Управление и научно-методические аспекты в реализации Программы развития: «Школа современных компетенций» (2012-2017 гг)


г. Острогожск
Управление и научно-методические аспекты в реализации Программы развития: «Школа современных компетенций» (2012-2017 гг)
Выступление на семинаре директоров на базе МКОУ СОШ № 2
им. А.В. Филипченко
Директор Т.В. Подлужная2013
В настоящее время научно-методическая работа является самостоятельным направлением деятельности школы. Об этом свидетельствуют нормативные документы по аттестации, где в требованиях к высшей квалификационной категории необходимо использовать в работе исследовательские, опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания, использование методики управления и прогнозирования педагогического процесса, ипробирование и успешное применение педагогических технологий
Объекты исследования
Педагогические системы процессы

Воспитание

Обучение

Развитие

Формирование личности,
коллектива
Предмет исследования – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогики объекта. Основная задача педагога средней школы реализация основных и дополнительных учебных дисциплин обозначенных Государств образовательным стандартом (федеральным, региональным и школьным компонентом)
Ведущая идея – поиск новых возможностей методической работы, гибкое реагирование на возникающие проблемы.
Цель: обеспечение методического сопровождения в решении ключевых вопросов управления качеством образования в условиях личностно-ориентированного образования, позволяющего достигнуть профессионального мастерства педагогов и высокого уровня образованности школьников, обеспечить личностное развитие учащихся, предоставить такое содержание образования, которое не только вооружает их знаниями, умениями и навыками, но и формирует ключевые компетенции, необходимые для интеграции молодого человека в современное общество.Понятие профессиональная компетентность учителя включает 3 блока
- профессионально-личностный (знание предмета, интеллектуальный потенциал, эмоционально-волевая сфера)
- профессионально - деятельностный (развитие и саморазвитие)
- профессионально-творческий (готовность к восприятию новой информации, реализации инновационных идей, освоение новых технологииГлавными составляющими экспериментальной работы нужно выделить:
Наличие нормативно-правовой базы по организации работы инновационной площадки (Заседание педагогического совета, Управляющий Совет, приказы, положение, инструктивные материалы, локальные акты, обучающие семинары)
Степень разработанности учебно-методического обеспечения экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности на качество образования обучающихся, уровень развития их творчества, самореализации.
Влияние участия в экспериментальной работе на рост профессионализма педагогов.
Информационное сопровождение экспериментальной работы
За последние 10 лет члены педагогического коллектива активно участвовали по инициативе администрации, методического совета школы при поддержке отдела по образованию администрации Острогожского муниципального района в организации работы экспериментальных площадок. Сегодня на базе школы действуют:
- стажерская площадка с 2010 года (основаниеЕжегодно проходят практику будущие педагоги, логопеды, психологи;
- с ноября 2011 года центр независимой оценки индивидуальных достижений учащихся и педагогов(основание: приказ отдела по школе включены в областной реестр)
По состоянию на 17.10.2013 создана учебно-материальная база, что позволяет проводить тестирование в режиме on line (110 компьютеров, в т. ч. 60 ноутбуков, высокоскоростной Интернет, локальная сеть МФК, экраны, 15 проекторов, 4 интерактивные доски и т.д.)
- 05.12.2011 открыта областная опытно-экспериментальная площадка по теме «Психолого-педагогические влияния в образовательном процессе на саморазвитие учащихся, развитие их творчества и одаренности» (Основание: приказ № 1063 от 05.12.2011 Департамента образования, науки и молодежной политики)
Научный руководитель площадки, консультант педагогов, организатор тематических семинаров – Васильев В.В., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ. За 15 лет им подготовлено и создано 33 книги, в которых представлено 900 разнообразных психологических эффектов, в т.ч. целью программы научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы является создание системы деятельности педагогического коллектива по разработке и опробированию технологии психолого-педагогического влияния в образовательном процессе, применение которой обеспечивает саморазвитие учащихся, развитие их творческих способностей, одаренности Нами выделены задачи исследования:
- создание условий для выявления поддержки и развития одаренных детей; создавать условия для саморазвития
- выявление учащихся, наделенных творческими способностями;
- выявлять учащихся с признаками одаренности;
- совершенствование системы подготовки учителей (педагоги занимаются самообразованием, участвуют в подготовке тематических педсоветов в виртуальных вебинарах и др.- внедрение в образовательном процессе многообразия форм и методов творческой самореализации уч-ся
- внешнее сотрудничество с организациями, заинтересованными в работе с одаренными детьми.
Экспериментальная площадка – особая форма организации совместной деятельности школы и лаборатории анализа диссеминации передового педагогического опыта ВОИПКРО
В методике исследования мы выделили работу по технологий :- мониторинг уч-ся , педагогов;
- рейтингование;
- тестирование; анкетирование
- портфолио;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий
- социометрия
Организация информационного центра на базе школьной библиотеки с созданием «банка» видеотеки, ЭОР (электронно-образовательных ресурсовПрогнозируемые результаты в ходе 6 этапов экспериментальной работы инновационной площадки – создание атмосферы творчества, комфортного образовательного пространства, развитие «самости» учащихся и педагогов.
19 педагогов школы участвуют в организации проведения эксперимента, с учетом психологического сопровождения. И почти у всех педагогов интересные наблюдения и результаты.
В книге «Психологические эффекты» (из практики учителей) изданной в сентябре 2013 обобщен опыт разнообразных приемов общения «учитель-ученик», «ученик-учитель», «родитель-учитель» и т.д. по разделам:
- Помощь обучающимся в их саморазвитии
- Раскрытие одаренности школьников
- Совершенствование творческих способностей детей и подростков,
где учителя школы поделились своей работой, направленной на обеспечение эффективного развития и самореализации личности, выявления одаренных детей.
Данные экспериментальной работы педагогов обсуждались на заседании лаборатории анализа и диссеминации передового педагогического опыта ВОИПК и ПРО (протокол № 1 от 03.09.2013) где сделал главный вывод для дальнейшей работы IV практического этапа (01.09.2012 – 01.06.2014) областной площадки участником эксперимента. Педагогам и родителям быть не контролерами – координаторами в достижениях детей, а оказывать им помощь в раскрытии самобытности и индивидуальности.
Ресурс и потенциал педагогов нашей школы направлен на реализацию новых идей, желание внести значительной вклад в развитие российского образования, сделать так, чтобы учителю было комфортно преподавать, а ученику комфортно учиться.