Методическая разработка открытого занятия на тему «Технология изготовления войлочных изделий»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская художественная школа № 2
городского округа город Уфа республики Башкортостан
Методическая разработка открытого занятия
по предмету «Декоративно-прикладное искусство»
спецкурс «Художественный войлок»
(2 год обучения)
«Технология изготовления
войлочных изделий»
Автор - составитель: преподаватель декоративно - прикладного искусства
МБУ ДО ДХШ № 2 ГО г. Уфы РБ
Гильманова Л.И.
Уфа 2016
План - конспект
открытого занятия по теме:
«Технология изготовления войлочных изделий».
Дата проведения: 12.10.2016 г.
Место проведения: МБУ ДО ДХШ № 2, каб. № 6.
Время: Начало в 15.00 ч.
Возраст детей: 14-16 лет.
Группа 5.44 (4 класс).
Программа: Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» 5(6) лет обучения.
Дисциплина: спецкурс «Художественный войлок» (2 год обучения) по учебному предмету «Декоративно - прикладное искусство».
Преподаватель: Гильманова Ляйсан Ирековна.
Цель занятия (для учащихся): овладеть знаниями и представлениями о свойствах и видах шерсти, познакомиться с основными технологическими приемами техник «сухого» и «мокрого» валяния; «свалять» однотонное войлочное полотно в технике «мокрого» валяния. В соответствии с целью поставлены следующие задачи (для педагога):
а) обучающие: познакомить учащихся со свойствами и видами шерсти, способами подготовки и обработки волокон шерсти, технологическими приёмами создания изделий из войлока в техниках «сухого» и «мокрого» валяния, материалами и инструментами.
б) развивающие: развить художественно - творческие способности, пространственное мышление, чувство композиции и художественного видения; привить учащимся практические навыки войлоковаляния;
в) воспитывающие: воспитать любовь и интерес к историческому прошлому родного края; формировать духовную культуру учащихся и потребности общения их с искусством, желание создавать эстетические изделия.
Оборудование и материалы занятия:
Для учителя. Технологические карты со схемами и конструкциями изготавливаемых работ, готовые войлочные изделия и репродукции войлочных работ известных художников и мастеров по войлоку, фонд лучших работ учащихся по видам и различным техникам войлочных изделий. Материалы и инструменты для МК: шерсть для валяния; скалка, пупырчатая клеёнка, москитная сетка, приспособления для опрыскивания (для мокрого валяния), теплая вода, мыло, ведра или тазы (для мыльного раствора и для полоскания изделия); поролон, иглы для фелтинга и флизелин (для сухого валяния).
Для учащихся. Спецодежда: фартук, нарукавники, сменная обувь, а также перчатки и полотенце для рук. Материалы и инструменты: шерсть для мокрого валяния; скалка, пупырчатая клеёнка, москитная сетка, приспособления для опрыскивания (для мокрого валяния), мыло.
План занятия
I. Подготовительная часть урока - 5 мин. 1.1 . Организационный момент. Приветствие - 2 мин. 1. 2. Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.
II. Основная часть урока - 35 мин.
2.1. Материаловедение. Свойства и виды шерсти. Способы подготовки и обработки волокон шерсти - 3 мин.
2.2. Технологические приемы создания изделий из войлока. Виды и возможности традиционных техник валяния - 4 мин.
2.3. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в работе с войлоком. Инструктаж по технике безопасности – 3 мин.
2.4. Изготовление небольшого войлочного полотна в технике «мокрого валяния». Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь - 25 мин.
III. Заключительная часть урока - 5 мин. 3.1. Просмотр работ. Завершение работы - 3 мин.
3.2. Подведение итогов занятия и задание на дом 2 мин.
Ход 1- го урока
I. Подготовительная часть урока - 5 мин.1.1 . Организационный момент. Приветствие - 2 мин.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами практическое занятие.
- Давайте проверим нашу готовность. Все ли необходимое имеется у вас на столе? Для сегодняшней работы вам понадобится: шерсть для мокрого валяния; скалка, пупырчатая клеёнка, москитная сетка, приспособления для опрыскивания (пульверизатор или чаша с губкой), теплая вода, мыло, а также фартук, нарукавники, перчатки и полотенце для рук.
1. 2. Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.
- Тема сегодняшнего занятия «Технология изготовления войлочных изделий».
Цель занятия: познакомиться со свойствами и видами шерсти, с основными технологическими приемами создания войлочных изделий, а также «свалять» однотонное войлочное полотно в технике «мокрого» валяния.
Будут проведены: Мастер – класс по технологическим приёмам создания изделий из войлока в техниках «сухого» и «мокрого» валяния. Инструктаж по ТБ при работе с материалами и инструментами, используемыми в работе с войлоком.
II. Основная часть урока - 30 мин.
2.1. Материаловедение. Свойства и виды шерсти. Способы подготовки и обработки волокон шерсти (стрижка, очистка, сортировка, перебирание и трепание, прочесывание, окрашивание и просушка) - 3 мин.
- Большая советская энциклопедия даёт следующее определение слову: «Войлок» - это прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. Войлок отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Сегодня мы с вами, конечно, поговорим о шерстяном войлоке.
- Войлок (с англ. - felt, с нем. - filz, с франц. - feutre) - это вид непряденого текстиля, получаемого при взаимодействия натуральной шерсти (желательно овечьей), мыла, горячей воды, и усилий человека.Различают несколько видов шерсти:
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Более дешёвый материал, который используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Меринос: полутонкая овечья шерсть, длинноволокнистая, легко скручивается, быстро поддается валянию и ангора - шерсть ангорской козы с шелковистым блеском используются для декора и отделки изделий.
Традиционная технология изготовления войлока состоит из следующих этапов:
– подготовительный этап, включающий обработку шерсти (стрижка, очистка, сортировка, перебирание и трепание, прочесывание, окрашивание и просушка);– свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;
– декорирование войлока или нанесение узора на основу войлока;
– «валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока);
– заключительный этап, включающий обработку и отделку войлока.
2.2. Технологические приемы создания изделий из войлока. Виды и возможности традиционных и нетрадиционных техник войлочного валяния - 5.
Традиционные техники войлочного валяния - ьмозаичная техника, вваливание изображения, войлочная аппликация, инкрустирование войлочной основы, выкладывание рисунка без основы.
(Преподаватель коротко рассказывает о каждой технике).
2.3. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в работе с войлоком. Инструктаж по технике безопасности.
Материалы и инструменты для войлоковаляния: игла для фильцевания, поролон, мыльный раствор, полиэтилен (с «пузырьками воздуха»), москитная сетка и др. приспособления
2.3. Самостоятельная работа детей. Изготовление войлока в технике «мокрого валяния». (Свойлачивание шерсти). Индивидуальная помощь.
Во время практической работы педагог делает целевые обходы: контролирует организацию рабочего места учащегося; объём и качество исполнения работы; правильность выполнения приемов и соблюдение ПТБ; оказывает помощь испытывающим затруднения. Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.
III. Заключительная часть урока - 5 мин.
3.1. Просмотр работ. Завершение работы - 3 мин.
Просмотр работ. Даются замечания по технологии. Учащиеся наводят порядок на рабочих местах.

3.2. Подведение итогов занятия и задание на дом - 2 мин.