Рабочая программа учебного предмета «Естествознание» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Студеновская средняя общеобразовательная школа Илекского района Оренбургской области

Приложение
к адаптированной образовательной программе

«Рассмотрено»
на заседании ППК
Руководитель ППК:
_________ Н.П.Мурина
Протокол от __.08.2016 года № 1


«Согласовано»
зам. директора по УВР
МБОУ Студеновская СОШ
________ Н.А. Щуклина
Протокол пед.совета
От_____2016 года № 1
«Утверждаю»
директор
МБОУ Студеновская СОШ
_________ Л.Н. Левина
приказ от _____2016 года № ____



Рабочая программа учебного предмета
«Естествознание»
для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
Класс: 6
Форма обучения: домашняя
Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Составитель: учитель
МБОУ Студеновская СОШ
Илекского района
Оренбургской области
Ходак Максим Петорович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа естествознание для обучающегося 6 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2012 года под редакцией В.В.Воронковой.
Нормативно-правовым основанием для разработки являются следующие документы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей от 05.09.2013 года № 07-1317;
Приказ Минобрнауки РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ от 30.05.2012 года № МД-583/19 "О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»";
Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации";
Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации";
Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 № 1186, от 24.09.2007 № 1216).
Адаптированная образовательная программа МБОУ Студеновская СОШ.
Индивидуальный учебный план для обучающегося 6 класса Уразгалиева Александра МБОУ Студеновская СОШ на 2016-2017 учебный год.

Обучающийся 6 класса - ребенок с легкой умственной отсталостью. Имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено. Ограниченно формируется понимание и использование речи. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у школьника с легкой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации продолжительность его увеличивается. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения, либо формирование заново. Общемоторное развитие нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий. У обучающегося возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. Развитие навыков самообслуживания существенно отстает. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев. Обучающийся полностью зависит от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Изучение естествознания в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни.
Преподавание естествознания по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых учащихся должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.
Цель обучения естествознания:
Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»;
нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета

Описание места учебного предмета «Естествознание» в индивидуальном учебном плане
«Естествознание» изучается в 6 классе из расчета 0,5 часа в неделю, 17 часов в год

Содержание тем учебного предмета «Естествознание»
Природа
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры  градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух  плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Почва
Почва  верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной  органическая часть почвы. Глина, песок и соли  минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы  плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Тематическое планирование учебного предмета «Естествознание» с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Тема урока Тематическое планирование
Количество часов

1
Введение
2

2
Вода
5

3
Воздух
3

4
Полезные ископаемые
3

5
Почва
4


Планируемые результаты освоение учебного предмета «Естествознание»
Обучающийся должен знать:
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы
- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающийся должен уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема.
Требования к уровню подготовки
Дата




План
Факт


Введение. Живая и неживая природа.
Знать: Природа, живая, неживая, тела природы. Наблюдать за природой, сравнивать тела живой и неживой природы.
1 учебная неделя



Планета Земля.
Знать: Солнце, планета, Земля. Называть планеты, сравнивать их.
3 учебная неделя



Вода. Вода в природе. Свойства воды.
Знать: Вода в воздухе, почвы, растениях, животных. Свойства воды: текучесть, нет постоянной формы, нет запаха, нет цвета.
5 учебная неделя



Три состояния воды.
Знать: Твердое, жидкое, газообразное состояние воды, айсберг.
7 учебная неделя



Чистая и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Знать: Чистая, мутная вода. Питьевая вода. Дождевая вода.
9 учебная неделя



Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве.
Знать: Использование воды человеком.
11 учебная неделя



Бережное отношение к воде. Охрана воды в нашем городе.
Знать: Охрана воды
13 учебная неделя



Воздух. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Свойства теплого и холодного воздуха.
Знать: Газообразное тело. Объем воздуха. Теплый и холодный воздух.
15 учебная неделя



Движение воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха.
Знать: Ветер. Сила ветра. Ураган. Кислород, углекислый газ, азот. Водяной пар. Дыхание.
17 учебная неделя



Чистый и загрязненный воздух. Борьба за чистоту воздуха.
Знать: Чистый воздух, примеси. Охрана воздуха.
19 учебная неделя



Полезные ископаемые Полезные ископаемые. Гранит. Песок и глина. Каменный уголь.
Знать: Полезные ископаемые, способы добычи. Прочный, Твердый. Разрушение. Кварцевый песок. Производство стекла. Свойства, разнообразие, применение, добыча.
21 учебная неделя



Нефть. Природный газ.
Знать: Свойства нефти, применение, добыча. Свойства природного газа, его добыча и применение.
23 учебная неделя



Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Сталь. Алюминий.
Медь и олово.
Знать: Руда, добыча. Свойства стали, ржавчина, борьба с ржавчиной. Свойства, добыча, применение полезных ископаемых.
25 учебная неделя



Почва. Почва – верхний и плодородный слой Земли.
Знать: Почва, слои, плодородие
27 учебная неделя



Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песчаные и глинистые почвы.
Знать: Перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли. Перегной, значение перегноя. Песчаные и глинистые почвы.
29 учебная неделя



Основное свойство почвы плодородие.
Знать: Плодородие.
31 учебная неделя



Повторение по теме: Вода. Повторение по теме: Воздух. Повторение по теме: Полезные ископаемые.
Знать: Основные понятия и явления.
33 учебная неделя



Приложение к рабочей программе:

Критерии оценивания знаний, умений и навыков
обучающихся по биологии:

Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.

Отметка «5» - правильно по заданию учителя проведено наблюдение; -полно раскрыто содержание материала в объеме программы; -четко и правильно даны определения; -ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4» -раскрыто основное содержание материала; -в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения. -ответ почти самостоятельный; Отметка «3» -усвоено основное содержание материала; -определения понятий не четкие; -допущены ошибки и неточности в изложении.
Критерии оценивания знания учащихся 2 уровня.
Отметка «5» -правильно по заданию учителя проведено наблюдение; - раскрыто содержание материала в объеме программы ; - четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя; - ответ самостоятельный. Отметка «4» -раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя; -в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения. -ответ почти самостоятельный; Отметка «3» -усвоено основное содержание материала; -определения понятий не четкие; -допущены ошибки и неточности в изложении. Мониторинг осуществляется через: · Пересказ в соответствии с планом. · Ответы на вопросы. · Использование учебника как справочника. · Самостоятельные работы. · Контрольные работы. · Тестовый материал. · Экскурсии. · Наблюдения.










Заголовок 1tђ Заголовок 2tђ Заголовок 315