Психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Мы — за здоровое поколение»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яблоновская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»








Психолого-педагогическая программа
первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков
«Мы - за здоровое поколение»









Автор:
педагог-психолог
Галустян Галина Михайловна.


с.Яблоново, 2016 г.

Психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков
«Мы - за здоровое поколение» на 2016 – 2019 годы

Основания разработки программы
Профилактическая деятельность образовательного учреждения регламентируется:
- Законом Российской Федерации «Об образовании», устанавливающим ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
-»Концепцией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на 2010-2020 годы»;
-Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
-Письмом Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;
Законом Белгородской области от 12 июля 2012 года № 119 «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области».






Пояснительная записка
В настоящее время наркомания все увереннее выходит на одно из первых мест в спектре проблем, стоящих перед российским обществом. Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства.
По данным социологического опроса в возрастной группе от 11 до 24 лет доля лиц, потреблявших когда-либо наркотики, угрожающе высока - 25%. Средний возраст начала употребления наркотиков 15 - 16 лет. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.
Современная концепция первичного, т.е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.
Научное обоснование программы
Программа базируется на принципах транзактного анализа Эрика Берна, в рамках которого личность представлена в виде трех состояний «Я» (Родитель, Взрослый, Ребенок); теории стресса Ганса Селье; принципах профилактической и реабилитационной работы, предложенных Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским, В.А. Ананьевым. Согласно данной теории, употребление ПАВ в качестве адаптационного механизма к стрессу более вероятно, когда степень стресса высока, а копинг-ресурсы истощены.
В связи с этим возникает необходимость проведения целенаправленной антинаркотической работы среди учащихся школы.
Первичная профилактическая деятельность основана на ряде принципов:
- комплексность;
- дифференцированность;
- аксиологичность;
- многоаспектность.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.
Актуальность программы:
-активное вовлечение учащихся с 13 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ;
-напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей, изменение социального поведения;
-психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу;
-повышение требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Цель программы:
-создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
-создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, формирование у учащихся активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам;
-формирование у подростков здорового образа жизни.
Задачи программы:
-формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам здоровья;
-обучение детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения наркотических средств;
- формирование навыков регуляции эмоций;
- повышение самооценки детей;
-активизация разъяснительной работы с подростками и родителями;
-формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению;
- популяризация здорового жизненного стиля.

Участники реализации программы
Основным звеном программы является коллектив учащихся, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 13 до 17 лет.

Сроки реализации Программы
Реализация Программы ограничена сроком с 2016 по 2019 годы (3года). Достижение цели будет осуществляться по нескольким направлениям через реализацию плана мероприятий Программы.

Содержание программы

Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни – 4 ч.
Правила общения в семье. Отработка стратегий совладающего поведения.
Понятие личности-1ч.
Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
Чувства-1ч.
Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние
Ценности личности- 2 ч.
Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и
твоей личности.
Подросток и его привычки -7 ч.
Как влияет курение на молодой организм. «Скажи « нет!» ПАВ!». Подросток и наркотики. О вреде алкоголизма и наркотической зависимости. Изучение характера отношения подростков к наркомании.
Пути достижения жизненных целей-3 ч.
Профилактика алкоголизма в подростковой среде. Умей противостоять зависимостям. Пути достижения жизненных целей.












Учебно-тематический план


п/п
Тема занятий
Всего
часов
Используемые методики

1
Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
1
Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейна

2
Правила общения в семье
1
Рисуночный тест «Моя семья»

3
Отработка стратегий совладающего поведения
2
Опросник «Способы совладания», (С. Фолкман,
Р. Лазарус)

4
Понятие личности. Структура моей и твоей личности
1


5
Выражение чувств. Отделение чувств от поведения
1
Упражнение «Ассоциации»

6
Ценность моей и твоей личности
2
«Имена-качества»,
формирование
«Я-концепции»

7
« Как влияет курение на молодой организм»
1


8
  « Скажи « нет!» ПАВ!»

2
Беседа, анкетирование

9
Подросток и наркотики
2
Анкетирование родителей


10
О вреде алкоголизма и наркотической зависимости

1


11
Изучение характера отношения подростков к наркомании

1
Диагностика учащихся

12
Профилактика алкоголизма в подростковой среде
1


13
Умей противостоять зависимостям
1


14
Пути достижения жизненных целей
1



итого
18






Мероприятия по реализации программы

п/п
Номер занятия
Наименование мероприятие
Форма проведения
Сроки проведения
Ответствен ный

1
1 занятие
Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Входная диагностика.
Комбинирован
ное
Сентябрь
Педагог-психолог

2
2 занятие
Правила общения в семье.
Упражнения, ролевая игра
Сентябрь
Педагог-психолог, классные руководители

3
3-4
занятие
Отработка стратегий совладающего поведения.
Копинг
октябрь
Педагог-психолог

4
5 занятие
Понятие личности. Структура моей и твоей личности.
Мозговой штурм
октябрь
Педагог-психолог

6
6 занятие
Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.
Комбинирован
ное
октябрь
Педагог-психолог, классные руководители

7
7 -8
занятие
Ценность моей и твоей личности
Комбинирован
ное
ноябрь
Педагог-психолог

8
9 занятие
Как влияет курение на молодой организм
Тренинговое занятие
ноябрь
Педагог-психолог

9
10 -11
занятие
«Скажи «нет» ПАВ»
Комбинирован
ное
декабрь
Педагог-психолог, классные руководители

10
12-13
занятие
Подросток и наркотики

Лекция-мини
Тренинговое занятие
январь
Педагог-психолог, классные руководители

11
14 занятие
О вреде алкоголизма и наркотической зависимости

Лекция

февраль
классные руководители

12
15
Изучение характера отношения подростков к наркомании.

анкетирование
март
Педагог-психолог

13
16
занятие
Профилактика алкоголизма в подростковой среде
Классный час
апрель
классные руководители

14
17 занятие
Умей противостоять зависимостям
 
Тренинговое занятие
Май
Педагог-психолог, классные руководители
 

15
18 занятие
Пути достижения жизненных целей
 
Тренинговое занятие
Июнь
Педагог-психолог





Основные требования к условиям реализации программы:
- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;
- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;
- группа может быть довольно большой (25-30 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;
- занятия может вести не только педагог-психолог, но и классный руководитель;
- Классный руководитель проводят беседы не менее чем два раза в месяц.
В реализации программы используются следующие формы работы: мозговой штурм, ролевые игры, развитие мнений через обсуждение и дебаты, работа в группах и парах, встречи и беседы со специалистами. Работу с родителями через родительские собрания, родительские всеобучи, индивидуальные и групповые беседы, участие родителей в общешкольных мероприятиях.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
К участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания.

Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права участников.
В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: «здесь и сейчас», взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др. Помимо этого психолог, проводящий занятия, действует, руководствуясь «Этическим кодексом психолога».

Сферы ответственности, прав и обязанностей участников программы:
-органы и учреждения, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
-специалисты различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (педагоги, психологи, сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.)

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Специалисты - педагог-психолог, классные руководители, реализующие программу имеют необходимые психологические знания законов развития, возрастной психологии.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (изложен в приложении).
Занятия проводятся в просторном помещении кабинета педагога-психолога. Имеется мультимедийная доска для вывода учебной информации на экран.
Необходимое оборудование: ватманы, маркеры, краски, тетради, ручки по количеству участников, записи с музыкой для релаксации.
Для реализации программы в образовательном учреждении есть Интернет, библиотека.

Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь 2016 - октябрь 2016)
Диагностика трудностей и проблем.
Обработка результатов.
II. Практический (ноябрь 2016 г.- июнь 2019г.)
Реализация программы.
Отслеживание результатов.
Коррекция программы.
Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (август 2019 г.)
Анализ и обобщение результатов.
Соотнесение результатов с поставленными целями.
Оформление и описание результатов.
Выработка методических рекомендаций.
Описание опыта работы по реализации программы.

 Ожидаемые результаты
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать  наркотикам «Нет».
3. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешной личности.

Организация внутреннего контроля за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляют директор образовательного учреждения и заместитель директора по воспитательной работе. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с учащимися.





Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
-оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
-уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.
- изменение отношения к возможному приему ПАВ.
- уровень конфликтности в подростковой среде.
-создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как «Я и другие люди»;
- изменение количества детей, состоящих в «группе риска».
Количественные:
-проведение 18 профилактических занятий;
-составление методических рекомендаций по проведению занятий;
-проведение родительских собраний по темам: «Психологические особенности подросткового возраста», тренинг для родителей «Наркотики и подросток».











Список литературы
1.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.
2. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.
3.Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.
4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.
7. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.
8.Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.
9. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
10.Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. Школа здоровья № 4, 1999г.
11.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.
12. Первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов. Выпуск 1.









ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Основные требования к содержанию программы
Линии
содержания
образования
Составляющие качества образования



Предметно-
информационная
Деятельностно-
информационная
Ценностно-
Ориентированная

Культурно-
историчес-
кая
Знания:
-об опасных влияниях окружения;
- о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость;
-об их действии и последствиях их действия;
- о различных формах зависимого поведения, об их последствиях;
-о причинах зависимости, раннем распознавании зависимостей
Умения:
- познакомиться с собственными «позитивными» и «негативными» чувствами, чувствами других людей, допускать их и серьезно к ним относиться;
-выражать чувства здоровыми способами;
-выражать и отстаивать свое мнение;
-признавать собственные потребности,
способности,
достоинства, слабости и ограничения;
-позволять себе меняться и общаться
Умения:
-признавать собственные потребности,
способности, достоинства,
слабости и ограничения;
-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье.
Осознанное отношение:
- к средствам,
вызывающим удовольствие и зависимость;
- к факторам, способствующим и препятствующим зависимости

Социально-
правовая
Знания:
- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности
Умения:
-правильно вести себя в трудной ситуации;
-реализовать свое право голоса и активного соучастия:
в жизни семьи;
в жизни школы;
в широком общественном жизненном пространстве
Умения:
-осознанно отказываться от опасных предложений;
Формирование
–здоровых ценностей;
-здоровых отношений

Информа-
ционно
методо-
логическая
Знания:
- о способах безопасного поведения;
- о безопасных способах противостояния
Умение:
- предвидеть опасность;
-идентифицировать
ее,
- предотвратить по возможности или уменьшить степень риска,
- любых средств переживать конфликты, кризисы и справляться с ними;
- справляться со стрессом;
- критической рекламы зависимости
Сформированность
- самооценки и самоконтроля, - способности к
принятию эффективных решений в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умения:
-критически оценивать

рекламу любых средств зависимости;
- укреплять самооценку и доверие к себе.

Эколо-
гическая
культура
Знания:
- об опасных предметах и веществах;
- критерии оценки окружающей среды в различных ее аспектах с позиции безопасной жизнедеятельности;
- основные экологические законы;
- понимание места и роли человека в отношениях со средой обитания
Умения адаптироваться в социальной
среде так, чтобы:
-принимать ответственность за свое будущее;
- влиять на окружающий мир так, чтобы: его голос был услышан и поддержан;
-он поверил в себя, в ценность своего существования и действия;
- его самостоятельные волевые усилия и его ответственность были позитивно приняты его ближайшим окружением в семье и школе
Формирование ответственности:
- за свое поведение;
-за свое здоровье;
- за свое будущее

Культура
здоровья
Знания:
- о составляющих здоровья и причинах формирования зависимого поведения
- знать факторы здорового образа жизни
Приобрести умения:
развивать тело и образ мыслей в позитивном направлении
Способность:
- самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение;
- планировать будущее и осуществлять настоящее в соответствии со следующими принципами:
- осознание ценности ЗОЖ;
- выбор здоровой
жизненной позиции;
- умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее




Приложение 2.
Перечень учебной и методической литературы
1.  Битенский  В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев, 1988.
2. Белогуров  С.Б. «Популярно о наркотиках и наркоманиях» – М., СПб, 1998.
3. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
4.  Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского  -М., 1994.
5. Леви В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.
6. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М., 1993
7.Легальные и нелегальные  наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
8. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991
9. Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., Ребус, 1994.
10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога.- М.,1997.
11. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995.
12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
13.   Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на–Дону, 2001.
14.  Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997.
15.  Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000.
16. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998.
17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профиактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ // Вопросы наркологии. 1996. № 4.среде //Вестник образования. № 8.2000 г.
21.  Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2001.  
22.  Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М., 1999.
23.   Шаг за шагом от наркотиков. // Книга для родителей, СПб., 1999.
24.  Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.


















Приложение 3.

Конспекты занятий

Занятие 1. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
Цель: формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
Задачи:
Познакомить с понятием «здоровый образ жизни».
Обучить навыкам целеполагания.
Создать условия для совместного поиска способов достижения поставленных целей.
Обучить навыкам планирования деятельности.
Психолог вместе с группой выстраивает следующую цепочку: мотив - цель - поиск способов достижения - план действий (в соответствии с другими жизненными целями) - реализация плана - достижение. Следующий шаг: поиск способов достижения цели. В этот момент важно обращать внимание на любой способ, который приходит в голову, даже если он кажется нереальным. Важно учитывать все, чтобы случайно не отторгнуть нужное. Дальнейшей ступенькой в логической цепочке по достижению цели является непосредственный план действий. Важно, чтобы план был реалистичным и сочетался с другими аспектами жизни подростка. Обязательно следует учитывать, чтобы весь план был составлен ребенком, а психолог только помогал и объяснял. Заключительный этап занятия - групповой обмен чувствами и мыслями при отсутствии интерпретаций или объяснений. Участникам группы предлагается по очереди ответить на вопросы: «Что нового узнали сегодня на занятии? Как будете использовать полученные знания в своей жизни?»
Диагностика исследования самооценки личности (Дембо – Рубинштейн).




Занятие 2. Правила общения в семье
Цель: формирование конструктивных навыков межличностного общения в семье.
Задачи:
Провести анализ внутрисемейной ситуации.
Сформировать комплекс конструктивных способов общения.
Сформулировать правила внутрисемейного общения.
Технологии: проективные, рефлексивные, психодрама.
Время занятия: 45 мин.
Групповое обсуждение. Ваши ассоциации на слово «семья» (три- пять слов). Рисунок «Моя семья». Каждый участник на бумаге рисует свою семью в виде метафоры. Групповое обсуждение рисунков. В кругу задается вопрос: «Что изображено на рисунке?» Участники группы по желанию высказывают свои ассоциации.
Упражнение «Просьбы и требования». Двое добровольцев садятся в центр круга. Один исполняет роль ребенка, другой взрослого. 1-е задание. Взрослый требует что-либо у ребенка. Что при этом чувствует взрослый, а что ребенок? 2-е задание. Взрослый просит о чем-нибудь ребенка, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует другой. 3-е задание. Ребенок что-либо требует у взрослого. Что при этом чувствует взрослый, а что ребенок? 4-е задание. Ребенок просит о чем-нибудь взрослого. Групповое обсуждение по вопросам: «Узнали ли вы себя и своих родителей в героях сценок? Как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях?»
Упражнение «Фотография семьи». Сейчас мы будем фотографировать вашу семью, расставь участников так, как тебе хочется. Каждый участник по очереди выходит в центр круга и выбирает из группы людей, которые более всего похожи на членов его семьи.
Групповая работа «Правила общения в семье». Каждый участник группы на листе бумаги пишет свой свод правил общения в семье, которые он готов соблюдать. Затем составляется общегрупповой свод правил. Каждое правило принимается и записывается, только если с ним согласны все участники группы. В заключение каждый подписывает свое согласие на соблюдение принятых правил.

Занятие 3-4. Отработка стратегий совладающего поведения
Цель: формирование конструктивных навыков совладающего поведения. Задачи: формирование навыков самоконтроля, поиска социальной поддержки, социальной ответственности, принятия ответственности, принятия решения, положительной переоценки.
Технологии: диагностические, интерактивные.
Время занятия: 90 мин.
Занятие начинается с определения стратегий совладающего поведения. Понятие «копинг», или «преодоление стресса, совладание с ним», рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
Затем следуют упражнения на формирование недостаточно сформированных конструктивных стратегий поведения. Для каждого копинга подобраны определенные упражнения. Учитывая психологические особенности подростков, имеющих опыт употребления ПАВ, к деструктивным копингам специалисты относят следующие стратегии совладающе- го поведения: конфронтационный копинг, дистанцирование и бегство- избегание.
Упражнения на формирование копинга «Самоконтроль».
Упражнение «Гомеостаз». Все участники делятся на пары. Глядя друг на друга, вместе произносят слова: паро... а дальше либо -ход, либо -воз. Необходимо произносить одинаковые слова, не договариваясь: само... лет, само... кат; лесо... воз, лесо... руб; ледо... руб, ледо.. кол.
Упражнение «Печатная машинка». Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание - прочитать четверостишие (предложение/словосочетание). Но не хором, а особым образом. Участники последовательно произносят по одной букве, пробел - и вся группа делает хлопок руками, перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-то обозначить. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Когда остается три человека, игра начинается сначала. Групповое обсуждение упражнений: «Что вы узнали о себе, выполняя данные упражнения? Важно ли уметь держать себя в руках? В каких ситуациях это может пригодиться?»
Упражнение «Релаксация».
Заключительный этап занятия - групповое обсуждение. Участникам группы предлагается по очереди ответить на вопросы: «Что нового вы узнали о себе на сегодняшнем занятии? Как вы будете применять полученные знания в жизни?»
Упражнения на формирование копинга «Поиск социальной поддержки».
Упражнение «Обратная связь». Каждому участнику необходимо представить всех людей, о которых он должен заботиться. Тех, за которых он несет ответственность, а затем тех, кто должен заботиться о нем, кто несет за него ответственность. Следует обратить внимание на то, включили ли они себя в данный список, и если «да», то каким по счету. Затем необходимо написать ответ на следующие вопросы: «В чем состоят мои обязанности по отношению к моим близким?» и «В чем состоят обязанности моих близких по отношению ко мне?». Групповое обсуждение.
Упражнение «Просьбы и требования». Двое добровольцев садятся в центр круга. Один исполняет роль требующего человека, другой должен согласиться или не согласиться выполнить требования, опираясь на свои чувства и внутренние ощущения. Задание 1. Человек настойчиво требует что-либо. Что при этом чувствуют оба?
Задание 2. Человек просит о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует другой. На втором этапе упражнения проводится групповое обсуждение смоделированных ситуаций. При этом важно, чтобы в упражнении приняли участие все члены группы. Заключительный круг: «Что нового вы узнали о себе на сегодняшнем занятии? Как вы будете применять полученные знания в жизни?»
Упражнения на формирование копинга «Принятие ответственности».
Упражнение «Восковая палочка». Все участники делятся на пары. Один участник встает за спиной своего напарника, крепко держит его за плечи. Тот, кто стоит впереди, закрывает глаза, его задача расслабиться. Стоящий позади покачивает впереди стоящего из стороны в сторону.
Каждый участник группы должен побывать в роли стоящего за спиной другого. На втором этапе упражнения проводится обсуждение полученного опыта: «Что чувствовал человек, который покачивал? Что чувствовал человек, которого покачивали?»
Упражнение «Свободное падение». Выстроившись по кругу, вначале рассчитайтесь на первый-второй. Первые номера делают шаг вперед и становятся спиной ко вторым номерам, стоящим слева от них. Те, кто стоит во внутреннем круге, закрывают глаза. Их задача - «падать» назад. Те, кто стоит во внешнем круге, должны их поймать. Ведущий показывает, как это делается. Затем меняются местами. На втором этапе упражнения проводится обсуждение полученного опыта: «Что чувствовал человек, который падал? Что чувствовал человек, который ловил?»
Упражнение «Слепой и поводырь». Делимся на пары. Один из участников закрывает глаза, а второй водит его по комнате, давая познакомиться с окружающими предметами. Затем меняемся местами. На втором этапе упражнения проводится групповое обсуждение полученного опыта. Заключительный круг: «Что нового вы узнали о себе на сегодняшнем занятии? Как вы будете применять полученные знания в жизни?»
Упражнения на формирование копинга «Планирование решения проблемы».
Упражнение Time-managment. Каждый участник группы составляет почасовое подробное расписание вчерашнего дня. Групповое обсуждение.
Упражнение. «Проблема, которую я решил». Каждый участник группы вспоминает проблему или трудность, с которой ему удалось справиться. Ведущий фиксирует ответы. Затем каждый на бумаге прописывает алгоритм конкретных действий, которые позволили решить проблему. Заключительный этап упражнения - групповое обсуждение.
Упражнения на формирование копинга «Положительная переоценка».
Упражнение «Горячий стул». Участник группы садится на стул в центре круга. Остальные участники задают ему любые вопросы. Задача сидящего в центре, отвечать на вопросы искренно. Упражнение выполняется до тех пор, пока у всех участников не будет возможности сесть на «горячий стул».
Заключительный круг: «Что нового вы узнали о себе на сегодняшнем занятии? Как вы будете применять полученные знания в жизни?»

 Занятие № 5.  Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
Цель: Сфокусировать внимание учащихся на собственном мироощущении, прикоснуться к понятию ценности каждой личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.
1. Начало работы. Продолжительность 15 минут.
Цель: Обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия
Методы: обмен чувствами, 10 определений «Кто Я?», обсуждение и повторение правил.
Оборудование: бумага, ручки.
Материалы для тренера:
Упражнение «Кто Я?».
Участники пишут 10 определений, отвечающих на данный вопрос.
Техника    направлена на осознание и формирование Я-концепции, помогает    разобраться    в    себе,    дает    возможность    подросткам самопрезентироваться.    Техника   может   вызвать   бурные   реакции участников- слезы, смех и т.п.
2. Разминка. Продолжительность 10 минут Цель: Разрядка, сплочение.
Методы: «Я никогда не...» или любая подвижная игра
Заметки для психолога: в качестве разминки можно использовать любую подвижную игру.
Материалы для психолога:
Упражнение «Я никогда не...»
Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»).Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).
Психолог заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности.
Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках.   Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.
Работа по теме занятия. Продолжительность 25 минут
Цель: Осознание себя как ценной личности.
Методы: мозговой штурм на тему «Из чего состоит личность»
Материалы: ватман, маркеры.
Заметки для психолога: важно следить за соблюдением правил мозгового штурма, главное из которых - признание ценности любого мнения.
4. Разминка. Продолжительность 10 минут
Цель: формирование позитивной «Я-концепции». Методы: Рисунок «Что мне нравится в себе»
Оборудование: бумага, фломастеры.
Заметки   для   психолога:   важно   поддерживать   участников   в   поиске позитивных сторон личности.
Материалы для психолога:
Рисунок «Что мне нравится в себе».
Рисунок на чистом листе на данную тему или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.
5. Работа по теме занятия. Продолжительность 20 минут.
Цель: осознание собственных границ и права защищать свои границы
Методы: игра в границы «Скажи стоп!»
Заметки для психолога: собственное участие в игре необязательно.
Материалы для психолога:
Игра в границы «Скажи стоп».
Участники по очереди подходят друг к другу. Тот, к кому подходят, должен   сказать   «Стоп»,   тогда,   когда,   на   его   взгляд,   партнер приблизился на оптимальное расстояние. Игра направлена на осознание собственных физических и психологических границ.
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: сплочение группы, навык разговора о чувствах
Методы: завершающий обмен впечатлениями.
Материалы для психолога:
Игра «путаница».
Каждый из участников берет за руки двух других, стоящих, далеко друг от друга. Задача - «распутаться» не разнимая рук. Игра направлена на сплочение, выработку бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения. В ней могут принимать участие 5-10 ребят.







Занятие №6.  Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
Цель:    Научиться    идентифицировать   собственные   эмоциональные состояния.
1. Начало работы. Продолжительность 5 минут.
Цель:   Вхождение  в  атмосферу  группы,   создание  специфического климата, подтверждение уникальности каждого участника
Методы: Обмен чувствами, повторение правил.
2. Разминка. Продолжительность 5 минут
Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования
Методы: упражнение «ассоциации».
Оборудование: мяч.
Материалы для психолога:
Упражнение «ассоциации».
Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и тот, у кого в руках оказывается мяч, называет любое слово. Тот, кому мяч был брошен заново,  называет  слово  -  ассоциацию  к  сказанному  предыдущим участником. Техника направлена на знакомство участников, на развитие ассоциативного мышления.
3. Работа по теме занятия. Продолжительность 25 минут.
Цель: Осознание чувств, знакомство с диапазоном чувств, ощущение чувств телом - знакомство с собственным телом
Методы: упражнения- «чувства», «закрашивание контуров человечков», мозговой штурм: «Какие бывают чувства», обсуждение негативных и позитивных чувств.
Оборудование: мяч, пустые человечки, ватман и маркеры
Заметки для психолога: техники могут провоцировать глубокие интер- и интраперсональные процессы.
Материалы для психолога:
Упражнение «Чувства».
Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый участник, у кого в руках мяч называет чувство. Тот, кому мяч достался заново, называет чувство - противоположное названному предыдущим участником. Техника    направлена    на    знакомство    участников,    на    развитие эмоциональной сферы.
Упражнение «закрашивание контуров человечков»
Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека (листы подготовлены заранее). Под медитативную музыку членам группы предлагается вспомнить, когда они испытывали то или иное чувство, свои ощущения в теле в это время, мысли и действия, а затем изобразить на контуре человека данное чувство (желательно используя разные цвета).
Упражнение направлено на развитие внимания к собственным чувствам и переживаниям, установление связей между переживанием эмоций     и     проявлением     этих     переживаний     на     телесном, интеллектуальном и поведенческом уровне. 
4.Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: разрядка, сплочение группы
Методы: «техника» перемигивания.
Материалы для психолога: Упражнение «перемигивания».
Половина группы сидит на стульях лицом в круг, другая половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади, переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стот за стулом. Задача того, кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего. Упражнение направлено на разрядку, сплочение, проявление личных симпатий. В технике могут принять участие нечетное количество человек.
 5. Работа по теме занятия. Продолжительность 25 минут. Цель: Осознание сложности процесса возникновения чувства и реагирования на него, навык внимательного отношения к внутреннему состоянию.
Методы:   эмоциональная   гимнастика      с   элементами   медитации, построение «живых цепочек».
Заметки для психолога: Важно говорить о реальных состояниях. Материалы для психолога:
«Эмоциональная гимнастика»
Участникам предлагается:
-походить как - младенец, глубокий старик, лев, балерина;
-посидеть как    - пчела на цветке, наездник на лошади, падишах, пассажир в «Мерседесе»;
-попрыгать как - кузнечик, кенгуру;
-нахмуриться как - осенняя туча, рассерженный учитель, разъяренный отец,
-улыбнуться как -    кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, радостный ребенок;
-удивиться «как будто ты увидел  чудо»;
-испугаться как – ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака;
-позлиться как – ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили.
Упражнение «Построение живых цепочек»
Один из участников выступает в роли водящего, говорит, что он «увидел- почувствовал-подумал-сделал» Другие участники выстраиваются в цепочку, изображая его слова, стараясь при помощи пантомимы выразить сказанное. Затем игра продолжается по кругу, каждый участник за время игры успевает побыть водящим и «звеном живой цепочки»
6. Завершение работы. Продолжительность 10 мин.
Цель: сплочение группы, разговор о чувствах.
Методы: Завершающий обмен впечатлениями.



Занятие № 7-8. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки.
1. Начало работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: вхождение в атмосферу группы.
Методы: Обмен чувствами,   техники «Имена- качества», заполнение  листа «Как я сегодня себя чувствую».
Оборудование: листы бумаги.
Материалы для психолога:
Упражнение «Имена-качества».
Каждый участник называет какое-либо качество личности или свойство характера,   начинающееся   на   первую   букву   собственного   имени (например:   Лариса  -  любовь,   Сергей  -   скромность).   Упражнение направлено на знакомство,  создание доброжелательной атмосферы, осознание себя как личности. Оно подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно
Лист «Как я сегодня себя чувствую».
Участники делают записи по поводу своего самочувствия на чистом листе   бумаги.   Затем   каждый   из   участников   делится   с   группой написанной информацией. Проводится обсуждение.
2. Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: Расслабление, разрядка, позитивные эмоции Методы: упражнение «Зоопарк».
Материалы для психолога:
Упражнение «зоопарк».
По   предложению  тренера  все  участники  изображают  каких-либо животных (движения и звуки).
Упражнение направлено на разрядку,  проявление фантазии,  выход энергии. В упражнении может принять участие от 5-25 ребят.
3. Работа по теме занятия. Продолжительность 30 минут.
Цель: Формирование навыка позитивного отношения к себе и другому.
Методы:   Работа  с  листком   «Мои  особенности  и   преимущества», обсуждение в небольших группках. Обсуждение проблемы развития и роста
Оборудование: Бумага, фломастеры
Заметки для психолога: если группа готова, возможно использование техники «горячий стул».
Материалы для психолога:
«Мои особенности и преимущества».
Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Техника помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.
Упражнение «горячий стул»
Один из участников садится в центр круга, остальные члены группы сообщают ему, с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения. Упражнение помогает участникам получить навык восприятия мнения окружающих о себе, провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Выполнение этого упражнения возможно только при достаточно высоком уровне безопасности в группе и способности участников говорить о своих переживаниях, не высказывая оценочных суждений. В упражнении могут участвовать от 10 -20 человек.
3. Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: осознание собственного поведения.
Методы: упражнения «Эхо», «зеркало».
Материалы для психолога:
Упражнение «Эхо»
Один человек что-либо говорит группе, стоящей напротив него. Группа повторяет его слова как эхо. При желании можно добавлять жесты. В упражнении могут участвовать от 5-25 человек.
Упражнение «Зеркало»
Упражнения проводится в парах. Один человек повторяет движения другого. Затем происходит обмен ролями. Возможен вариант вся группа повторяет движения одного человека. Количество участников может быть любым.
5. Работа по теме занятия. Продолжительность 20 минут.
Цель:   Знакомство   с   собой,   формирование   навыка   глубокого   и позитивного отношения к своей личности
Методы: Рисунок «карта моей души».
Материалы: бумага (бланки), фломастеры.
Заметки   для   психолога:   Если   участники   не   возражают,   возможно, обсуждение рисунков в группе.
Материалы для психолога:
«Карта моей души»
Рисунок  на  чистом  листе  бумаги.   Участникам  дается  инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например в виде: земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке. Упражнение направлено на формирование «Я-концепции», более глубокого отношения к себе и друг к другу. Количество участников 10-20 человек.
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: Навык внимательного отношения к себе
Методы: медитация «Я - это Я», Обмен впечатлениями. Оборудование: магнитофон, аудио кассеты с медитативной музыкой.
Материалы для психолога: Медитация «Я - это я»
Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (или самой). Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнать все больше и больше разных вещей о себе самом (самой). Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел (а) и ощущал (а), что Я говорил (а) и что я делал (а), как Я думал (а) и как Я чувствовал (а). Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (ой). Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным (ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я – это замечательно.

Занятие  № 9
Тренинг  « Как влияет курение на молодой организм».
Цели: формирование навыков отрицательного отношения к курению.
Задачи:1) дать представление о влиянии курения на молодой организм,
                детородные органы;
      2) формирование навыков здорового образа жизни.
Ход занятия.
1. Энергизатор «Комплимент» (для девочек), «Упражнения с внутренней бесконечностью» (отвечают мальчики им, как колобок, убежавший от лисы).
2. объявление темы и задач тренинга.
3. «Мозговой штурм».
1) –На какие органы человеческого тела влияет никотин? (сердце, печень, легкие, ротовая полость, глаза, мозг, конечности, половые органы, кожа – на все)
2) –Какие негативные действия никотина на органы вы знаете? (головокружение, тошнота, развитие атеросклероза, гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт)
4.       Мини-лекция.
Россия входит в число стран, где вредная привычка – курение – очень распространены – 64,7% россиян курят.
Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, согласно статистическим данным, в России никотиновой зависимостью страдают 63% мужчин и 9,7% женщин, кроме того, в возрасте до 18 лет в той или иной степени курят 45% детей. Среди российских городов первенство по числу курильщиков держат Калининград, Мурманск, Краснодар.
Длительное воздействие никотина на нервные центры, регулирующие мозговую активность, может привести к ранней половой слабости и импотенции. Как показывают результаты исследования, проведенного Британской медицинской ассоциацией, большинство мужчин и не догадываются о возможности существования связи между курением и импотенцией. В то же время до 120 тыс. англичан в возрасте от 30 до 40 лет стали импотентами именно по вине пагубного пристрастия к табаку.
У женщин могут наблюдаться нарушения менструального цикла и преждевременный климакс.
Сильным токсичным действием на организм курильщика обладает окись углерода – угарный газ. Попадая с табачным дымом в организм, он соединяется с гемоглобином эритроцитов, в результате чего возникает стойкое кислородное голодание мышц сердца.
В силу биологических особенностей женский организм больше, по сравнению с мужским страдает от ядов табачного дыма. Женщины быстрее втягиваются в курение и с большим трудом отвыкают от него.
Не последнее значение для курящей женщины является потеря привлекательности. От курения грубеет голос, желтеют зубы и пальцы, портится цвет лица, быстрее появляются морщины.
Особенно неблагоприятно отражается курение на детородной функции. Так, беременность у курящей женщины часто протекает с различными осложнениями, повышением давления, появлением отеков и крайними их проявлениями – самопроизвольными выкидышами и преждевременными родами.
Никотин и другие вещества табачного дыма влияют на развивающийся плод, т.к. он легко проникает через плацентарный барьер.
Некурящие люди, находясь в прокуренном помещении, становятся «пассивными курильщиками». Подсчитано, что постоянное пребывание в прокуренном помещении некурящего подвергает его такому же риску заболеваний, как человека, выкуривающего до 5 сигарет в день.
5.   Энергизатор
«Ручеек» - становятся парами друг за другом. Все берутся в парах за руки и поднимают руки вверх. 1 человек без пары идет на край взад «ручейка», с закрытыми глазами он идет по ручейку и выбирает себе пару, затем проходят по ручейку и становятся перед первой парой. Оставшийся без пары идет на край ручейка и т.д. «Ручеек» движется быстрее и быстрее.
6.   Деление на группы КО: Север, восток, запад, юг.
7.    Работа в группах КО
1)   У вас в семье родился братик. Ваш папа курит. Ваши действия.
2)    Ваша приятельница курит. Ей 14 лет. Вы пришли к ней на день рождения.
3)    Ваш одноклассник попробовал курить и заболел. Какие симптомы вы можете назвать и что ему посоветовать.
4)      Вы, ваш папа и его друзья отправились на рыбалку. Через 30 минут все они четверо закурили в машине.
8.   Защита проектов.
9.    Рефлексия
-Что нового узнали сегодня?
-Что было самым интересным?
-Над чем хочется поразмышлять?
10.     Энергизатор
«Я хочу сказать спасибо(кому за что).













Занятие № 10-11
Тренинг  « Скажи « нет!» ПАВ!».
Цель: Развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ
Задачи
·       Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.
·     Познакомить с различными способами уверенного отказа.
·     Тренировать способы отказа от ПАВ.
Ход занятий
Энергизатор » Я люблю себя за то, что».
Представление темы занятий.
Скажите участникам, что на занятии они будут обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
Мозговой штурм.
Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.
Задайте вопросы:
1.    Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?
2.     Какую цель преследовал предлагающий?
3.     Удалось ли отказаться?
4.     Кому труднее всего отказывать в просьбе?
5.      Чьему давлению тяжелее сопротивляться?
Выслушайте ответы.
Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.
Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
Выслушайте ответы и выпишите их на доску.
Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.
Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.
Мини – лекция.
Повесьте плакат « Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с участниками и обсудите их.
1.   если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2.   отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3.   настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4.   попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5.   смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
6.   не оскорбляйте и  не будьте агрессивными. 
Работа в группах КО.
Объедините участников в группы КО по 2 человека. Раздайте каждой паре карточки с ситуацией «просьба».
Предложите прочитать ситуацию, и используя один из способов отказа, разыграйте сценку, в которой герой отказывается выполнить просьбу. Скажите, что при подготовке сценки они должны использовать « Правила уверенного отказа».
Ситуация « Просьба».
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул.  Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Способы отказа.
Нет, не могу.
Нет, нет, и еще раз нет.
Нет, мне сейчас некогда.
Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите « нет» и уйдите, не объясняя причины.
Пригласите добровольцев показать сценки. Проведите обсуждение и поблагодарите. Скажите, что брать у незнакомых людей вещи опасно.
Сделайте вывод, что знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Скажите, что не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать « нет», когда принуждают выпить или закурить. Предложите игру, в которой участники потренируют способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.
Ролевая игра. Объедините участников в 4 группы КО. Раздайте каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа , прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два  ответа с отказом.
Примеры предложения ПАВ и способы отказа:
Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
 Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;
Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).
Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;
Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто тошнит.
Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;
Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
Хочешь выпить?
Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;
Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за  представление.
Важно довести до участников понимания того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
Подведите итог занятию, обратив внимание, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.
Энергизатор » Подарок».
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.
Вывод
Существует много эффективных способов говорить « НЕТ».

Занятие № 12 Подросток и наркотики
Цель: информировать родителей о причинах и последствиях наркомании среди несовершеннолетних.
Методический материал:
Что такое токсикомания?
Признаки употребления наркотических веществ.
Гендерные мотивы употребления наркотиков.
Формирование зависимости от психоактивных веществ.
Памятка для родителей «Что делать, если Вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет наркотики».
Анкета для родителей.
Лекционная часть
Страшная беда – наркомания – не обошла и нашу страну. Она пришла сегодня в каждую десятую российскую семью.
Наркотики и дети. Само сочетание двух этих слов кажется противоестественным, но сегодня все чаще они стоят рядом. Специалисты предполагают, что в крупных российских городах каждый второй школьник в возрасте от 13 до 16 лет знаком с одурманивающим препаратом не понаслышке. Распространение наркотиков в среде несовершеннолетних принимает характер эпидемии: они становятся неотъемлемым компонентом молодежной субкультуры.
Статистика говорит о том, что до 16 лет 70 % подростков пробуют наркотик. Многие из них пробуют курить анашу. Затем ощущений от анаши становится недостаточно, далее следует внутривенное введение наркотиков. Исследовав ответы юных наркоманов на вопрос, о том, почему они начали курить марихуану, психологи пришли к выводу: в компании сверстников, курящих анашу и употребляющих внутривенные наркотики, подростки ищут взаимопонимание, принятие, поддержку, т.е. суррогат той любви, которую они недополучили в семье, в школе.
Риск стать наркоманом возрастает для ребенка, если у него есть: перенесенные родовые поражения центральной нервной системы; последствия травм и нейроинфекций, если ребенок живет в семье, где есть хотя бы один алкоголик.
Психологи выделяют личность, склонную к употреблению наркотиков, которую характеризуют такие признаки:
депрессивные состояния, пассивность;
беспокойство;
отсутствие чувства собственной значимости, т.е. низкая самооценка;
агрессивность и гиперактивность;
нетерпимость;
незрелость к личности, склонность к детскому поведению;
эгоцентризм, стремление к легкому достижению удовольствия;
не выносит боли, напряжения.
Практическое задание для родителей
Предлагаем вам тест, который поможет сориентироваться в проблемах ваших взаимоотношений с детьми и определить, имеют ли они опыт употребления наркотиков:
Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.
Он (она) не хочет разговаривать с вами, отдаляется от вас.
У него (нее) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и безразличным.
Ребенок стал плохо учиться, прогуливает уроки.
У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.
Вы находите шприцы, таблетки, закопченные ложки и другие атрибуты наркомана.
У сына (дочери) появились подозрительные друзья.
Ребенок становится скрытным: например, прекращает разговор по телефону при вашем появлении.
Непонятно, на что он (она) тратит свои карманные деньги.
Пропадают ваши деньги и вещи из дома.
Сына (дочь) мучают сонливость или бессонница.
Ребенок выглядит бледным.
Сын (дочь) периодически бывает в «непонятном» состоянии: нарушена координация движения, глаза странные, несвязная речь.
В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона или клея.
У ребенка есть пятна крови на одежде.
На руках сына (дочери) видны следы инъекций или синяки.
Ребенок безразличен к своему физическому состоянию и внешнему виду.
У него (нее) то пропадает аппетит и он худеет, то, наоборот, ест без меры.
Ребенок носит одежду только с длинными рукавами.
Он (она) часто лжет.
Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.
Если больше 7 признаков подходят для вашего ребенка, то следует уделять больше внимания здоровью ребенка, интересоваться его окружением.
Для диагностики степени риска раннего начала употребления наркотиков можно использовать различные анкеты и тесты .
Лекционная часть
Выделим ряд признаков, помогающих установить факт использования ребенком наркотических средств.
Вас должны насторожить:Лекционная часть
всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;
неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения;
невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
стремление избегать встреч со старшими членами семьи;