Статья Формирование БУДов на уроках трудового обучения: характеристика базовых учебных действий и перечень учебных действий — в адаптированной программе по Цветоводству и декоративному садоводству

Формирование БУДов на уроках трудового обучения: характеристика базовых учебных действий и перечень учебных действий - в адаптированной образовательной программе по «Цветоводству и декоративному садоводству»


Главная и конечная цель учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе – подготовить обучающихся к самостоятельной, реальной жизни в социуме, чтобы они обладали достаточными ЗУН для применения в практической плоскости профильного трудового процесса, чтобы были востребованы в том или ином секторе экономики. На протяжении всех лет обучения необходим мониторинг, срез, контроль динамики усвоения знаний, навыков, умений и развития детей для своевременной корректировки учебно-воспитательного процесса, организации индивидуальной и дифференцированной работы. Самой эффективной формой такого контроля, мониторинга является программа формирования базовых учебных действий (БУДов). С ее помощью мы можем наиболее полно и объективно конструировать модель выпускника, конкретно для каждого обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей. Универсальной модели выпускника специальной коррекционной школы одинаково для всех обучающихся разработать невозможно: нельзя предугадать, каким будет в процентном отношении окончательный результат усвоения учебной программы, каким будет объем ЗУНов. Но разработать эталон модели, к реализации которого нужно стремиться, необходимо. Мониторинг с помощью механизма реализации программы БУДов позволяет скорректировать работу педагога, проводить системный и постоянный анализ индивидуального развития ребенка, его личностных и предметных результатов.
На примере трудового обучения в практической плоскости предлагаю ознакомиться с содержанием базовых учебных действий на моих уроках.
Характеристика базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
Включают следующие умения: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Включают следующие умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
Включают следующие умения: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Относятся следующие умения: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов.
Вот как представлены связи базовых учебных действий с содержанием учебного предмета – профильный труд – «Цветоводство и декоративное садоводство»: предлагаю вашему вниманию перечень учебных действий:
Личностные учебные действия:
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
-соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).
Регулятивные учебные действия:
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач коллективный поиск средств их осуществления.
Познавательные учебные действия:
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.