Влияние солнечного света на рост и развитие растений


МКОУ Воскресенская СОШ
Исследовательский проект
«Влияние солнечного света на рост
и развитие растений»
Работу выполнил:
Зайцев Александр,
ученик 4 «В» класса
Руководитель:
Шамарина Л.А.
2015 год
Содержание
Название проекта
Автор и участник проекта
Тема исследования
Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследования
Методы исследования
Ход исследования
Выводы
Источники информации
Название проектаИсследовательский проект
Автор и участник проекта
Зайцев Александр, учащийся 4 в класса МКОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа Воскресенского района Нижегородской области
3.Тема исследования
Влияние солнечного света на развитие и рост растений.
4.Проблемный вопрос
С приближением весны всё чаще слышу разговор мамы и бабушки: «Какое будет лето? Если солнца не будет, ничего не вырастет». Я спросил почему мама так говорит. Она объяснила, что если лето солнечное, то урожай вырастет хороший, а если лето пасмурное, мало солнечных дней, то хорошего урожая не жди. Она посоветовала обратиться к литературе и мне самому объяснить влияет ли солнечный свет на развитие, рост растений и скажется ли это на получении урожая.
5.Гипотеза исследования:
Предполагается, что свет благоприятно влияет на рост и развитие растений. Если мало света, то растение плохо растёт.
6.Цели исследования
Изучение влияния солнечного света на рост и развитие растений.
Задачи:
- изучить материалы по данной теме (литературу, видеоматериалы и т.д.);
- провести наблюдение за развитием и ростом растений в различных условиях;
- сделать выводы
Объект изучения:
семена растений,
комнатные цветы,
лук.
Предмет изучения: солнечный свет
7.Методы исследования
- анализ литературы,
- наблюдение,
- проведение опытов,
- сравнение и обобщение результатов
8.Ход исследованияОсновная часть.
Для осуществления своей работы я просмотрел материалы в сети Интернет по вопросам развития и роста растений. Я узнал, что влияние света на растения просто огромно. Без солнечного света невозможна жизнь ни одного растения. При поглощении солнечного света в растениях образуется хлорофилл - зеленый пигмент растений. Он придаёт соответствующую окраску и является необходимым элементом жизнедеятельности растений, с помощью его растения осуществляют фотосинтез,вырабатываются важные питательные вещества: крахмал, сахар, белок - строительный материал любого живого организма.
Свет просто необходим растениям для полноценногороста и развития.
Насколько нуждается растение в свете, как свет влияет на рост и развитие можно увидеть, выполнив несколько опытов. Из чего можно сделать вывод, как тяжело приходится растению, когда не хватает света.
Опыт:
В стакане с водой прорастил отростки хлорофитума и посадил их в землю, (прил.1)
луковицы посадил в землю (прил.2), семена редиса залил водой, через сутки посеял (прил.3).
Опыт 1. Изучение влияния интенсивности солнечного излучения на рост растения
Определил условия:
нормальный полив (для всех объектов); одинаковая температура (для всех объектов);
свет - солнечный (для одной группы объектов).Для этого я поставил горшочки с растениями на окно.
отсутствие света (для второй группы объектов). Для этого я поставил горшочки с растениями в кладовку.(прил.4)
Опыт 2. Роль солнечного света в процессе фотосинтеза
Через два дня начали прорезаться ростки редиса.(прил.5) Сравнивая баночки с семенами, я заметил, что по внешнему виду ростки отличаются - одни крепкие, зелёные, а другие - жёлтые, тонкие вытянутые. Я продолжил наблюдения. Через несколько дней я снова посмотрел и заметил, что растения заметно вытянулись, цвет не изменился, по-прежнему светлый жёлтый.
Сравнивая внешний вид растений, я заметил, что ростки, оставленные на окне, зелёного цвета, крепкие, с широкими глянцевыми листьями. Другие ростки имеют белый длинный тонкий стебель. Листья почти не развиваются, имеют жёлтый цвет.
Луковые перья у одной луковицы сильные, ярко-зелёного цвета. Другие перья вытянутые, светло-жёлтого цвета, слабо развиты.
Цветы хлорофитума также имели различия: в одном горшочке появляющиеся листья густые, широкие и зелёные, а в другом первые листья стали немного бледнее, а вновь появляющийся листок белого цвета, не раскрывается.
9. Выводы.
Изучив литературу, ведя наблюдение за растениями, я сделал вывод: освещённость напрямую влияет на скорость роста и развития ростков и растений. Свет оказывает большое влияние и на образование формы растений. В отсутствие света происходит упрощение структуры стебля. Слабо развиваются отростки на стебле. Вместе с тем растяжение клеток в темноте идёт очень интенсивно. В результате образуются длинные, вытянутые стебли. Листья полноценно не формируются. Окраска растения светлая, желтоватая. Растения выглядят безжизненно.
10.Заключение.
По итогам моей работы я могу сделать вывод: солнечный свет напрямую влияет на скорость роста и развития ростков и растений. Свет оказывает большое влияние и на образование формы. В отсутствие света происходит упрощение структуры стебля. Слабо развиваются отростки на стебле. Вместе с тем растяжение клеток в темноте идет очень интенсивно. В результате образуются длинные, вытянутые стебли. Листья полноценно не формируются. Окраска растения светлая, желтоватая. В связи с тем, что при отсутствии солнечного света растения слабые, плохо развиваются, то я могу предположить, что плоды будут формироваться не достаточно сильные или в небольшом количестве. Таким образом, снижается урожайность. Вот почему мама говорит, что если лето будет пасмурным, то урожай будет ниже.
Мои наблюдения я оформил презентацией, которая может быть использована мной или учителем на уроках Окружающего мира или на классном часе о живой природе.
Просматривая литературу, я узнал, что на развитие растений влияет не только наличие или отсутствие света, но и качество света. Белый солнечный цвет преломляется в спектр, однако растение поглощает солнечный свет выборочно, по цветам, в основномэто красная и фиолетовая часть спектра, которая перерабатывается хлорофиллами(прил.6). различный свет оказывает влияние на развитие и формирование стебля и листьев, развитие отростков и на образование плодов,а может и тормозить развитие растений. Эти свойства можно использовать для выращивания растений в закрытых помещениях, правильно подобрать источник искусственного освещения для получения большего урожая. Но это уже тема для другого исследования.