«Эвристический дневник как средство повышения познавательной активности учащихся на физике»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области средняя общеобразовательная школа №1г. Нефтегорска муниципального района НефтегорскийСамарской области Тема:« Эвристический дневник как средство повышения познавательной активностиучащихся на физике». Учитель физики ГБОУ СОШ №1 г. НефтегорскаСальникова Инна Игоревна2013/2014 учебный год «Содержание образования… ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации…» Цель работы - разработать дополнительные методы для повышения познавательного интереса и мотивации к обучению физики в 7,8-х классах. Гипотеза: использование данной методической разработки позволит учащимся лучше усваивать материал и будет позитивно влиять на развитие способностей детей, повысит интерес к изучению предмета. «Содержание образования должно обеспечивать: …формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира; … удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей…» Закон об образовании. Статья 17 В работе поставлены задачи:1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.2. Разработать способ повышения мотивации к изучению физики и проверить на практике. 3. Проанализировать влияние методики на обучаемость учащихся. Объект исследования - процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики в 8 классе. Предмет исследования - способ активизации познавательной деятельности. Научная новизна - авторская методика. Практическая значимость – личностный подход к обучению, самоанализ полученных знаний. Формирование мотивации учения. Роль познавательного интереса в мотивации обучения и этапы его развития. Мотивация от лат. moveo — двигаю мотивы социальные познавательные Широкие узкие социального сотрудничества общие самообразовательные предметные мотивы внешние внутренние мотивы осознанные неосознанные Каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста. Индивидуальный подход к учащимся формировать мотивацию не только у неуспевающих учеников, но и у благополучных детей Быть полезным обществу В ФГОС-2 ставятся новые задачи перед учителями любопытство любознательность эпизодический интерес устойчивый познавательный интерес познавательный интерес Эвристический дневник как один из способов повышения познавательной активности учащихся к изучаемому предмету Э В Р И С Т И Ч Е С К И Й Д Н Е В Н И К Ученика(цы) 8 класса____Ф.И.__________________ ГБОУ СОШ № 1 г.Нефтегорска Часть 1. 2013/2014 уч.год Урок 1. Тепловое движение. Температура.Как повлияло изучение физики в 7 классе на мое представление об устройстве мира?_________________________________________________________________________________________Что для меня явилось настоящим открытием Перечислить._________________________________________________________________________________Какие открытия в области физики я подтвердил(а) на практике?__________________________________________________________________________________________________________________________________В каких литературных произведениях (интернетсайтах, новостях ТВ) я встречал(а) физические термины, описание физических явлений и, событий?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В каких вопросах я хотел бы разобраться?____________________________________________________________________________________________________________ Эвристический балл_______ Урок 6 Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.Что нового я узнал(а) на уроке?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какой вопрос хочу изучить более подробно (сделать сообщение или доклад)?_____________________________________________________________________________________________________________________________С какими понятиями (законами, терминами) сталкивал(а)с(ь)я в повседневной жизни?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что нового из урока изменило мое представление об устройстве мира?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эвристический балл_______ Экспериментальное подтверждение В эксперименте принимало участие 42 учащихся 8-х классов ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска Сравнительный анализ аттестации учащихся 8-х классов за первое и второе полугодия 2012-2013 учебного года.(соотношение учащихся, повысивших оценочные показатели) Сравнительный анализ повышения познавательной активности и мотивации на основе анкетирования Положительное отношение к предмету у учащихся В прошлом учебном году, % В нынешнем учебном году, % 8 «А» 49,8 81,3 8 «Б» 31,6 57,9 средний показатель 40,7 69,6 Срез формирования мотивации и познавательного интереса на основе заданий 3-х уровней сложности Количественное и качественное соотношение презентаций, докладов и сообщений Данный эксперимент способствовал развитию творческой активности учащихся, развитию познавательных интересов и повышению качества знаний, помог им в самообразовании и выборе профессии, обеспечил индивидуальный подход.  Цель работы - разработать дополнительные методы для повышения познавательного интереса и мотивации к обучению физики в 7,8-х классах. Гипотеза: использование данной методической разработки позволит учащимся лучше усваивать материал и будет позитивно влиять на развитие способностей детей, повысит интерес к изучению предмета. В работе поставлены задачи:1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.2. Разработать способ повышения мотивации к изучению физики и проверить на практике. 3. Проанализировать влияние методики на обучаемость учащихся. Объект исследования - процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики в 8 классе. Предмет исследования - способ активизации познавательной деятельности. Научная новизна - авторская методика. Практическая значимость – личностный подход к обучению, самоанализ полученных знаний. ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска