Олимпиадное движение, как одно из условий личностного роста учащихся, на примере предмета географии


Олимпиадное движение, как одно из условий личностного роста учащихся,
на примере предмета географии
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Для меня важной частью учебного процесса является проведение школьных олимпиад. Олимпиады проводятся ежегодно во всех возрастных параллелях, с целью выявить мотивированных и одарённых учеников, для организации их последующего развития, способствуют развитию интереса к предмету. В олимпиаде принимают участие все желающие.
При разработке олимпиад составляю вопросы как по основному программному курсу, так и за его рамками. Основная группа вопросов отражает профиль изучаемого курса. Остальные вопросы касаются сопредельных областей знаний, экологической и краеведческой составляющих курса. Для каждого учебного уровня разрабатываю свой перечень заданий и вопросов, которые должны проверить не только теоритические знания, но и умения применять их на практике для решения конкретных проблем. Включаю задания требующие поиска школьниками необходимой для их выполнения недостающей информации.
Использую разнообразные виды заданий для проведения олимпиад (викторины, мини-сочинения, ответы на задания вопросника, пилотные проекты и др.). Выбор видов заданий зависит от возрастной группы участников. По завершению олимпиад знакомлю учащихся с правильными ответами. Стараюсь как можно быстрее довести результаты олимпиад до сведения участников.
Очень важно обеспечить индивидуальное развитие обучающихся – призёров и победителей конкурсов и олимпиад в рамках школьной программы работы с мотивированными и одарёнными обучающимися.
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работой. Запросы школьников, увлекающихся географией, значительно шире. Моя задача как учителя поддержать такой интерес, закреплять и развивать его. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная общегеографическая работа, которая является добровольной.
Часто бывает, что у учащихся узкие интересы при изучении географии, например, изучение политической карты мира, вулканов и гор. Моя задача – расширить кругозор, воспитать образованного ученика, любящего природу, науку, формировать определённые географические умения.
Индивидуальный план работы с учащимся состоит из 3-х этапов:
отборочный этап, участие в школьной олимпиаде;
теоритический этап, развитие умение и навыков, погружение учащихся в предмет;
практический этап, решение олимпиадных заданий.
Теоритический этап.
Очевидно, что выучить географию и развить необходимые компетенции за один год невозможно, поэтому в течение всех лет обучения в школе учащиеся не только принимают участие в олимпиаде, но и в системе готовятся к ней, благодаря этому они приобретают уверенность в себе.
Занятия начинаются со знакомства со средствами и инструментами географии (атласами, географическими словарями, альманахами). Особое внимание следует уделить школьным учебникам и дополнительной литературе. Школьные учебники с четвёртого по восьмой классы – это отличный источник для изучения географии. Необходимо пользоваться учебниками более высокого уровня, например для учащихся колледжа. Несмотря на то, что они сложные для чтения, но если учащийся понимает основы географии, то там школьники находят более полную информацию по большинству тем.
Важным моментом для развития учащихся является чтение дополнительной литературы по географии. Чтение повышает интерес школьников к предмету, воспитывает стремление к постоянному общению с книгой. Все чемпионы олимпиад разделяют страсть к чтению. Чтобы заинтересовать учащихся книгами географического содержания на занятиях зачитываю отрывки из книг, даю краткие аннотации книг и журналов; на стенде в кабинете размещён список рекомендуемой литературы и Интернет-сайтов. Кабинет оснащён небольшой «Библиотекой путешественника», справочной литературой, периодическими изданиями: журналы «Лазурь», «Наука и жизнь», «Путешествие по свету», «Муравейник», «Свирель», «Юный натуралист».
Следующий шаг – это изучение «языка» карт: научить школьников за короткое время извлекать из карты большое количество информации (уметь работать с тематическими картами, свободно оперировать географическими понятиями). После того, как учащиеся свободно научатся читать карту, необходимо выучить наиболее важные названия мест, так как число названий огромно, необходимо рассматривать в двух группах:
физической:
-континенты,
-океаны,
-наивысшие высоты,
-самые низкие отметки,
-10 самых больших морей,
-10 самых больших озёр,
-10 самых больших островов,
-самые длинные реки,
-главнейшие горные системы,
-географические крайности (самое жаркое место, самая большая вершина, самое холодное место, самый большой каньон, самое влажное место, самое сухое место, самый длинный риф, самый высокий водопад, самые большие приливы);
политической: страны Северной Америки, страны Южной Америки, страны Европы, страны Африки, страны Азии, Австралия, Новая Зеландия и Океана.
Я не просто мотивирую механически заучивать названия и цифры. Главное, чтобы учащиеся находили каждый элемент или место на карте, узнавали что-то новое о нём и о том, что находится рядом.
Так как учащиеся выполняют олимпиадные работы без карт, без географических атласов, без справочников, необходимо чтобы школьники умели составлять свои мысленные карты. Изучение географических форм и названий мест, в конечном счёте, создаст в сознании учащихся так называемые мысленные карты. Учащиеся должны представлять не только то, где находится то или иное место, но также и то, что располагается рядом с ним. Далее добавляют на мысленную карту большое количество информации: физической (природные зоны, климатические зоны), политической, культурной (плотность населения, религия, языки), экономической (мировая экономика, торговля, транспорт). Возможность воссоздать мысленную картину мира характеризует всех чемпионов олимпиад. Но чтобы достичь такого уровня знаний, требуется долгая кропотливая работа с атласами и словарями и хорошее понимание масштаба карты.
Преодоление этапа заучивания названия мест подготовит учащихся к работе над самой большой и наиболее важной задачей при подготовке к олимпиаде: познанию основных физических и культурных взаимосвязей. Понимание того, что наш мир функционирует как внутренние взаимосвязанная и единая динамическая система - это и есть суть всей географии. Изучение этих взаимосвязей научит учащихся комбинировать и сочетать сложную географическую информацию с мысленными картами. Это достигается благодаря умению сопоставлять информацию. Сочетание известных элементов поможет учащимся ответить на очень специфические вопросы. Например, какой город недавно пострадал от жестокого землетрясения: Токио или Омаха? Учащийся может и не знать о последних землетрясениях, но зная, что Токио находится в Японии, островной стране на восточной оконечности Азии, расположенной вдоль тектонического Огненного кольца, а Омаха – это город в штате Небраска, США, расположенный в центре Североамериканского плато. Так как большее число землетрясений происходит вокруг края Тихого океана, чем где бы то ни было, следовательно, правильный ответ – Токио.
И ещё один немаловажный момент, на всех этапах подготовки к олимпиаде - необходимо обращать внимание учащихся, что география находится вокруг нас: на уроках истории, литературы, биологии, изобразительного искусства, математике и даже в школьной столовой (соус чили). С хорошими мыслительными картами, возможностью комбинировать информацию из различных источников учащиеся могут думать географически. Только в этом случае школьники научатся понимать основные закономерности, которые влияют на нашу окружающую среду, культуру и экономику, тогда придёт время научных наблюдений в естественных условиях.
Практический этап, решение олимпиадных заданий. Широко использую в работе тестовые задания. Необходимость применения тестов обусловлена тем, что задания олимпиад составляются в форме тестов (теоретический тур). Поэтому использую их и в качестве контроля знаний на уроках, и в системе индивидуальной работы с одарёнными детьми, и при подготовке к олимпиадам.
Используя при подготовке к олимпиаде развивающиеся задачи по географии, это даёт уникальную возможность охватить как можно больше географических тем, развивать у учащихся образное видение карты, привлекать для решения знания из других предметов.
Важным моментом при подготовке к олимпиаде считаю участие школьников в конкурсах, викторинах.
Чтобы выполнить задания конкурсов, необходимо изучить много нового материала. При этом учащиеся расширяют кругозор, узнают новый фактический материал, события, научные гипотезы. Всё это, несомненно, пригодиться на олимпиадах.
Осуществление целенаправленной системы работы дает следующие результаты:
•олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных знаний;
•происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности;
•достигаются победы на олимпиадах разного уровня;
•победители и призеры олимпиад пользуются большим авторитетом среди учащихся, поддерживают высокий статус предмета;
•в процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков.

И в заключении хочу отметить, что олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством для его личностного роста.
Литература:
Жучкевич В.А. Вопросы и задачи по географической карте и глобусу. – М.: ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА, 1981
Клюшникова Н.М. Олимпиады по географии.- Волгоград: КОРИФЕЙ, 2006
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. – М.: РОСТ, 2012
Низовцев В.А., Марченко Н.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. – М.: Айрос-пресс, 2008
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. – Волгоград.: Учитель, 2013