Урок-смотр знаний по теме Гидросфера 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41











Методическая разработка
урока-игры по теме:
«Гидросфера»

6 класс

Смотр знаний и умений







Учитель географии
Шалыганова Елена Ивановна




Обобщающий урок по теме «Гидросфера»

Цели: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Гидросфера»;
Задачи:
- учебные: проверить знания о частях гидросферы. Формировать умение классифицировать моря. Совершенствовать умение работать с источниками географической информации. Продолжить работу над формированием умения определять географические координаты;

- развивающие: развивать умение аргументировано выступать при обсуждении проблем. Развивать познавательный интерес учащихся, логику мышления, память;

- воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование; физическая карта полушарий, контурные карты, карты-задания, фотографии объектов гидросферы, дидактические материалы, изготовленные учителем.

Тип урока: обобщение знаний, умений, навыков.

Используемые технологии и приемы: игровая.

Ход урока

Организационный момент.

Перед уроком учащиеся объединяются в команды. За каждый правильный ответ каждый участник или команда получают баллы.

Правила работы в команде

Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются.
Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха.
Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.
Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.
Если возникает какой-то вопрос - разберемся в нем.



Учитель
Считай, ты потерял день,
В который ты не улыбнулся.
А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.
В командах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Основная часть урока
Учитель
Ребята, я знаю, что в вашем классе много отважных и любознательных. Мы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас в путешествие на корабле по морям и океанам. На палубе нашего корабля пять кают, располагайтесь удобнее. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий и сигнализировать мне в случае затруднений.
А теперь, в путь.
Первая остановка.
«Лото»
Учащиеся получают карточки с фрагментами карт. Необходимо правильно совместить контур объекта.
Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. На борт доставлена корреспонденция. Надо ее разобрать.
Вторая остановка
« Почта»
. «Непутёвые заметки»

–  Непутёвые заметки  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.
     Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера.  Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России. 
      В этом году я оказался около самой длинной реки мира.  Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы  вышли в Атлантический океан.
В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана  в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли.

Для проверки вывешивается правильный ответ.


Учитель. Мы продолжаем плавание, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам таблицы, но чтобы их заполнить вы должны определить, что же это за географические объекты.
Третья остановка
«Творческая лаборатория»

Море
Название моря
К какому бассейну принадлежит
Внутреннее или окраинное

56° с. ш. 19° в. д.




72° с. ш. 65° в.д.




44° с. ш. 40° в. д.




55 с. ш. 180° з.д.





Учитель: продолжаем наше путешествие. Приближается залив «Знаний». Давайте сделаем остановку и проверим наши теоретические знания.
Четвертая остановка
. « Терминологический конкурс»

Учитель: Дайте формулировку терминам темы «Гидросфера», указанным в ваших путевых листах.
- полуостров - это ?
- залив – это ?
- речной бассейн- это ?
- паводок – это ?


Учитель. На корабле возникла проблема: закончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей с фрагмента схемы реки исчезли все названия, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем восстановить карту. Юнги, за работу!

Должны быть подписаны:
- исток
-устье
-главная река
-правый приток
-левый приток
-речная система
-бассейн реки


Учитель. Экипаж, внимание! Мы попали в плен к пиратам. Нас отпустят, если мы
Поможем разобраться с картой
Поделимся некоторыми теоретическими знаниями



«Немая карта»
Командам раздаю контурные карты мира. На них цифрами обозначены объекты гидросферы. Надо определить как можно больше названий обозначенных географических объектов, не пользуясь атласом.


Учитель: Давайте выбираться из плена. Поделимся теоретическими сведениями.
Самое соленое в Мировом океане море –
Самый большой остров –
Самый большой полуостров в России –
Какой материк омывают 4 океана?
Какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства –
Почему возникают приливы и отливы?
Какие виды озерных котловин вы знаете?
Какова средняя соленость вод Мирового океана? -
Назовите причину, по которой образуются течения в океане.

На каком материке земного шара нет ни одной реки?
Какая река имеет самый большой бассейн?-
Назовите цветные моря.-
Существует ли море, у которого нет берегов?
Как называется самый высокий водопад в мире?-
Где наблюдаются самые высокие приливные волны?- залив Фанди
Как называется самая полноводная река в России-
Как называется самый длинный пролив-
Существует ли море, у которого нет берегов? Как оно называется?-






Учитель. Ура! Мы свободны! Берем курс к родным берегам.

И завершая наше путешествие, мы должны ещё раз обратиться к таким важным вопросам как:
Значение гидросферы
Проблемы гидросферы

Подведение итогов.
Старший юнга подсчитывает количество оценочных карт. В зависимости от вклада членов команды в победу оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки.

































Приложения

Бортовой журнал ученика -----------------------------------------------

Название конкурса
Максимальное кол-во баллов
Набрано баллов

1.
«Лото»-дополнительные командные очки
От 1 до 5


2.
«Непутёвые заметки»
9


3.
«Творческая лаборатория»
12


4.
«Терминологический конкурс»
4


5.
«Схема речного бассейна»
7


6.
«Немая карта»
12


7.
Дополнительные командные очки
4



Итого:
53





Бортовой журнал ученика -----------------------------------------------

Название конкурса
Максимальное кол-во баллов
Набрано баллов

1.
«Лото»-дополнительные командные очки
От 1 до 5


2.
«Непутёвые заметки»
9


3.
«Творческая лаборатория»
12


4.
«Терминологический конкурс»
4


5.
«Схема речного бассейна»
7


6.
«Немая карта»
12


7.
Дополнительные командные очки
4



Итого:
53




        Конкурс № 4. Теперь –  Непутёвые заметки  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.
     Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера.  Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России. 
      В этом году я оказался около самой длинной реки мира.  Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы  вышли в Атлантический океан.
В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана  в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли.




Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера. Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал в одну из крупнейших рек России.
В этом году я оказался около самой длинной реки мира. Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы вышли в Атлантический океан.
В следующем году я планирую совершить путешествовать из самого холодного океана в самый большой океан, где находится самая глубокая впадина Земли.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15