Проект Презентация по русскому языку на тему: Ах, эти фразы….! (6 класс)


Исследователь: ученица 6 «Б» класса Сейфиева РенатаРуководитель проекта: Помогаева Мария Александровна. Научно-исследовательский проект«Ах, эти фразы..!» Сейфиева РенатаУченица 6 «Б» классаПреображенской средней школы Моё кредо: «Плох тот ученик, который не хочет превзойти своего учителя.» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. На уроке русского языка Мир фразеологизмов Актуальность реализованного проекта: В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро. Оказалось, что многие учащиеся с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу. Объектом исследования нашей работыявляются фразеологические единицы. Основополагающий вопрос проекта: Зачем нужны фразеологизмы в языке? ГипотезаФразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой. Методы исследования:Изучение теоретических материалов по выбранной теме;Наблюдение; Анкетирование;Опрос учеников; учителей; родителей;Анализ фразеологического словаря; Цель исследования: проводить определенные исследования в области языкознания;изучать природу фразеологизмов;учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей- классиков;употреблять фразеологизмы в своей речи;представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов. Задачи проекта: произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах; выяснить источники происхождения фразеологизмов; познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;•составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов; Этапы подготовки и реализации проекта:Разработка проектного заданияПоиск необходимой информацииОсуществление результатовОценка результатовСоциологический опросСоциологический опрос Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выраженияЗдесь несложно угадать фразеологизмы Я узнала, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. На краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать;зарубить на носу – запомнить.
Источники фразеологизмов1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица);2) старославянские (ищите и обрящете);3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку) Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.r Фразеологизмы, пришедшие из мифов.Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.Ахиллесова пята – уязвимое место.Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.Двуликий Янус - двуличный человек. Фразеологизмы, пришедшие из Библии:Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа.Допотопные времена – доисторические времена.Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности.Манна небесная – неожиданная удача.  Любимый фразеологизм У учителей – ни свет ни заря.У учеников – как с гуся вода.У родителей – зарубить на носу.
style.rotation
style.rotation
style.rotation В течение трех месяцев я отслеживала, как часто в нашей речи присутствуют фразеологизмы, в каких ситуациях их используем и определила наиболее часто употребляемые слова.При проведении со-циологического опроса учащихся, учителей и родителей я пришла к выводу, что 93 % учителей знают, что такое фразеологизм, 7 % не знают; из учащихся 75% знают, 25 % не знают; родители 80% знают, что такое фразеологизм 20% не знают. Употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы? Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них я нашла 11 фразеологизмов: В рассказах Николая Носова был найден 21 фразеологизм. Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, я нашла 23 фразеологизма.Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}фразеологизмЛексическое значение фразеологизмаНазвание сказкидержать камень за пазухойтаить злобу«Дикий помещик»ни пяди не уступитьнисколько не отдать«Дикий помещик»стоять на своёмдобиваться выполнения своих требований«Дикий помещик»моя изба с краюнежелание принимать участие в каких-либо делах«Вяленая вобла»на бобах разводитьгадать«Вяленая вобла»некуда носу высунутьнекуда выйти«Премудрый пескарь»ума палатаиметь много ума«Премудрый пескарь»гляди в обабудь бдителен«Премудрый пескарь» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}стоит на часахглядит за временем«Самоотверженный заяц»к одному знаменателю приводитьприводить к единому решению«Медведь на воеводстве»смерть в глаза виделивидели что-то ужасное, страшное«Карась-идеалист»сон в рукувещий сон«Премудрый пескарь»с сумой по миру пущусделать нищим«Недреманое око»дурак на дураке сидит, дураком погоняетобщество, где все глупы«Недреманое око»ступай за семь вёрст киселя хлебатьотправляться далеко за чем-либо«Премудрый пескарь»хлещет через крайиметь слишком много чего-либо, что не умещается в объёме«Либерал»стать в тупиквстретить такое затруднение, и з которого нельзя выйти«Ворон-челобитчик»на всё наплеватьвсё безразлично«Путём-дорогою»нам ко дворук месту«Карась-идеалист»с Макаром телят не гоняющим познакомитьсяотдалённое место, где никто не бывал«Вяленая вобла»не на шутку рассердитьсявсерьёз рассердиться«Медведь на воеводстве»глазами хлопатьбессмысленно, тупо смотреть«Орёл-меценат»держи карман ширенадеяться на что-либо, чего не может быть«Карась-идеалист» Из народных сказок пришли фразеологизмы:и я там был, мёд-пиво пил, избушка на курьих ножкахКащей бессмертный,Лиса Патрикеевна,ни в сказке сказать, ни пером описатьподи туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что;скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.при царе Горохе , сказано – сделано,сказка – ложь, да в ней намёксказка про белого бычка, три дня и три ночи.это всё присказка, сказка будет впереди. Я узнала, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. rrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr Я узнала, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.Пустить петуха – это поджечь что-то. Ума палата -семи пядей во лбу Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара – одного поля ягоды.Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.Хоть пруд пруди - кот наплакал. Засучив рукава – спустя рукава.Заварить кашу – расхлёбывать кашу.Тяжёл на подъём - лёгок на подъём создала презентацию о фразеологизмахсоставила словарь фразеологизмов и продолжаю над ним работатьПознакомилась с источниками фразеологизмов русского языка. Механизм оценки результатов проекта.

.Изучив результаты исследования, я пришла к выводу: что фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной. Вывод: Поистине, велик и могуч наш русский язык!Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала.
Спасибо за внимание!!! Источники изображенийhttp://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif