Урок-обобщение в конце изучения главы — линейная функция

Обобщающий урок
«Боевое плавание» по теме
« Линейная функция»:
Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе; учебник «Алгебра -7»под редакцией Теляковского.
Тема урока по учебному плану: Линейная функция.
Форма урока: обобщающий урок
Класс: 7

Цели:
Образовательные: повторить знания по теме «Функции».
Развивающие: развивать интерес к предмету, показать практические приложения темы.
Воспитывающие: воспитывать критическое отношение к своим знаниям, учить сравнивать, делать выводы.
Оборудование: Компьютер + медиапроектор (слайды), раздаточный материал, рисунок корабля, магниты.
Оформление доски: Записана тема урока, рисунок корабля.
ХОД УРОКА
I этап. Сообщение задачи урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим с вами плавание на боевом корабле, будем принимать участие в боевых учениях. А где мы будем плавать, можно узнать, если выполним задание 1.
II этап. Актуализация ЗУН учащихся, необходимых для практического применения знаний
Разгадайте кроссворд: (Слайд №4)

Кроссворд по теме "Линейная функция"



























 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 









 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 











 
 
 
 
 
 
 














 
 
 
 
 
 












 5
 
 
 
 
 
 











 6
 
 
 
 
 
 
 
 
 













 
 
 
 
 











 8
 
 
 
 
 
 











































Если угловые коэффициенты линейных функций равны, то прямые ...
Числовой множитель, стоящий перед переменной
Вторая координата точки
Часть прямой, ограниченная точками
Инструмент для построения прямых;
В формуле y=kx+b x и y - ...
График линейной функции
Зависимость одной переменной от другой

Что вы прочитали в выделенном столбике?

Учитель: Да, сегодня мы на боевом корабле будем путешествовать по линейным функциям. Назначим капитана корабля, в подчинение к нему штурмана, механика, боцмана, моториста, а остальные –матросы.
2) Блиц – опрос(Слайд №5)
Чтобы начать путешествие надо проверить готовность экипажа к отплытию. Проверим капитана и штурмана, насколько они знают «район плавания». Прошу капитана и штурмана к нашей карте (стенд «Путешествие по стране Математика»). Они будут по очереди отвечать на мои вопросы по «району плавания» - функциям. В случае затруднения им помогает экипаж.
Вопросы:
Что называется функцией?
Как по-другому называется независимая переменная?
Как по-другому называется зависимая переменная?
Что называется областью определения функции?
Что называется множеством значений функции?
Какая функция называется линейной?
Что называется графиком функции?
Что является графиком линейной функции?
Какая функция называется прямой пропорциональностью?
Что является графиком прямой пропорциональности?
Где расположен график прямой пропорциональности, если: а) k > 0;
б) k < 0?
Когда графики двух линейных функций:а) пересекаются; б) параллельны?
III этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
1) Графический диктант. «Работа с навигационными приборами». (Слайд №6)
( Два варианта; по одному ученику с каждого варианта с обратной стороны доски выполняют задания. В конце диктанта взаимопроверка – уч-ся обмениваются тетрадями).
На ваших приборах (координатные плоскости) вы будете моделировать графики движения кораблей условного противника.
Вариант № 1
Вариант № 2

1.Движение кораблей противника описывается прямой пропорциональностью,

k < 0. (Моделируем)
k >0. (Моделируем)


2. Движение описывается формулой


у= - 4.
у= 3.


3. Движение описывается формулами:

у = 5х; у = 5х + 4.
у = - 2х; у = - 2х - 8.


4. Моделируем движение нашего корабля и движение кораблей противника.

а)Наше движение задано формулой
у = -2х, движение корабля противника у = -2х + 2. Встретятся ли корабли?
а)Наше движение задано формулой
у = 3х,движение корабля противника у =3х-2. Встретятся ли корабли?

Наше движение задано формулой
у = -3х, движение корабля противника у = 2х + 2. Встретятся ли корабли?

Наше движение задано формулой
у = -2х, движение корабля противника у = 3х -1. Встретятся ли корабли?

Задание «Сбой навигационных приборов». (Слайд №7)
Члены экипажа судна показали, что все они вполне могут принять участие в боевых учениях. Мы выходим в открытое море, наша задача обнаружить и уничтожить суда условного противника.
Но, полундра! Вдруг отказали все бортовые системы корабля и навигационные приборы, а нам нужно срочно вычислить предполагаемые координаты точек встречи с судами противника. Нам известны формулы движения нашего судна и судна противника. Как узнать координаты точек встречи?
(Трое работают у доски, а остальные на местах получают индивидуальные задания.)
у = - 14 – 2,5х и у = 1,5х - 18; (Ответ: (8;-6)).
у = 10х-8 и у = - 3х+5 (Ответ: (1; 2)).
у = 14х и у = х + 26 и др. (Ответ: (2; 28)).
А капитан и механик решают вопрос: как не попасть под обстрел противника (получают карточки):
Составьте формулу для нашего движения, если движение снарядов можно описать формулой у = 1,5х так, чтобы снаряд не попал на корабль.







Задание « Повышение своей боеготовности». (Слайд №8)
Займемся повышением своей боеготовности.
Радист: «Наш корабль получил сигнал о нахождении в близлежащих водах 4 кораблей. Удалось расшифровать формулы движения одной пары. Другая пара движется по тому же правилу, но одна формула неизвестна. Установите ее.
у = 5х + 2; у = 5х,
у = - Зх + 8 ?
Задание «Уничтожение условного противника». (Слайд №9)
Радист получил задание от головного корабля, в котором указаны координаты 5 кораблей условного противника. Вот они:
В(2; -1); С(3; 2), K(-4; 2), D (0; 4), М(- 5; 0). (Один ученик отмечает с помощью магнитных точек все указанные точки на координатной плоскости.) Наша задача уничтожить эти корабли. Для этого вы должны составить такую формулу, чтобы смогли «попасть» в указанные точки. (Например, у = - 0,5х, у = 4х - 10, у = 2х + 6, у= 8х + 4, у = 2х + 10.)
IV. Подведение итогов.
Учитель: Корабли условного противника уничтожены. Боевая задача решена. Благодарю экипаж корабля за службу». (Слайд №10)
(Выставляются оценки за участие в «боевом плавании»).