Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Студеновская средняя общеобразовательная школа Илекского района Оренбургской области

Приложение
к адаптированной образовательной программе

«Рассмотрено»
на заседании ППК
Руководитель ППК:
_________ Н.П.Мурина
Протокол от __.08.2016 года № 1


«Согласовано»
зам. директора по УВР
МБОУ Студеновская СОШ
________ Н.А. Щуклина
Протокол пед.совета
От_____2016 года № 1
«Утверждаю»
директор
МБОУ Студеновская СОШ
_________ Л.Н. Левина
приказ от _____2016 года № ____


Рабочая программа учебного предмета
«География»
для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
Класс: 6
Форма обучения: домашняя
Срок реализации: 2016-2017 учебный год


Составитель: учитель
МБОУ Студеновская СОШ
Илекского района
Оренбургской области
Ходак Максим Петорович



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для обучающегося 6 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2012 года под редакцией В.В.Воронковой.
Нормативно-правовым основанием для разработки являются следующие документы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей от 05.09.2013 года № 07-1317;
Приказ Минобрнауки РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ от 30.05.2012 года № МД-583/19 "О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»";
Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации";
Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации";
Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 № 1186, от 24.09.2007 № 1216).
Адаптированная образовательная программа МБОУ Студеновская СОШ.
Индивидуальный учебный план для обучающегося 6 класса Уразгалиева Александра МБОУ Студеновская СОШ на 2016-2017 учебный год.

Обучающийся 6 класса - ребенок с легкой умственной отсталостью. Имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено. Ограниченно формируется понимание и использование речи. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у школьника с легкой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации продолжительность его увеличивается. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения, либо формирование заново. Общемоторное развитие нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий. У обучающегося возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. Развитие навыков самообслуживания существенно отстает. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев. Обучающийся полностью зависит от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Изучение географии в школе призвано сформировать у обучающегося элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Преподавание географии по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых учащихся должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. Обучающийся познакомится с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

Цель обучения географии:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе.
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Описание места учебного предмета «География» в индивидуальном учебном плане
«География» изучается в 6 классе из расчета 0,5 часа в неделю, 17 часов в год

Содержание тем учебного предмета «География»
Введение
География наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Практические работы:
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Практические работы:
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Вода не земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Практические работы:
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).
План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Практические работы:
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата (1ч). Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практические работы:
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами: Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭ. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.
Практические работы:
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.

Тематическое планирование учебного предмета «География» с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Тема урока
Количество часов

1
Введение
3

2
Ориентирование на местности
1

3
Формы поверхности земли
1

4
Вода не земле
3

5
План и карта
2

6
Земной шар
4

7
Карта России
3


Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Обучающийся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Обучающийся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.


Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Требования к уровню подготовки
дата




план
факт

Введение


География наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе
2 учебная неделя



Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности
Знать и называть компоненты погоды
4 учебная неделя



Географические сведения о своей местности и труде населения
Называть рельеф местности.
6 учебная неделя


Ориентирование на местности


Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам
Уметь: зарисовывать линии, сторон горизонта. Схематически зарисовывать компас.
8 учебная неделя


Формы поверхности Земли


Формы рельефа нашей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов
Уметь: моделировать из сырого песка, глины или пластилина равнины, холмы, овраг, горы, вулкан.
10 учебная неделя


Вода на Земле


Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод
Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Использование рек
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами
Уметь: определять направление течения реки, различать берега и другие части реки.
12 учебная неделя









Острова и полуострова
Уметь: моделировать из пластилина и воды острова, полуострова
14 учебная неделя



Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения
Знать: способы очистки воды
16 учебная неделя


План и карта


Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
Уметь: определять направление на местности и плане. Измерять расстояние на местности и плане
18 учебная неделя



План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Уметь показывать на географической карте границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)
20 учебная неделя


Земной шар


Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты. Земля планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе
Знать основные сведения о Земле, как о планете солнечной системе.
22 учебная неделя



Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский)
Знать и показывать на карте объекты: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида
24 учебная неделя



Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Понимать неравномерное освещение Земли. Знать пояса освещенности.
26 учебная неделя



Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов

28 учебная неделя


Карта России


Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов
Знать границы нашей Родины, пограничных государств.
30 учебная неделя



Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Знать и показывать на карте: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
32 учебная неделя



Река Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море
Знать и показывать на карте: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море
34 учебная неделя






Приложения к рабочей программе:
Критерии оценивания знаний, умений и навыков
обучающихся по биологии:
Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.
Отметка «5» - правильно по заданию учителя проведено наблюдение; -полно раскрыто содержание материала в объеме программы; -четко и правильно даны определения; -ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4» -раскрыто основное содержание материала; -в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения. -ответ почти самостоятельный; Отметка «3» -усвоено основное содержание материала; -определения понятий не четкие; -допущены ошибки и неточности в изложении.
Критерии оценивания знания учащихся 2 уровня.
Отметка «5» -правильно по заданию учителя проведено наблюдение; - раскрыто содержание материала в объеме программы ; - четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя; - ответ самостоятельный. Отметка «4» -раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя; -в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения. -ответ почти самостоятельный; Отметка «3» -усвоено основное содержание материала; -определения понятий не четкие; -допущены ошибки и неточности в изложении. Мониторинг осуществляется через: · Пересказ в соответствии с планом. · Ответы на вопросы. · Использование учебника как справочника. · Самостоятельные работы. · Контрольные работы. · Тестовый материал. · Экскурсии. · Наблюдения.










Заголовок 1tђ Заголовок 2tђ Заголовок 315