Консультация:«Повышение конкурентоспособности выпускников дошкольных учреждений через логопедическую деятельность»


«Повышение конкурентоспособности выпускников дошкольных учреждений через логопедическую деятельность»
Качество образования является одним из ориентиров модернизации российского образования, и ему отводится одна из центральных ролей в Национальном проекте "Образование".
К задачам приоритетного национального проекта «Образование» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
В дошкольных образовательных учреждениях воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе. У детей с проблемами речевого развития формирование учебных навыков часто запаздывает. Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма.
Важной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки,
профилактика нарушений письма и чтения;
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательнослушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять
поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и
исправлять ошибки);
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковомуанализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др.).
Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые.
  Учитывая, что дети с нарушениями речи имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
В своей работе наряду с различными здоровьесберегающими технологиями и различными игровыми методами использую один из эффективных методов мнемотехника. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. 
Я их использую для:
Обогащения словарного запаса;
При обучении составлению рассказов;
При пересказах художественной литературы;
При отгадывании и загадывании загадок;
При заучивании стихов.
Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия.
  В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО), основная цель которого – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детского сада.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Однако бурное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Таким образом, в ходе работы в дошкольном учреждении учитель-логопед помимо основной деятельности, попутно решает ряд дополнительных задач, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников дошкольных учреждений.
Учитель-логопед
Бондаренко С.Н.
МБДОУ Очурский
детский сад «Колосок»
Повышение конкурентоспособности выпускников дошкольных учреждений через логопедическую деятельность
Качество образования является одним из ориентиров модернизации российского образования, и ему отводится одна из центральных ролей в Национальном проекте "Образование".
К задачам приоритетного национального проекта «Образование» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определении цели деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.
В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе. В качестве основных показателей готовности ребенка к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств.
У детей с проблемами речевого развития формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающего вида деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости. Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
Коррекционно-логопедическая работа с ребёнком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей.
Образовательные потребности детей реализуются в рамках следующих направлений:
Работа по развитию понимания речи;
Создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
Формирование пространственных представлений и сенсорно-моторных навыков;
Коррекция дефектного звукопроизношения;
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Уточнение и расширение словарного запаса;
Усвоение грамматических категорий;
Развитие психологической базы речи;
Воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
Подготовка к обучению к школе
Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
Важной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки,
профилактика нарушений письма и чтения;
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательнослушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять
поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и
исправлять ошибки);
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковомуанализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др.).
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т.д.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформированное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низкого уровня познавательного интереса тех или иных детей. Превышение нормативов комплектования логопедических групп в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, написанию большего количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с ребенком. Здесь необходима концентрация усилий по преодолению речевой патологии разных специалистов, что само по себе положительно, но хотелось бы не экономить на времени индивидуального общения с ребенком.Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых педагогов и родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или, наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей проблему не решить.  Учитывая, что дети с нарушениями речи имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
В своей работе наряду с различными здоровьесберегающими технологиями и различными игровыми методами использую один из эффективных методов мнемотехника. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. 
Я их использую для:
Обогащения словарного запаса;
При обучении составлению рассказов;
При пересказах художественной литературы;
При отгадывании и загадывании загадок;
При заучивании стихов.
Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия.
  В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО), основная цель которого – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детского сада.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Однако бурное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Таким образом, в ходе работы в дошкольном учреждении учитель-логопед помимо основной деятельности, попутно решает ряд дополнительных задач, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников дошкольных учреждений.
Учитель-логопед
Бондаренко С.Н.
МБДОУ Очурский
детский сад «Колосок»