Презентация учителя — логопеда на тему: Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях


ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист – М» ЮЗАО г. Москва Учитель-логопед высшей квалификации Асеева Ирина Ивановна Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно – развивающих логопедических занятиях Коррекционное обучение предполагает решение следующих задач: Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;. Развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь.Обогащать пассивный и активный словарь;.Совершенствовать грамматический строй речи;Совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности диалогическую речь); Учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);Обучать творческому рассказыванию;. Формировать осознание языковой действительности;Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух;Формировать интонационную выразительность. Основные этапы работы: 1. Обогащение и пополнение пассивного и активного словаря. 2. Обучение связности высказывания;3. Отработка умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания;4. Формирование умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделять общее и различия;5. Сообщение о признаках предмета или явления (описание);6. Сообщение о действии и его развитии (повествование); 7. Сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);8. Составление рассказов :по серии картинок, по заданному плану, на заданную тему;9. Диалог;10. Стили речи (разговорный, книжный)   Задания для формирования универсальных учебных действий в начальной школе.       Виды универсальных действий Критерии оценивания Типовые задания КоммуникативныеУниверсальные действия Умение допускать возможность иной точки зрения. Умение принимать и учитывать позицию собеседника. Умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителями и сверстниками. Умение адекватно передавать информацию в речи, владение монологической и диалогической речью. Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре) 7 летЗадание: «Сочинение сказки по кругу»(работа обучающихся всего класса совместно с учителем)8-10 лет. Коммуникативные универсальные действия Типовые задания: Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре). Возраст: 7 лет.Цель: Формирование коммуникативных действий. Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. соответствующее слово к каждой картинке. Мак сом кот рыба окно часы петухКритерии оценивания: Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное. Уровни оценивания:1. Низкий уровень: обучающиеся не пытаются договориться или не могут придти к согласию, каждый настаивает на своём.2. Средний уровень: обучающимися достигается частичное взаимопонимание.3. Высокий уровень: обучающиеся достигают взаимопонимания в процессе активного диалога, обмениваются необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности, проверяют результат своей работы. Задание: «Сочинение сказки по кругу» (совместно с учителем) Цель: Формирование коммуникативных действий. Возраст: 8 – 10 лет.Описание задания: обучающиеся всего класса по очереди придумывают по одному предложению, продолжающему сюжет сказки, учитель направляет деятельность обучающихся, указывает на нарушения. Критерии оценивания: Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное. Уровни оценивания:1. Низкий уровень: обучающиеся не учитывают мнение одноклассников, не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.2. Средний уровень: обучающиеся понимают возможность разных точек зрения и допускают, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не могут обосновать своё мнение.3. Высокий уровень: обучающиеся активно обсуждают возможные варианты развития событий в сказке, следят за реализацией принятого замысла.