Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в школе.


Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в школе.
Специфика работы педагога состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. Он должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя методы и изобретая новые.
В своей деятельности педагог применяет различные технологии. Особое внимание уделяется групповым технологиям. Они позволяют вовлечь во взаимодействие большое количество детей, развивают коммуникативные УУД. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).
Цель применения групповой работы:
обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, при проведении внешкольной досуговой деятельности; формирование жизненно необходимых навыков и компетенций; актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие педагога носит опосредованный характер: «через группу - на личность».
Важность именно групповой формы занятий обусловлена и тем, что она приобщает детей к условиям коллективной познавательной деятельности.
Приемы групповой работы: игровые упражнения, ролевые и настольные игры, мозговой штурм, моделирование, дискуссия, диалог и т.д.
Обучение детей навыкам групповой работы начинается с первых занятий. Сначала ученики работают в паре, а затем в микрогруппах («тройках», «четверках» и т.д.) постепенно увеличивая состав группы в зависимости от общего количества детей. Состав групп постоянно меняется, что обеспечивает непрерывное развитие коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также способствует профилактике социальной дезадаптации.
На первых занятиях с детьми необходимо выработать правила работы в группе, которые напоминаются при выполнении групповых заданий. Цель: помочь детям понять, что успех и не успех группы зависит от каждого из них, от их взаимопонимания и взаимовыручки.
Очень важна в работе рефлексия. Она может проводиться в различных формах. Например, участникам предлагается высказаться свои ассоциации с встречей: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы… собака» или нарисовать: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению». Задача педагога-психолога корректировать, создавать, укреплять, повышать климат группы.
Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать с миром, будучи субъектом. Применение в школьной практике групповых форм работы способствует повышению уровня знаний у учащихся и развитию личностных качеств ученика в целом.