Школа хороших манер Ежели вы вежливы


Школа хороших манер «Ежели вы вежливы»
Цель:
- Воспитывать в детях вежливость.
- Расширять кругозор детей.
- Систематизировать, имеющиеся у детей знания о воспитанности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы с вами оказались на уроке в школе хороших манер. Это школа, где все учатся вежливости и люди, закончившие эту школу становятся самыми настоящими вежливыми, воспитанными людьми.
- Всегда ли вы вежливы с воспитателями, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?
- Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним общаться легко и приятно? (воспитанным)
- Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Вежливость в детстве начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
3. Игра «Вежливо - не вежливо»
- Для начала, давайте проверим, а знакомы ли вам какие-нибудь правила вежливости. Я предлагаю вам ситуации, а вы, если считаете, что так поступать вежливо, то хлопаете в ладоши 1 раз, если считаете, что это не вежливо тихонько сидите.
Поздороваться при встрече –
Случайно толкнуть и не извиниться –
Не уступить место в транспорте –
Поблагодарить за помощь –
Перебить разговаривающих и самому начать говорить –
Насорить и не убрать за собой –
Опоздав в класс, извиниться и попросить разрешения войти –
- Ну что же, я вижу, вы знакомы с правилами вежливости.
4. История слов
- А какое самое популярное у нас слово, с помощью которого люди благодарят за что-либо? (Спасибо).
- Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: - Спаси вас Бог!
Спаси Бог постепенно от частого употребления превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!». Как вы понимаете эту пословицу?
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
-Есть ещё одно слово, которым благодарят. Это слово благодарю.
Как вы думаете, как образовалось это слово?
Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей — благо и дарю. «Благо» означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.
– Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идёт только от чистого сердца!
- Подумайте, кому вы ежедневно говорите «спасибо»?
5. Разбор ситуации
А сейчас давайте прочитаем стихотворение и попытаемся разобраться, как поступил его герой.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините, Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
- Как вы считаете, действительно ли мальчик очень вежлив?
- Не достаточно знать вежливые слова, нужно при этом знать и выполнять правила поведения.
6. Чтение стихотворения
- Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающим людям.
- Вежливость так важна в нашей жизни, что даже поэты и писатели посвящают ей свои произведения. Прочитаем стихотворение С. Маршака «Еже ли вы вежливы…»
Ежели вы Вежливы И к совести Не глухи,
Вы место Без протеста Уступите Старухе.
Ежели вы Вежливы В душе, а не для виду,
В троллейбус Вы поможете Взобраться Инвалиду.
И ежели вы Вежливы, То, сидя на уроке,
Не будете С товарищем Трещать, как две сороки.
И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме
И помощь ей предложите Без просьбы То есть сами.
И ежели вы Вежливы, То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя Возьмете не навеки.
И ежели вы Вежливы, Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном И целом переплете.
И ежели вы Вежливы, Тому, кто послабее,
Вы будете защитником, Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое Ребенку Воспитание.
Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил:
Отняв у младших Мячик, Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы Вежливы, То вы благодарите,
Но мячика У мальчика Без спросу Не берите!
- Смотрите, как много примеров вежливого поведения привёл в одном стихотворении поэт. Давайте проговорим эти правила.
7. Игра «Это Я!»
-А сейчас проверим, все ли дети нашей семьи вежливые. Поиграем в игру «Это Я!». Я читаю вам правило, или обманку правила, а вы. Если согласны с утверждением, говорите «Это я, Это я, это все мои друзья!», а если не согласны, то сидите молча.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Замечательно!
8. Экзамен на вежливость
Напоминаю вам, что у нас идёт урок в школе вежливости. А поэтому, в конце урока мы с вами проведём экзамен. Вы вытаскиваете по очереди билеты, читаете задание и отвечаете.
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру!
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
6. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
- Молодцы, вы все справились с экзаменом и получаете оценку «5»
9. Итог занятия
- Скажите, узнали ли вы что-нибудь новое на нашем уроке? Что вам было особенно интересно?
- А в конце нашего занятия, я хочу подарить вам каждому вот такой необычный цветок вежливости. Прочитайте, какие правила он вам подготовил.