Урок СБО в 5 классе Школа хороших манер


Урок СБО в 5 классе «Школа хороших манер».
Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.
Ход урока.
I. Беседа «Хорошие манеры»
Первый диалог
- Здорово, Викча!
- Здорово, Лерча!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог:
- Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Инна!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Лена!
- До свидания, Инна!
- Чем отличаются эти ситуации?
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона.
Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете. Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.
Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, курить, опаздывать и др.
Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» — плохие).
Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.
Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?
На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”. — Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их? — Его называют культурным, воспитанным человеком. — Всё начинается с детского возраста. — Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)
Ситуация № 1 — Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).
— Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?
— Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)
— И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)
Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей) Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.
o Учитель
o Мама
o Знакомый мальчик
o Незнакомая девочка
o Лучший друг (пожать руку)
Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!
Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”
В новой школе,
В дружном классе
Появился паренёк.
Что такое вежливость,
Ему и невдомёк.
“Простите”, “здравствуйте”, “спасибо”
— Говорить он не привык,
А от слова “извините”
У него болит язык.
Очень-очень-очень лень
Просто сказать : “Добрый день!”
Он уходит по-английски,
Даже не махнув рукой.
И откуда в нашем классе появился он такой.
— Что неправильно делал мальчик?
— Что мы ему посоветуем?
— Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?
Состязание знатоков этикета.
1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)
3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)
4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место? (Необходимо занять ближайшее свободное место).
Физкультминутка
Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение) Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста». Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…
Игровое задание «Закончите предложение» (хором)
o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).
o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).
o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).
o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).
o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).
o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).
o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).
Игровое задание «Дорожка вежливых» (2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».
Ситуация № 3 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”
— Что можете сказать о Вите?
Ситуации № 4 «Учим друг друга»
Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”
— Какие ошибки он допустил?
Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“
— Помогите ей советом.
Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях. — Как им разойтись?
Домашнее задание. Составить «Памятка воспитанного человека».