Технология индивидуального и группового обучения. Формирование познавательного интереса обучающихся к предмету географии, через групповую и индивидуальную формы работы.

Технология индивидуального и группового обучения.
Формирование познавательного интереса обучающихся к предмету географии, через групповую и индивидуальную формы работы.

Учитель географии высшей категории МОУ Гимназии №1 Центрального района города Волгограда Потапова Татьяна Николаевна.

«Ваши замыслы, все Ваши поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А.Сухомлинский
В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания и методов обучения в общеобразовательной школе. Для достижения этого необходимо, чтобы деятельность обучающегося была бы предопределена мотивом, так как только положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включённость учащихся в активную деятельность на уроке. Такая активизация создает общий положительный фон для появления интереса к учению.
В своей работе я рассматриваю познавательный интерес как качество личности и как важный мотив обучения.
Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений (умение вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовым придти друг другу на помощь), через общение как фундаментальный вид деятельности, способный обеспечить формирование и развитие личности школьника, формирование ее интересов. Под индивидуальной работой понимаю опору в учебном процессе на познавательные интересы учащихся, изучение и использование их потенциальных возможностей. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, определение социального заказа основывается на общественной оценке образовательно-воспитательного потенциала географии и экологии. Общество заинтересовано в географической и экологической грамотности населения, особенно в современных условиях. Экологическая и хозяйственная активность населения, переход на рыночные отношения, проблемы обеспечения сырьем, энергией, продовольствием, регулирование межнациональных отношений – все эти процессы осуществляются с меньшими издержками при условии географической и экологической грамотности действующих субъектов.
С другой стороны, экономические трудности, приоритет материальных ценностей приводят к потере популярности видов деятельности, основанных на географических и экологических знаниях. Следствием этого является падение интереса к данным предметам, как к неперспективным, то есть, не обеспечивающим возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии. Таким образом, сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.
Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития познавательных интересов, а также формирование понятийного аппарата на уроках географии путем использования возможностей групповой и индивидуальной работы с учащимися. Актуальность данного опыта заключается еще в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед современной школой.
В основу данного опыта положена, в первую очередь, концепция развития познавательного интереса Г.И.Щукиной. Представления о вариантах организации работы в группах я получила, изучив методику “Обучение в сотрудничестве” Е.С.Полат. Благодаря общности цели и задач, успех команды зависит от вклада каждого, что стимулирует, с одной стороны, индивидуальную ответственность каждого перед группой, а с другой - ответственность группы за каждого своего члена. Ведущая идея заключается в том, что развитие познавательных интересов осуществляется путем взаимодействия субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов и исключающее развитие “академизма”, эгоцентризма и других проявлений изолированности познавательного интереса в структуре личности через использование технологии сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения.
Реализация ведущей идеи описанного в работе опыта осуществляется путем активного сочетания различных форм индивидуальной и групповой работы. При этом основным направлением является организация работы в группах. Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Мною разработана система уроков с использованием методов обучения технологии сотрудничества, где, на мой взгляд, удачно применимы и методы ИКТ и других педагогических технологий. Это как отдельные уроки в теме, так и полностью темы. Например, тема “Внутренние воды России” в курсе географии 8 класса.
1 урок – «Разнообразие внутренних вод России. Реки» – комбинированный с элементами работы в группах. На данном уроке в группах изучаются особенности рек бассейнов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.
2 урок – «Особенности рек России» - мозаичный (группы гетерогенные - у каждой свое задание). На данном уроке групповая работа используется для контроля знаний и умений.
3 урок – «Разнообразие и особенности озер России» – пресс-конференция (группы формируются произвольно). На этом уроке работа в группах используется для изучения нового материала. Каждая группа представляет редакцию определенного журнала или газеты и освещает информацию со своей позиции. Учащиеся распределяют должности (роли) главного редактора, художника, технического редактора и др. и готовят репортаж.
4 урок – “Болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота” - мозаичный (гетерогенные группы, у каждой свое задание).
5 урок – Зачетный урок. При отборе учебного материала учитываю, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть не новым, не объемным, доступным для самостоятельного изучения и понимания. При разработке темы учитываю степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с изученным. Составляю карточки для групп. Отмечаю, на что при ответах учащимся необходимо обратить внимание. Материалы распределяю с учетом подготовки каждого ученика. При комплектовании групп учитываю уровень коммуникативных склонностей по результатам диагностики. В каждой группе есть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы. Для удобства работы мы расставляем парты в классе так, что каждая группа, состоящая из 4-5 учеников, занимает две парты, поставленные друг напротив друга. При таком расположении парт школьникам легче общаться, делать общую работу.
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой. После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой (если задания были разные). Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и т.д. При выполнении заданий проверочного характера, группой, учителем и самим учеником заполняется оценочная карточка и выставляется итоговая отметка.

Самооценка
Отметка, поставленная группой
Отметка, поставленная учителем
Итоговая отметка







Такой подход к отметке не случаен, т.к. в основе мотивов познавательной деятельности подростков (10-15 лет) лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют:
мотив “отметки”;
совпадение оценки и самооценки;
стремление к личностному совершенствованию.
Познание своих возможностей происходит под влиянием общения, которое является сильным побудителем познавательного интереса.
На практике я вижу, что вместе ребятам учиться интереснее, легче и значительно эффективнее.









13PAGE 15


13PAGE 14115