Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС


Принято
Утверждаю

Педсоветом школы
Директор школы

Протокол №_____
____________ С.М. Антоненкова

От «____»____________2016г.


«____» _________________2016 г.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казимировская школа имени Героя Советского Союза М.А.Егорова»



Рабочая программа
по изобразительному искусству
1 класс








Учитель начальных классов: Прудникова Н.В.













д.Казимирово, 2016 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы «Изобразительное искусство» для общеобразовательных учреждений 1- 4 кл. Авторы: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев идр. М.: Дрофа, 2013; с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» В.С.Кузина М.: Дрофа, 2011г. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на
темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы это создание сюжетныхкомпозиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 14 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть
гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских
работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с
произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. – изд. 4-е, дораб. – М. : Дрофа, 2011.
2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2012.
3. Богатырёва, В. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : рабочая тетрадь / В. Я. Богатырёва. – М. : Дрофа, 2012.
4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1 класс : книга для учителя : метод. пособие / В. С. Кузин. – М. : Дрофа, 2009.
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В рабочей программе определены: система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
Рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы - 18часов.
Декоративная работа - 9 часов.
Лепка - 4 часа.
Восприятие произведений искусства (беседы) - 2 часа.
На ознакомление с произведениями искусства в 1 классе отводится программой 8–10 минут, поэтому два часа из раздела «Восприятие произведений искусства» добавлены в раздел «Рисунок, живопись» и распределены по урокам и один час полностью отведен на обобщение работы за год.
Тематическое планирование построено в соответствии с разделами в учебнике:
«В мире волшебных красок», «Мы готовимся к празднику», «Красота вокруг нас» и «Встреча с весной» – таким образом, чтобы можно было реализовать содержание каждого из четырех блоков Примерной программы по изобразительному искусству: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Восприятие произведений искусства (блок «Виды художественной деятельности») дается в каждой теме, что и позволяет школьникам получить ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Учащиеся последовательно знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, приобщаются к классическим образцам в первую очередь отечественной живописи, графики, скульптуры с постепенным введением в круг знакомства произведений художников других стран. Использование приема соотнесения целого произведения и его фрагмента позволяет выявлять художественно-выразительные средства некоторых произведений. Реализация положений блока «Виды художественной деятельности» предполагает также обучение основам рисунка, живописи, скульптуры, художественного конструирования и дизайна, декоративной работе. Обучение рисунку и живописи основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению и предполагает использование детьми разнообразных художественных материалов (графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, цветная тонированная бумага, аппликация), каждый из которых обладает своими выразительными особенностями и позволяет работать в различных техниках. Выбор нужного материала способствует развитию у школьников художественных способностей, творческой индивидуальности. Изучение композиции (второй блок «Азбука искусства») направлено на формирование практических навыков изобразительной деятельности: соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи в рисунке состояния покоя или движения. Темы уроков соотносятся с содержанием третьего блока «Значимые темы искусства». Разнообразие тем позволяет намечать широкие межпредметные связи, а главное – обозначить связь человека с окружающим миром, в том числе с миром других искусств (музыкой, литературой, театром), что поможет формировать в сознании учащихся образ целостного мира, будет способствовать достижению личностных результатов образования. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Задачу по формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, позволяет решить, в том числе, и рубрика «Проект» в учебниках, задания которой направлены на повышение уровня самостоятельности учащихся, формирование способности к самостоятельной продуктивной художественной деятельности. Проектная деятельность формирует навыки учебного сотрудничества обучающихся с одноклассниками, учителями и родителями.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.


Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).







Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
характеристика деятельности учащихся
К концу учебного года учащиеся должны знать и уметь:
называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый, серо-голубой);
понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый; синий и желтый – зеленый и т. д.);
изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, краски и пр.);
правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выражать свое отношение;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простые по композиции аппликации.



Содержание курса «Изобразительное искусство» 1 класс,
1 час в неделю, за год 33 часа.
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа ( 9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.










Календарно – тематическое планирование по «Изобразительному искусству» 1 класс, 1 час в неделю, за год - 33 часа .
Тема
Содержание
Характеристика видов
деятельности


1 четверть


Тема I четверти:
«В мире волшебных красок»-9 часов.
Темы уроков:
1.Искусство волшебный мир цвета, форм, линий, музыки, слова.
Что умеют краски.

2.Что умеет карандаш.

3.Радуга и праздник красок.

4. Беседа
« Декоративно-прикладное искусство».

5.Волшебные краски осеннего дерева.

6.Золотые краски осени.

7.Волшебный мир родной природы.

8.Волшебные листья и ягоды.

9. Волшебные узоры.

Язык искусства. Мысли и чувства художника. Материалы и инструменты художника. Приемы работы живописными материалами: гуашь, акварель. Смешение красок.
Приемы работы с пластилином.
Роль рисунка в искусстве. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (осенние листочки).
Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, лепить из пластилина. Называть цвета спектра. Определять названия простых и сложных цветовых состояний поверхности предметов. Выполнять простые композиции.
Выполнять простейшие узоры в полосе из геометрических форм и декоративных форм растительного мира. Учиться выполнять простейшие приемы народной кистевой росписи.























2 четверть


Тема II четверти:
«Мы готовимся к празднику» - 7 часов.

Темы уроков:

1.Осенние подарки.

2.Овощи и фрукты.

3.Поздняя осень.

4.Первый снег.

5.Красота вещей.

6.Украшения для елки.

7.Новогодняя елка.
Скульптурные и живописные изображения овощей и фруктов.
Приемы работы различными живописными материалами. Создание с помощью цвета выразительных образов деревьев, передача эмоционального состояния природы. Форма, конструкция, пропорции предметов (новогодние игрушки). Сюжетная композиция.
Пользоваться простейшими приемами лепки.
Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами. Изготавливать эскизы и модели новогодних игрушек.
Эмоционально откликаться на красоту праздников.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла в сюжетной композиции.


























3 четверть


Тема III четверти: «Красота вокруг нас»- 9 часов.
Темы уроков:
1.В мире красоты.

2.В гостях у сказки «Три медведя».

3.Сказочные образы народной культуры.

4.Сказочный город и его жители.

5.Добрые и злые сказочные герои.
Сказка «Колобок».

6. Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектуры».

7.Мы рисуем зимние деревья.

8.Красавица Зима.

9.Летняя сказка зимой.
Представления человека о добре и зле, отраженные в сказках. Иллюстрации к русским народным сказкам. Образ зимнего дерева. Жизнь природы в творчестве художников-пейзажистов. Время года: зима. Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Произведения нижегородских художественных промыслов (Городец, Хохлома). Природные формы в декоративно-прикладном искусстве.
Принципы построения растительного орнамента. Приемы рисования кистью простейших элементов растительного узора.
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, сказочного героя. Изображать портреты персонажей народных сказок литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Осознавать, что декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека.
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.













4 четверть


Тема IV четверти: «Встреча с Весной - красной»- 8 часов.
Темы уроков:
1.Встречаем Весну - красну.

2.Птицы прилетели.

3.Весенний день.

4.Весенние цветы.

5.Мой любимый цветок.

6. Праздничные краски узоров.

7.Здравствуй,лето!

8.Контрольный урок за курс 1 класса.
Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве.
Красота и разнообразие природы.
Весенний пейзаж, цветы. Знакомство с художественными произведениями,
изображающими природу в различных эмоциональных состояниях.
Выразительные образы объемных изображений. Лепка птиц.
Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.
Изготавливать эскизы и модели
игрушек, посуды по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель).
Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы. Использовать простые формы для создания выразительных образов птиц в скульптуре.

















Календарно – тематическое планирование по «Изобразительному искусству» 1 класс, 1 час в неделю, за год - 33 часа .
Тема I четверти:
«В мире волшебных красок»-9 часов.
Темы уроков:
1.Искусство волшебный мир цвета, форм, линий, музыки, слова.
Что умеют краски.
2.Что умеет карандаш.
3.Радуга и праздник красок.
4. Беседа « Декоративно-прикладное искусство».
5.Волшебные краски осеннего дерева.
6.Золотые краски осени.
7.Волшебный мир родной природы.
8.Волшебные листья и ягоды.
9. Волшебные узоры.
Тема II четверти:
«Мы готовимся к празднику» - 7 часов.
Темы уроков:
1.Осенние подарки.
2.Овощи и фрукты.
3.Поздняя осень.
4.Первый снег.
5.Красота вещей.
6.Украшения для елки.
7.Новогодняя елка.
Тема III четверти: «Красота вокруг нас»- 9 часов.
Темы уроков:
1.В мире красоты.
2.В гостях у сказки «Три медведя».
3.Сказочные образы народной культуры.
4.Сказочный город и его жители.
5.Добрые и злые сказочные герои. Сказка «Колобок».
6. Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектуры».
7.Мы рисуем зимние деревья.
8.Красавица Зима.
9.Летняя сказка зимой.
Тема IV четверти: «Встреча с Весной - красной»- 8 часов.
Темы уроков:
1.Встречаем Весну - красну.
2.Птицы прилетели.
3.Весенний день.
4.Весенние цветы.
5.Мой любимый цветок.
6. Праздничные краски узоров.
7.Здравствуй, лето!
8.Контрольный урок за курс 1 класса.
Учебно – методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дополнительные пособия для учителя:
1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : доп. материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.
3. изобразительное искусство. 1 класс : поурочные планы по учебнику В. С. Кузина / авт.-сост. И. В. Федотова. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.
5. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта, конспекты уроков. 1–6 кл. / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
6. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1998.
7. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
8. Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М. : Педагогика, 1983.
9. Юдицкая, И. Е. Уроки по учебнику В. С. Кузина и Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство». 1 класс / И. Е. Юдицкая. – М. : Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/
7. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
8. http://moikompas.ru/tags/plastilin
9. http://www.vasnecov.ru/






Средства обучения
1. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Бродский И. Опавшие листья.
Васильев Ф. Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам и песням.
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Груши; Рябинка; Февральская лазурь; Мартовский снег.
Гуго Ван дер Рус. Натюрморт.
Дерен А. Главные часы. Лондон.
Жуковский С. Под вечер. Казанский собор. Санкт-Петербург.
Коровин К. Зимой; Натюрморт.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Красная площадь в Москве. Московский Кремль, собор Василия Блаженного.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Куинджи А. Лунная ночь на Днепре; Вечер на Украине; Закат.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Волга. Радуга; Ярмарка.
Лебедева С. Девочка с бабочкой.
Левитан И. Золотая осень. Половодье; Цветущие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон; Летний вечер; Первая зелень. Май; Последние лучи солнца; Вечер. Закат.
Матисс А. Красные рыбы.
Моне К. Стог сена в Живерни.
Опекушин А. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
Петров-Водкин К. Натюрморт с черемухой.
Пластов А. Первый снег; Летом.
Поленов В. Заросший пруд; Золотая осень.
Рачев Е. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Рябушкин А. Зимнее утро.
Саврасов А. Грачи прилетели; Вечер.
Серебрякова З. За завтраком.
Серов В. Девочка с персиками; Мика Морозов; Портрет детей С. С. Боткина; Мальчик с курицей.
Стожаров В. Хлеб, соль и братина; Чай с калачами; Квас.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Тропинин В. Портрет Арсения – сына художника.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Шишкин И. Лесные дали; Осень; Берег моря; Полдень. В окрестностях Москвы; Опушки лиственного леса.
Юон К. Мартовское солнце.


2. Печатные пособия.
1. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] : электрон. каталог учеб. таблиц. – М. : Спектр, 2007. – режим доступа : http://www.posobiya.ru>NACH_SKOOL/ISKUSS/index.html
2. Искусство. Введение в цветоведение [Электронный ресурс] : электрон. каталог учеб. таблиц. – М. : Спектр, 2007. – режим доступа : http://www.posobiya.ru>NACH_SKOOL/ISKUSS/index.html
3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. 1–4 классы [Текст] : учеб.-наглядное пособие / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009.
3. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Гипсовые геометрические тела.
4. Информационно-коммуникационные средства.
1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М. : 1С : Мультимедиа, 2010. – СD.
2. Познавательная коллекция. Энциклопедия по искусству [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М. : 1С : Мультимедиа, 2010. – СD.
3. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] : мультимедийное УМК. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. – DVD-ROM.
4. Овощи. Фрукты. [Электронный ресурс] : наглядно-дидактический материал. – Волгоград : Учитель, 2010. – CD.
5. Секреты живописи для маленьких художников [возраст от 4 до 10 лет] [Электронный ресурс]. – М. : Media 2000, 1999–2012. – CD-ROM «Форма».
6. Аудиозаписи. Классическая музыка.
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. телевизор.
3. компьютер.
4. мультимедийный проектор.
5. мультимедийная доска.
6. экран проекционный.
7. музыкальный центр.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
2. штатив для картин.
3. укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. шкаф для хранения картин.







Дђ Заголовок 315