Программа внеурочной деятельности Школа хороших манер (1 класс)

Пояснительная записка

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
В этом направлении с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, занятия в «Школе хороших манер», чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей и т. д.
Принципом постепенности нравственное воспитание реализуется на каждом занятии, во внеурочной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива.
В организации же нравственного образования учитывались такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово воспитателя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей в возрасте 7 – 10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на всё психическое развитие ребёнка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.

Цель программы – воспитание нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определённых качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.


Задачи программы:
Влиять не на поведение ребёнка (чтобы изменить его), а на «Я» - образ, который постепенно складывается в его сознании.
Воспитывать неравнодушное отношение: любовь в себе и к себе – только на любви (а не на чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности вести себя культурно и иммунитета к плохому.
Создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, воспитателя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Диагностика.

Входная диагностика.

Цель: оценка уровня сформированности нравственных качеств учащихся (развитие добрых чувств к окружающим, воспитание гуманных чувств, коммуникативные способности детей, воспитание этического взаимодействия и др.).

Промежуточная диагностика.

Цель: систематический анализ процесса формирования нравственных качеств учащихся. Руководитель кружка оценивает надёжность сформированности тех умений и навыков, которым он учил, выявляет динамику развития детей, намечает пути повышения успешности воспитания. Такой подход позволяет оценить эффективность применяемой технологии.

Итоговая диагностика.

Цель: выявление степени сформированности умений и навыков к концу учебного года. В результате руководитель кружка получает объективную информацию о состоянии работы кружка, определяет соответствие поставленных целей и полученных результатов на завершении работы кружка.

Ожидаемый результат.

Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Учащиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Оценивание.

Презентация имён учащихся, презентация книги «Стихи и рассказы о дружбе», презентация сказок о добре, придуманных детьми; тесты «Какой ты друг?», «Много ли хлопот ты приносишь своим родителям?», «Ты и твои одноклассники», «Умеешь ли ты общаться?», «Какой ты сын или дочь?», конкурс на лучшее стихотворение, конкурсы рисунков, создание классной игротеки.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение. Этика - наука о морали.
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.


Тема 1. Как я выгляжу.
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.


Тема 2. Что в имени тебе моём? Презентация имён.
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.


Тема 3. Школьный этикет.
Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».


Тема 4. Зачем быть вежливым?
Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.


Тема 5. Сказка о вежливости.
Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».


Тема 6. Добро и зло в сказках.
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.


Тема 7. Товарищи и друзья. Презентация книги «Стихи и рассказы о дружбе».
Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.

Тема 8. Твои поступки и твои родители.
Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.


Тема 9. Обязанности ученика в школе и дома.
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.


Тема 10. Чем богат человек.
Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.


Тема 11. Ты и твое здоровье.
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.


Тема 12. Праздничный этикет.
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.

Тема 13. Наш класс.
Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.

Тема 14. Моя мама - самая лучшая.
Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.


Тема 15. Удовольствие - в игре. Наша игротека.
Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух.


Тема 16. Учимся общаться.
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.


Тема 17. Сказки в нашей жизни. Презентация сказок о добре,
придуманных детьми.
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.

Тема 18. День рождения.
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения».
Календарно-тематическое планирование


№п/п
Тема
Количество часов
Дата


Введение. Этика - наука о морали.
1


Тема 1
Как я выгляжу.
4


Тема 2
Что в имени тебе моём?
Презентация имён.
1


Тема 3
Школьный этикет.
1


Тема 4
Зачем быть вежливым?
1


Тема 5
Сказка о вежливости.
4


Тема 6
Добро и зло в сказках.
2


Тема 7
Товарищи и друзья.
Презентация книги «Стихи и
рассказы о дружбе».
2


Тема 8
Твои поступки и твои родители.
1


Тема 9
Обязанности ученика в школе и дом дома.
2


Тема 10
Чем богат человек.
1


Тема 11
Ты и твое здоровье.
1


Тема 12
Праздничный этикет.
1


Тема 13
Наш класс.
2


Тема 14
Моя мама - самая лучшая.
1


Тема 15
Удовольствие в игре.
Наша игротека.
1


Тема 16
Учимся общаться.
2


Тема 17
Сказки в нашей жизни.
Презентация сказок о добре,
придуманных детьми.
2


Тема 18
День рождения.
2










Литература


Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

15