Проблемное обучение по дисциплине «Русский язык и культура речи» для профессионального самоопределения обучающихся в ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева»


Проблемное обучение по дисциплине  «Русский язык и культура речи» для профессионального самоопределения обучающихся в ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева»
Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
Р.Декарт В настоящее время культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности тому, кто не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию. Знания по языку необходимы любому специалисту. Вот наглядный пример.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Способность говорить грамотно, понятно, убедительно как для работников правоохранительной деятельности, так и для документоведа, кадровика, архивиста и секретаря - референта является  одной из составляющих профессии. Признаком сегодняшнего дня считается упрощение речи, уход от норм литературного языка.
Будущий работник правоохранительной деятельности должен уметь правильно построить общение с клиентом, четко и ясно излагать свои мысли. Именно этому способствует дисциплина «Русский язык  и культура речи», так как она является основой  для формирования общих компетенций при подготовке специалистов среднего профессионального образования любого профиля. Формирование технологической компетентности при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» готовит будущего выпускника к общению, к публичным выступлениям с использованием новых информационных технологий (презентаций), к защите дипломных работ. Правильная речь создает условия для подготовки профессионально грамотного специалиста, способствует установлению доверительных отношений с клиентами. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека.
Я сторонник проблемного обучения, так как в основу системы работы положена теория, исходными идеями которой являются развитие авторской позиции студента и безоценочная реакция на его высказывания. На уроке мною всегда затрагиваются проблемы, которые интересуют студентов,  потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах.
Метод проблемного  обучения активно задействован мной при изучении нового материала,  уроках-лекциях, в процессе индивидуальной работы со студентами.
Цель проблемного обучения: формирование познавательной деятельности студентов  и развитие их творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.  При организации самостоятельной работы студентов я даю задания студентам профессиональной направленности.  Например,  работа с текстом, подготовка сообщения, написание тезисов выступления на предложенные темы, составление и решение кроссвордов, написание сочинения для участия в конкурсе,  публицистической статьи. С  использованием заранее заготовленных синтаксических конструкций они должны составить  диалог «юрист - клиент» и др. задания.  Студенты используют в качестве дополнительного источника презентацию преподавателя, а при подготовке  сообщений о результатах своей деятельности готовят свои  проекты. Мной разработан перечень заданий для студентов. Работы студентов, заслуживающие внимания,  выдвигаются на конкурс. Проблемная ситуация на уроках возникает при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации. На уроке при использовании  проблемного обучения не допускается переутомления, следовательно, применение данной технологии носит здоровьесберегающий характер,  способствует  развитию  речи, логического мышления, воспитывает самостоятельность у студентов, обеспечивает на уроках подлинно творческую деятельность как студентов, так и преподавателя. Студенты легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые.
В соответствии с УМК дисциплин я создала несколько учебных пособий для самоподготовки и самоконтроля студентов по темам, которые используются для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и для работы на практических занятиях, в которых представлены проблемные задания, работа малыми группами, применение информационных технологий, предложены темы проектов. Для организации  контроля домашнего задания использую методику оппонентного рецензирования, которая направлена на формирование коммуникативных способностей студентов  - правила использования речевого этикета  (ошибки в речи работников правоохранительной деятельности, формулирование  правил общения, рекомендованных народным опытом и традицией и сформулированных в русских пословицах, например:Два юриста – три мнения (одного, другого и законодателя).
Год не срок, два урок, три пустяк, пять ништяк.
Бог не фраер, шельму метит. Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Береженного бог бережет, а небреженного острог стережет.
Заявитель - враг дежурной части.
Был бы человек хороший, а статья - найдётся
С помощью заранее заготовленных высказываний,   студент должен убедить слушателей в том, что соблюдение правил речевого этикета создает престижный имидж интеллигентного человека.  Выполнение заданий на уроках предусматривает работу малыми группами (возможность всем студентам участвовать в работе - вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Группа из пяти человек – наиболее удобная группа для учебных целей. Работа малыми группами, оппонентное рецензирование  означают умение работать в команде, потребность во взаимовыручке.  Студенты учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения, уважать мнение других людей.  Каждый понимает, что успех группы зависит от способности брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий, от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных заданиях.
В нашем колледже  обязательным условием в достижении поставленной цели является защита курсовых и дипломных работ, представление результатов практической работы с клиентами по правоохранительной деятельности (защита дневников дуального обучения для студентов правоохранительной деятельности). Одним из критериев оценки за все вышеперечисленные виды работы являются:
грамотность и логичность изложения;
правильность  и точность речи;
убедительность и доказательность представленной информации;
умение корректно отстаивать свои доводы.
В достижении данных результатов работы помогают занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи »  с применением методики проблемного обучения. Каждый урок направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности студентов, которая способствует интеллектуальному развитию.