Занятие кружка История родного края Фольклор коми-пермяцкого народа (4 класс)


Название кружка:История родного края.
Класс:4»а»
Тема:Фольклор коми-пермяцкого народа.
Цель:формирование у учащихся начального представления о многообразии бытовой культуры народов Прикамья.
Задачи:
Выделить общее и особенное в быте и культуре коми-пермяцкого народа.
Познакомить учащихся с фольклором коми-пермяцкого народа.
Продолжить знакомство с историей названий прикамских населенных пунктов.
Формировать уважительное отношение к культурному наследию.
Продолжить формирование представлений об истории края как неотъемлемой части истории страны.
Оборудование: карточки со словами, пословицы, календарь, костюмы для учеников, а/з «Народная музыка».
Методическая литература: «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Литература Прикамья» хрестоматия, «Родное Прикамье» хрестоматия, Н.А. Князева «Маленький Пермяк» 4 класс, Г.Н. Чагин «Народы и культуры Урала в XIX – XX вв.»
Оргмомент.
Приветствие. Входят 2 ученика в костюмах.
- Здорово живете! Честь имею кланяться. Сумею ли понравиться?! (мальчик)
- Здравствуйте! Честь и почтенье всем без исключенья! (девочка)
- Как живете? Живем – хлеб жуем, щи варим, душу не морим!
- Что новенького? Старое по-старому, как мать поставила!
- Проходи, садись; откуда, чей – скажись!
- Коми-пермяки мы.
Вступительное слово учителя.
- У нас в Прикамье – более 80 разных народов. Живут они дружно и нераздельно, но у каждого народа есть свой язык, своя история, своя культура. У каждого – свой фольклор.
1. Коми-пермяки.
Коренное население Прикамья, или, как говорят, исконное. Коми-пермяками называют себя потомки тех, кто поселился когда-то в тайге, в бассейне реки Иньвы (показ на карте). Они говорят на финно-угорском наречии, на этом же наречии говорят их далекие родственники в Финляндии.
Коми-пермяцкий народ имеет свою территорию. Это самостоятельная часть России – Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар (показ на карте).
2.Легенда о Кудыме.
Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. На месте древнего святилища, что находилось на высокой горе, Кудым построил укрепленное поселение (городище) – «кар». Перед этим у него был долгий спор с людьми своего племени. Они боялись осквернить «жилище богов» и место поминания предков: уж слишком суровая кара грозила – ползать всю жизнь на четвереньках.
Долго думал Кудым и наконец решился – протянул руки к солнцу и сказал:
«Солнце лесное! Открой ты людям глаза, дай им разум и покажи, где им жить!» и тут все увидели, как солнце осветило горную кручу.
Кудым воскликнул:
- «Само солнце указало, где нам жить!» Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. По сей день в современном Кудымкаре сохраняются остатки древнего городища VII – XV вв.
3.Фольклор.
- И так у каждого народа есть свои легенды, у каждого свой фольклор.
Фольклор – английское слово (folklor), и означает оно народное искусство, знание.
- Запишите в тетрадь.
- Вы уже, наверно, догадались, какая тема нашего занятия?
Сообщение темы и целей.
Фольклор коми-пермяцкого народа.
Фольклор – народное поэтическое творчество. Это легенды, сказки, песни, пословицы, загадки, которые появились очень давно, когда еще не было письменности. Они передавались из уст в уста. Бабушки рассказывали и пели их своим внукам, а те – своим. Миновали столетия. Ученые собрали произведения устного народного творчества, писатели их обработали.
- Подумайте, чем эти произведения отличаются друг от друга, а в чем схожи. На этот вопрос вы ответите в конце занятия.
1. Песенки, потешки. (звучит музыка)
- Песенное творчество коми-пермяков отличается большой сложностью содержания и стиля, хотя тематика его не особо многообразна. Большинство песен представляют сцены народной жизни: труда, праздников. Значительное место занимают лирические песни. много песен охотников, бурлаков.
Но мы с вами остановимся на детском фольклоре. К детскому фольклору относятся колыбельные песни, близкие к ним насказульки, потешки, созданные самими детьми считалки и дразнилки. В детском фольклоре особое место занимают считалки, потешки, дразнилки. Их так много, как детей на земле, потому что каждый ребенок играя, может придумать свои слова. Но какой-то стишок оказывается наиболее удачным, и его начинают повторять другие.
Из далекого далека пришла к современным детям коми-пермяцкая считалка. Кто ее придумал и когда – никто не знает.
- Когда вы во что-то хотите поиграть, вы считаетесь. Послушаем коми-пермяцкие считалки (3 ученика).
- Многие детские песенки похожи на игру, сценки.(2 ученика разыгрывают песенку «Чив – чив, воробей»)
- А какую вы знаете похожую песенку?
- Когда дети играют, они любят представлять себя взрослыми. В одной детской песенке отражается такая игра «во взрослых».
«Бородушка-борода»
Много лет поют мамы своим деткам колыбельные песни, придуманные их бабушками и прабабушками.
«Колыбельная»
2.Частушки.
Самый молодой жанр народного творчества. Неотъемлемой частью фольклора коми-пермяков явилась частушка. Появились они в конце XIX века, а у коми-пермяков в 20 – 30 годы. В частушках также отражается жизнь народа, часто высмеиваются отрицательные поступки людей. Обычно песни исполняли без музыкального сопровождения. Этот обычай дошел и до наших дней. Хотя в древние времена играли на ритуальном инструменте – наборе дудочек из полых травяных стеблей, называемом пэляны. Многие частушки сохраняют местный говор – диалект.
3.Пословицы и поговорки.
Среди пословиц, сложенных коми-пермяцким народом, много мудрых мыслей о воспитании, в них отражается быт и труд народа, его взгляды на жизнь и любовь, семью, счастье. Кроме того, они учат, наставляют, указывают норму поведения в семье и обществе, дают оценку явлениям жизни и человеческим поступкам.
Перед вами пословицы. Распределите их по темам: Воспитание. Труд. Родина.
- А какие пословицы нашли вы?
4.Календарь.
- Все знают, что такое календарь. А вот каким был древний календарь коми-пермяков, можно узнать из журнала «Силькан» «Колокольчик», который выходит в Кудымкаре.
- Древние коми-пермяки промышляли охотой, поэтому им важно было знать, в какое время года на каких птиц и зверей можно охотиться.
- Однажды ученые нашли бронзовое кольцо с изображением животных, и когда разгадали его тайну, то поняли, что древние люди делили год на 9 периодов.
Коми-Пермяцкий округ – часть страны.
Закрепление.
- В начале занятия я задала вам вопрос.
- Чем эти произведения отличаются друг от друга?
- Какие человеческие качества в фольклоре воспеваются, а какие – высмеиваются?
Рефлексия
- А теперь оцените свои знания, полученные в ходе занятия, с помощью кружков.
Синий – мне было очень трудно, но я старался.
Красный – знаю и могу рассказать другим.
Зеленый – знаю, но затрудняюсь рассказать.
Итог занятия.
- Что такое фольклор?
- Какие произведения устного народного творчества в него входят?
Идеи фольклора общие для всех народов, но каждый народ выражает их своим языком, в своих национальных традициях. Поэтому так многообразен фольклор даже в пределах одного края.
Прощание.
- Сколь ни прощаться – не миновать, что убираться!
- Всех благ во всех углах!
- Гладенькой дорожки, нырков да раскатов!