Советы родителям Как обнаружить страхи у своего ребенка?

Детские страхи. Как родителям обнаружить их у своего ребенка?

Что такое страх, и может ли он быть полезным? Страхи есть у всех детей. Специалисты отмечают в последнее время значительный рост страхов у наших детей, связанных с тем, что мир, окружающий ребенка, нестабилен и зачастую заряжен агрессией. Есть страхи, которые считаются нормативными, или возрастными, т.е. их испытывают в определенном возрасте практически все дети, и это необходимая ступень развития маленького человечка. Преодолевая их, ребенок становится сильнее, более зрелым эмоционально и личностно. Чаще всего ребенок не может без проблем «перерасти» свои страхи, ему нужна помощь взрослых и поддержка. Другие страхи возникают на фоне какого-то пугающего, страшного события (психологи говорят в таком случае о травмирующем опыте). Это может быть страшная сцена, увиденная по телевизору, кто-то или что-то напугало ребенка, болезненный укол или операция, поражение в соревновании и т.д. И у детей, и у взрослых есть страхи охранительные, защитные, с помощью которых мы осознаем опасности и избегаем угрозы нашей жизни. Даже у новорожденных присутствует инстинкт самосохранения, например, при приближении большого предмета младенец откидывает голову, поднимает руки. Если же ребенок совсем ничего не боится, это тоже серьезный повод для беспокойства. Наиболее же вредны для психологического состояния ребенка патологические страхи. Они приводят к целому «букету» неблагоприятных последствий: невротические тики, навязчивые движения, нарушение сна, трудности в общении с другими людьми, агрессивность или, наоборот, тревожность, дефицит внимания и т.д.

Как выявить страхи у ребенка

Чтобы помочь своему ребенку преодолеть его страхи нужно знать «в лицо» врага. Обычно обнаружить, что Ваш ребенок чего-то боится, внимательным родителям не составляет большого труда. Ребенок начинает вести себя иначе, чем обычно, в тех ситуациях, которые его беспокоят, он избегает их и заметно волнуется (капризничает, бледнеет, плачет и т.п.). Но Вы можете узнать больше о страхах своего ребенка, чтобы работать над их устранением. Предлагаю попробовать это сделать, и при этом начать уже устранять детские страхи.
1. Итак, первый распространенный способ работы над страхом и одновременно диагностики страхов это рисование.
В спокойной благожелательной атмосфере, желательно после активной игры (с игрушками, подвижной или любой другой), можно, после рисования на свободную тему. Сидя за столом, просим ребенка: «Нарисуй то, чего ты боишься» (как вариант можно предложить темы «Что мне снится страшное» и «Чего я боюсь днем»). Подросткам можно сказать, что рисование страхов очень помогает и взрослым, и детям. Не стоит волноваться за то, что вызывание в мыслях страха негативно отразится не ребенке. Наоборот, сам факт такого задания организует ребенка и мобилизует на преодоление своих страхов. Задание непривычное, и часто непростое, ребенок может сначала отказаться, и согласится выполнить его завтра, или даже послезавтра. Все это время происходит внутреннее преодоление препятствия - страха страхов. Зато когда Ваш ребенок решится нарисовать, он таким образом уменьшит травмирующее влияние этого страха, ведь ребенок сознательно вызвал пугающий образ в мыслях, удерживает его, условно обозначает на бумаге. Интерес к рисованию, удовольствие от выполненного задания доминируют над эмоцией страха. Расспросите ребенка, что тут нарисовано. Похвалите его: «Ты отлично нарисовал». После такой серьезной нагрузки предложите поиграть в подвижные активные игры хотя бы минут 15.
2. Еще один способ диагностики страхов у детей – игра «Страхи в домиках» (А.И. Захаров).
Она подходит в тех случаях, когда ребенок плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) - черный и красный- и говорит ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном не страшные». Потом предлагаем расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записываем те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься»:

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища у школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей;
10. опоздать в сад (школу);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. что-то не успеть.

После этого ребенку предлагается: "Давай запрем все замки на черном доме, а ключ выбросим далеко-далеко”. Можно нарисовать замки, каким-нибудь ключом железным "запереть” страхи в доме, потом предложить ребенку выбросить этот ключ в реку, мусор

После подобных игр-рисований страхи обычно уменьшаются, но ребенок может захотеть рисовать еще страшное - не препятствуйте этому, потомучто таким образом дети самостоятельно стремятся преодолеть собственные страхи. Если ребенок постоянно рисует то, чего он боится, подключайтесь к его занятиям, постепенно предлагая варианты сюжеты, когда он уже не боится: "А теперь нарисуй, что ты уже не боишься” или придумывайте, как можно победить какого-то злодея, изобразите страшное забавным, комичным. Если страхи ребенка никак не уходят, Вы не можете помочь малышу справиться с ними, стоит обратиться за советом к специалисту, ведь здоровье ребенка, в том числе, психическое - самое важное.



15