РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУКЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ


РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУКЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад.
Значение этого явления очень велико. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения,проектной деятельности.
Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Так, в этом учебном году провожу творческую исследовательскую работу с ученицей 9 класса по теме "Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков".
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Работая над проектом можно сделать вывод, что проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый класс.
Основные требования к использованию метода проектов:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде происходит формирование устойчивой положительной мотивации учебной деятельности, ученик чувствуется себя субъектом учебно – познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса - его личные цели, что именно он играет не подчиненную, а главенствующую роль.
Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации. Но не стоит забывать, что главными участниками олимпиадного движения все-таки являются дети и что подготовка к участию в олимпиадах для них существенная дополнительная учебная нагрузка. В тоже время участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии.
При разработке заданий для олимпиады необходимо учитывать ряд специфических особенностей, обусловленных социальным заказом к подготовке специалистов современного производства. В частности:
•     задания должны способствовать углубленному изучению предмета;
•     формировать навык поиска оптимального решения.
Проводить разработку олимпиадных заданий целесообразно, основываясь на следующих принципах:
•    задания должны быть оригинальными (незаимствованными) и содержать элемент нестандартности, позволяющий участнику олимпиады показать не только знания, но и сообразительность;
•     в условии задачи не указывается метод решения (это касается математики, физики). Олимпиадные задачи, как правило, допускают множество подходов к решению, приводящих к необходимым результатам;•     решение заданий может требовать применения понятий учебных дисциплин, известных обучающемуся, но редко используемых в основном курсе. Необходимо включать задания из разделов, входящих в расширенный курс;
•           обязательно наличие заданий, с которыми могут справиться абсолютно все участники олимпиады.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить школьника всем приемам решения лингвистических задач и олимпиадных заданий, невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут встретиться в заданиях, научить владеть всеми персоналиями по литературе. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и состоит роль учителя.
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.
Подготовка школьников к олимпиадам
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения;
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности.