СтатьяМодель «Сотрудничество» по созданию условий для успешного обучения и воспитания учащихся начальной школы. (учитель – родитель – учащийся)


Модель «Сотрудничество» по созданию условий для успешного обучения и воспитания учащихся начальной школы.
(учитель – родитель – учащийся)
с 6 по 10 апреля 2015 года во всех школах Ямало-Ненецкого автономного округа проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся первых, вторых, третьих классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Мониторинг включал несколько групп показателей, в том числе и показатели , которые касаются семьи:
Семья как ресурс адаптации первоклассника
Установки родителей по отношению к школьному обучению
Условия дома для обучения
Помощь ребёнку в обучении
Нагрузки ребёнка
Лёгкость адаптации
Индивидуальные особенности здоровья
Уровень адаптации ученика к обучению в школе глазами учителя
Уровень адаптации ученика к обучению в школе глазами родителя
Уровень готовности ребёнка к обучению во 2-м классе глазами учителя
Возрастное соответствие массы тела и роста
Физкультурная группа
Группа здоровья
Для учителей важной может быть информация о приоритетных установках родителей в связи с обучением в школе. Их анализ позволяет понять, как родителями воспринимается обучение в школе. Выделяется две полярные позиции. В первом случае ребёнок заранее настраивается только на отличную учёбу, и любые неудачи излишне драматизируются; вся жизнь не только ребёнка, но и всей семьи концентрируется на школьных успехах.
Основная цель школы в отношении родителей заключается в том, что педагогический коллектив, наделенный определенными полномочиями по обучению и воспитанию детей, должен стремиться научить родителей быть наиболее полезными для своих детей. Эта цель конкретизируется множеством задач, реализация которых зависит от многих факторов, в числе которых можно выделить особенности образовательного учреждения, его местонахождение, наполняемость классов.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Большая роль в организации этой работы принадлежит учителю начальных классов.
Совместная работа семьи и школы осуществляется прежде всего через известные формы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам сотрудничества учителя и родителей можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, день открытых дверей, участие в подготовке и проведении классных мероприятий, родительские лектории. К индивидуальным формам относятся прежде всего индивидуальные консультации и посещение учителем семей.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Не нова мысль о том, что успехи ребенка в школе зависят от множества факторов. Вряд ли можно встретить малыша, который при поступлении в школу не испытывал бы трудностей различного плана. Чтобы понять, в чем конкретно они заключаются и чем грозят в будущем, необходимо постоянное и грамотно организованное совместное (учителя и родителей) наблюдение за ребёнком в школе и дома, за их настроением, реакцией на школьные события.
Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса, группы. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.
Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.
Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.
Основные формы родительских собраний:
собрание-лекторий;
"круглый стол";
тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
консультация со специалистами;
родительская дискуссия;
общешкольная и общеклассная конференция и др.
Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
собрание следует проводить в удобное для родителей время;
тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, и жить дружно, весело, увлеченно.
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Индивидуальная работа с родителями дает возможность обсудить интересующие их проблемы. Педагогу важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим ребёнком, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества.
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся. Ведь умело организованное, и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.
Самая распространенная форма индивидуальной работы консультации родителей. Это особая форма работы с отдельными родителями. Консультация дает возможность каждому родителю почувствовать себя участником учебно-воспитательного процесса. Сама обстановка располагает к откровенности. Содержание консультации может быть любым, но главное для родителей получить ответы на все вопросы, касающиеся обучения и воспитания ребенка. Инициаторами консультаций могут быть как учителя, так и родители. Если родители активно интересуются различными нюансами школьной жизни своего ребенка, то это только положительно отзовется на адаптации ребенка к школьной жизни, поскольку учитель и родители совместно найдут решение всех проблем ребенка.
Чтобы избежать противостояния с любым родителем и при этом  активно включить его в процесс воспитательной коррекции, учителю необходимо  понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика и именно в них  найти реальную опору при построении совместной помощи ребенку. Не оттолкнуть пришедших в школу родителей, а проявить сдержанную доброжелательность и  открытость – вот первый шаг навстречу сотрудничеству.
Кроме того, необходимо развивать в себе профессиональное  стремление к равной позиции с родителями. Ведь объединение усилий  учителя и родителей школьника возможно при взаимном признании равенства друг друга.  Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель.
Очень важно показать родителям свою заинтересованность и  доброжелательность по отношению к их ребенку. Психологами замечено, что позитивный  психологический контакт в общении с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ученика,  симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом  ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике.  Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные  дети, склонные к лидерству.
Когда родитель видит дружелюбное отношение учителя и  чувствует, что тот по-настоящему заботится о благополучии его ребенка, он перестает  прибегать к "психологической защите" и готов к сотрудничеству.
Учебно-воспитательный процесс выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней воспитателей. Для повышения эффективности обучения и воспитания детей имеет огромное значение создание в классе дружного работоспособного коллектива родителей, а это возможно, если в коллективе сформированы доверительные отношения между родителями и классным руководителем, классным руководителем и учащимися, учащимися и их родителями.
ђ Заголовок 315