником.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: биология.
Оборудование и наглядные пособия : мультимедийная доска; ПК для показа презентации по теме «Уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме», учебник по сельскохозяйственному труду;
План урока:
1 Организационный момент
2.Проверка усвоения предшествующих тем.
3.Рассказ учителя новой темы. Записи в тетради.
4 Показ презентации.
5. Работа с учебником
6.Подведение итогов (вопросы для закрепления изученного) Домашнее задание( записи в тетради, учебник стр.149-150). Выставление оценок.
Вопросы для повторения предшествующих тем.
На какие культуры подразделяются плодовые деревья? (Семечковые и косточковые).
Перечислите семечковые культуры. ( яблоня , груша)
Перечислите косточковые культуры. ( вишня, черешня, абрикос, слива, персик).
Назовите ягодные культуры. ( Крыжовник, смородина красная и черная, малина, ежевика, земляника)
Назовите орехоплодные культуры. (Фундук, грецкий орех, миндаль)
Перечислите цитрусовые культуры ( апельсин, мандарин, лимон,лайм, грейпфрут)
Что относится к субтропическим культурам? ( инжир, гран, хурма, ананас)
Строение плодового дерева. Раздаются карточки. Необходимо обозначить на рисунке крону, штамб, корневую шейку, побег продолжения, центральный проводник, скелетные веточки, обрастающие веточки, корни горизонтальные и обрастающие..Правила выбора места под посадку плодового дерева.
.Правила техники безопасности при посадке деревьев.
Какое основное удобрение мы закладываем в яму?( органическое удобрение)
Где должна находится корневая шейка при посадке деревьев?
.Почему деревья лучше сажать осенью, чем весной?
Тема урока «Уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив (яблоня, слива и вишня).»Рассказ учителя с просмотром презентации и записями основных положений в тетрадь.
В середине осени уже необходимо начинать готовить сад к зиме. С деревьев снимают оставшиеся плоды и убирают падалицу. Начинают сбор листьев, в которых очень много вредителей и возбудителей болезней. Опавшие листья необходимо собрать в компостную кучу и обязательно пересыпать известью.
В сухую и безветренную погоду нужно обязательно сделать осеннюю обрезку плодовых деревьев. Сделать это нужно до заморозков, потому что при низких температурах ветки на деревьях становятся очень хрупкими, а зимой на древесине появляются трещины и дерево может погибнуть.
Свежие срезы зачищаются ножом и замазываются садовым варом. В начале с деревьев срезаются все сухие ветки, а затем, те , которые растут внутрь кроны.
С деревьев нужно снять, поставленные летом ловчие пояса для вредителей и обязательно их сжечь.
Для борьбы с вредителями применяется такой простой способ, как рыхление приствольного круга с обязательным переворотом земли. Личинки, находящиеся в земле попадают на поверхность почвы и зимой замерзают от мороза.
Для защиты сада от вымерзания применяется влогозарядный полив. Поливать можно в лунки или в приствольный круг. Затем землю необходимо обязательно замульчировать, что бы не появилось трещин. Для этого можно использовать рыхлую землю, хвою, компост или торф.
Для того, чтобы защитить дерево от весенних солнечных ожогов, дерево белят известью с добавлением медного купороса и глины. Медным купоросом мы уничтожаем на коре дерева вредителей, а глина необходима для того, чтобы дождями не смыло побелку с дерева. Белят деревья до нижних скелетных веток.
Можно использовать и готовую побелку для деревьев, которая продается в магазине..
Работа с учебником. Стр.149-151. Самостоятельно изучить обрезку плодовых деревьев.
Закрепление изученного материала.
1.Перечислить меры по подготовке деревьев к зиме.
Уборка листвы
Перекопка почвы
Снятие ловчих поясов
Обрезка деревьев
Опрыскивание от вредителей и болезней
Побелка деревьев
Влагозарядный полив.
2.Зачем мы снимаем ловчие пояса?
3.Для чего делается побелка деревьев?
4. Что такое влагозарядный полив? Для чего он делается и как?
5.В какие сроки делается обрезка деревьев?
6. Когда и для чего делается омоложение плодовых деревьев?
7. В течении какого времени проводится омоложение деревьев?( в течении 2-3 лет. А через 3-4 года дерево полностью восстанавливается).Рефлексия.
Что нового ты узнал на уроке, что может тебе пригодится в повседневной жизни?
Понравился ли тебе этот урок или нет? Поднимите правую руку , если да, и левую, если нет.
Выставление оценок. Домашнее задание. Учебник стр.149-151 .Записи в тетради.