Электронные образовательные ресурсы и их дидактические возможности в образовательном процессе. Особенности применения ЭОР на уроках открытия нового знания в 8 классе по предмету «информатика и икт» в условиях реализации фгос


Кафедра «Информатики и информатизации образования»Выпускная квалификационная РАБОТАЭлектронные образовательные ресурсы и их дидактические возможности в образовательном процессе. Особенности применения ЭОР на уроках открытия нового знания в 8 классе по предмету «информатика и икт» в условиях реализации фгос. Клюбина Елена ЕмельяновнаМОУ Гимназия №8Учитель информатики АктуальностьЦели, задачиПонятие ЭОРНормативно – правовая базаКлассификация ЭОРПрименение ЭOР на различных этапах урокаПоиск ЭОР по информатике в сети «Интернет»Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭOРОсобенности использование ЭOР на этапе объяснения нового материала Урок «Человек: информация и информационные процессы» ЗаключениеСписок литературы Формирование ИКТ компетентности у школьника может педагог, который владеет методикой применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов. Несмотря на то, что учителя являются активными пользователями современных информационных технологий, они испытывают трудности в методике применения ЭОР в учебном процессе. Вопрос о методике использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе является актуальным. Цель работыповышение профессиональной компетентности педагога в использовании электронных образовательных ресурсов для повышения качества образовательного процесса в ходе реализации ФГOС НOO. Задачиповысить свою профессиональную компетентность при освоении информационно-компьютерных технологий.разнообразить методы преподавания, рациональнее использовать время на уроке.создание медиатеки по предметам. ЭОР  - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Нормативно – правовая база, обеспечивающая внедрение ЭОР в образовательный процессФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (ст. 15, 16, 18);решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № А4-18040;Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10(Приложение № 2);  Классификация ЭOРЭOР классифицируются по следующим категориям:функции, выполняемой в учебном процессе (дидактическая функция);степени дидактического обеспечения учебного процесса;виду образовательной деятельности;характеру представления информации;степени интерактивности;режиму доступа. Применение ЭОР на различных этапах урока объяснения нового материала: (в основе деятельности лежит личное участие учащегося в процессе, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс проходит в условиях вовлечения школьника в познавательную деятельность);ЭOР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков;Контроль и оценка знаний, умений и навыков:(контрольный и тестовый режимы, проектная деятельность, программы – тренажёры). Адреса ФЦИОР в Интернет:http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральный портал Российское образование;http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;http://eorhelp.ru/ - электронные образовательные ресурсы. Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭOР(традиционные и инновационные)К традиционным относятся:соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам . К основным инновационным качествам ЭOР относятся обеспечение всех компонентов образовательного процесса:получение информации;практические занятия;аттестация (контроль учебных достижений). Использование ЭOР на этапе объяснения нового материала Изучение нового материалаПервичная проверка понимания новой информацииЗакрепление знаний и способов действий Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Изучение темы начинается еще дома с домашнего задания с использованием очередного учебного блока ЭOР. В начале урока достаточно просмотреть результаты домашней работы учеников и организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, сформулировать общие выводы. Таким образом, время на проверку домашнего задания и знакомство с новым материалом намного уменьшается. можно провести совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя коллекцию ЭOР. появится возможность организовать коллективную работу и учащиеся смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной работы. на этом этапе урока можно организовать работу в группах, которые выполняют разные практические задания. Затем ученики обменяются опытом в процессе представления результатов своей работы. Учащиеся на одном уроке получат гораздо больше полезной информации.В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или изучить очередной модуль с новым материалом.В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. учебная база данных;учебно-методический комплексучебно-методическое пособие методические указания практикумытесты, комплекты тестовых заданий;справочники;словари;изобразительные средства наглядности условно-графические средства наглядности анимированные средства наглядности; звуковые электронные документы;библиографические каталоги;обучающие игры, программы платформы для их создания;другие учебно-методические разработкипредметные средства наглядности межпредметные области;учебный предмет;тема (раздел) предмета;часть темы. поурочное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудио);сопровождение практикумов, самостоятельной работы, дистанционного обучения, самообразования, системы повышения квалификации; сопровождение воспитательной работы;сопровождение управленческой деятельности. мультимедийный: разнообразная информация используется равноправно и взаимосвязано для решения определенных задач;изобразительный: графические материалы, видео- и анимационные продукты;аудио: содержит цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;текстовый: содержит в основном текстовую информацию; гипертекстовые структуры с небольшим количеством иллюстраций, без интерактивных включений;электронный аналог печатного издания активный (поток информации главным образом направлен от учащегося к ресурсу (например - моделирование, вопросники и пр.);описательный (поток информации главным образом направлен из ресурса к учащемуся (например - тексты, видеоклипы, графические материалы и гипертекстовые документы);смешанный. локальный электронный ресурс – электронный ресурс, предназначенный для локального использования и распространяемый на переносимых электронных носителях;сетевой электронный ресурс – электронный ресурс, доступный неограниченному кругу пользователей через телекoммуникационные сети. «Информация как знания человека. Восприятие информации человеком». Цель: ввести понятие «информация»; познакомить учащихся с видами информации и основными информационными процессами: прием-передача, хранение, обработка.Задачи:- обучающие: ввести понятие «информация» и «информационные процессы»; познакомить с видами информации и информационными процессами.-развивающие: развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;развитие навыков критического мышления.-воспитательные: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе;развитие навыков сотрудничества при работе в паре. Тип урока: урок – изучения нового материала с использованием ЭОРФормы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповаяНеобходимое техническое оборудование: персональные компьютеры с операционной системой MS Windows и установленной программой MS PowerPoint;мультимедийный проектор;Интернет, ЭОР В сфере личностных результатов у учеников будут сформированы:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;установка на здоровый образ жизни.В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;проводить итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды; В сфере познавательных универсальных учебных действий ученик научится:осуществлять поиск выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;использовать знаково-символические средства;выделять существенную информацию из сообщений разных видов;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;проводить сравнение и классификацию объектов.В сфере коммуникативных универсальных учебных умений ученик научится:адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что — нет. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этап урокаНазвание используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя(в мин.)1.Организационный моментЗдравствуйте. Я рада видеть вас. Итак, начнем. Запишите сегодняшнюю тему урока: «Информация как знания человека. Восприятие информации человеком».Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация к работе.Приветствие учителя, доклад дежурного 1 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этап урокаНазвание используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя(в мин.)2.Объяснение новой темы:а) ввод понятия «информация»б) виды информацииг)основные информационные процессыЧто означает слово «информация»? Где человек встречается с информацией? (приведите примеры). Термин «информация» происходит от латинского «informatio» – разъяснение, осведомление, изложение. Как человек воспринимает информацию? (органами чувств). (ЭОР 1) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swfНазовите органы чувств: 5 органов чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус).(ЭОР 2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swfИнформация может быть представлена в разных видах: текстовая, графическая, числовая, звуковая… Интересно, что животные воспринимают информацию по-разному. Как вы думаете почему? (ЭОР 3,4) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca889a6-1fb1-4451-81f1-bbd11a619787/%5BINF_010%5D_%5BAM_03%5D.swfhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swfМожно выделить следующие информационные процессы: хранение информации ,передача информации, обработка информации (ЭОР 5) Презентация "Действия с информацией"Объяснение нового материала.Демонстрация ЭОРСлушают и принимают участие в беседе;условно-пассивная формаПросматривают ресурс Активная форма20 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этап урокаНазвание используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя(в мин.)3ФизкультминуткаРаз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сестьВыполняет вместе с учениками физкультминуткуВыполняют вместе с учителем физкультминутку.Активная форма14Закрепление Самостоятельная работа учащихся за компьютерами (ЭОР 7,8,9) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec17d4c-ae8e-4744-ad5d-7644bbe9553a/2_34.swfОбъяснение самостоятельной работы.Консультирование.Выполняют самостоятельную работу парами на компьютерах.Активная форма14 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этап урокаНазвание используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя(в мин.)5Итоги урокаПодводит итогиОтвечают на вопросы;оценивают свою работуАктивная форма26Домашнее заданиеРабочая тетрадьзадание №6-7Комментирует домашнее задание, определяет проблемные вопросы Самопроверка учениками освоения системы понятий изученной темыСлушают, записывают в тетрадь д/зАктивная форма2 ЗаключениеВ результате проведенной работы была достигнута цель по выявлению особенностей применения ЭОР в условиях реализации ФГОС. Эта работа подтвердила эффективность применения ЭОР:повышение мотивации обучения, увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников;обеспечение дифференцированности обучения;совершенствование контроля знаний;повышение качества обученности.Результаты данного исследования можно широко использовать в массовой практике учителям- предметникам, если они работают в соответствии с принципами ФГОС. Для его реализации нет каких-либо ограничений и представленные в опыте педагогические средства и методы – это всего лишь варианты, дающие положительные результаты. ЛитератураИспользование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 сКонцепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – URL :http://www.edu.ru/db/mо/Data/d_02/393.htmlТеория и методика обучения информатике : учебник / [ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭOР)? – URL : www.ed.gоv.ru/news/kоnkurs/5692http://www.intuit.ru/studies/cоurses/12103/1165/lecture/19307?page=2 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ