Рабочая программа по информатике 2 — 4 классы (автор Н.В.Матвеева)


ИНФОРМАТИКА
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373(зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., №17785), изменений, внесённых в Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241);
- Основной образовательной программы начального общего образования (новая редакция) Приказ №102 от 21.05.2015г.
Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.
На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.
В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2011 г.). Они направлены на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с базовой системой понятий информатики;
- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Непрерывность обучения информатики со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования. Уже во втором классе начальной школы необходимо довести до детей понимание того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль информации, закодированной текстом или иным способом, которая может хранится в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как универсальный инструмент по обработке данных.
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.
Информатика – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.
Изучение информатики позволит детям:
Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;
Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;
Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;
Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;
Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.
Каждый урок информатики в начальной школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:
теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
ответов на вопросы;
выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность осознанной.
Место курса в учебном плане
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе во II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, вIII классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Основное содержание программы
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:
Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
2-й класс(34 часа)
Виды информации. Человек и компьютер (8 часов)
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Кодирование информации (9 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.
Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Тестирование по теме «Кодирование информации»
Числовая информация (7 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Память компьютера: электронная лампа, ламповая память.
Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер»
Данные и компьютер (8 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.
Обработка текстовой информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Контрольная работа по теме «Текстовая информация».
Резерв 2 часа
3 класс(34 часа)
Повторение пройденного во втором классе (6 часов)
Человек и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Контрольная работа (тестирование)
Действия с информацией (9 часов)
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление
информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией»
Объект и его характеристика (9 часов)
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Объект и его характеристика»
Информационный объект и компьютер (10 часов)
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Информационный объект и компьютер»
4 класс(34 часа)
Повторение (6 часов)
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.
Тестирование
Понятие, суждение, умозаключение (9 часов)
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Понятие, суждение, умозаключение»
Модель и моделирование (8 часов)
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Модель и моделирование»
Информационное управление (7 часов)
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Контрольная работа по теме «Информационное управление»
Тематическое распределение часов во 2 классе
№ Разделы, темы Количество часов
Примерная/авторская программа Рабочая
программа
1 Виды информации. Человек и компьютер 8 часов 8 часов
2 Кодирование информации 9 часов 9 часов
3 Числовая информация и компьютер 7 часов 7 часов
4 Данные и компьютер 8 часов 8 часов
5 Закрепление (резерв) 2 часов 2 часов
Итого 34 часа 34 часа
3 класс
№ Разделы, темы Количество часов
Примерная/авторская программа Рабочая
программа
1 Информация 6 часов 6 часов
2 Действия с информацией 9 часов 9 часов
3 Объект и его характеристика 9 часов 9 часов
4 Информационный объект 10 часов 10 часов
Итого 34 часа 34 часа
4 класс
№ Разделы, темы Количество часов
Примерная/авторская программа Рабочая
программа
1 Повторение пройденного в 3 классе 6 часов 6 часов
2 Понятие, суждение, умозаключение. 9 часов 9 часов
3 Модель и моделирование. 8 часов 8 часов
4 Информационное управление. 7 часов 7 часов
Повторение, проекты, резерв 4 часа 4 часа
Итого 34 часа 34 часа
Планируемые результаты по предмету  «Информатика»
2 класс
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные    Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные
моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные
1) владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
класс
Личностные результаты
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта.
Познавательные
поиск информации ;использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные
подготовка выступления;
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
класс
Личностные
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Требования к уровню подготовки обучающихсяК концу 2 класса ученик должен:
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
правила работы с компьютером и технику безопасности;
что данные – это закодированная информация;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
что данные – это закодированная информация;
что информацию можно представить числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
уметь:
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
работать с текстами на экране компьютера.
К концу 3 класса ученик должен:
понимать:
• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
• что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
• что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
• что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
• что данные — это закодированная информация;
• что тексты и изображения — это информационные объекты;
• что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
• как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
• кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;• называть и описывать различных помощников человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
• пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
• пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео записей.
К концу 4 класса ученик должен:
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
что данные — это закодированная информация;
что тексты и изображения — это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Формы контроля
В течение учебного года планируется провести 4 тематические контрольные работы. Практические занятия отдельно не выносятся, они проводятся как этап урока соответственно возраста обучающихся (15 мин). Также проводятся следующие виды деятельности:
Чтение текста.
Выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради.
Наблюдение за объектом изучения (компьютером).
Работа со словарем.
Эвристическая беседа.
Разбор домашнего задания.
Тексты контрольных работ имеются в тетрадях для контрольных работ (см. список УМК), а также электронные контрольные работы имеются в электронном учебном пособии.
Виды учебной деятельности
простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств
моделирование
решение доступных конструкторско-технологических задач.
простейшее проектирование
 чтение текста
выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради
компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
работа со словарем
эвристическая беседа
разбор домашнего задания
физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Формы организации образовательного процесса:Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач
Образовательное путешествие
Творческая мастерская
Познавательная лаборатория
Исследование
Презентация
Диагностика
Проектирование
Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника
Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).
Учебно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. Полежаева О. А. Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителяМ.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 191 с.: ил.
3. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Тетрадь для контрольных работ для 2 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
6. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Тетрадь для контрольных работ для 3 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
7. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Тетрадь для контрольных работ для 24 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Программное обеспечение
Операционная система.
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
Программа-калькулятор.
Электронное учебное пособие и ЦОР – цифровые образовательные ресурсы (общедоступные и бесплатные).
Материально –техничесое и информационно – техническое обеспечение
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Настенная магнитная доска (2 шт.)
Ноутбук (5 шт.)
Мультимедийный проектор
Принтер лазерный
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Линейка классная пластмассовая
Транспортир классный пластмассовый
Угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов)
Циркуль классный пластмассовый
Модель циферблата часов
Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с лавочками.
Стол учительский с тумбой.
Тумбочка
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.