Элективный курс по русскому языку Стилистика и риторика



Рабочая программа


Учителя: Меньшиковой О.Ю.

Предмет: элективный курс «Стилистика и риторика»

Класс: 10

Образовательная область: филология

МО: гуманитарный цикл

Учебный год: 2016 – 2017



Количество часов в год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час

Виды контроля:

I четверть: зачёт
II четверть: зачёт
III четверть: конспект, реферат
IV четверть: защита реферата






Согласовано
Руководитель МО_______________

Утверждено
Директор школы______________






Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса. Курс рассчи-тан на 34 часа.
Стилистика – наука разветвлённая и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радиотелерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Более всего стилистика связана с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. Стилистика оценивает соответствие словарных форм современной литературной норме; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности. Риторика развивает умение устного публичного выступления (особенно на научные темы ).
Цели элективного курса:
- способствовать росту речевой культуры школьника;
- научить конспектированию и реферированию текста (текстов);
- научить различным приёмам устного публичного выступления.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура» (Д.С.Лихачёв);
- отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- владеть устной и письменной речью;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач;
- владеть навыками устного публичного выступления.
Для реализации программы запланированы такие методы и приёмы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Особое внимание уделено подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Для эффективности используются:
- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных задач;
- совершенствование рукописи с определённой точкой зрения, рецензирование;
- составление текста устного выступления на заданную тему;
- сообщения как результат наблюдений.


Календарно-тематическое планирование

Основное содержание

Сро-
ки

п/п
Тема занятия
Кол.
уроков
УМК
Формы
контроля

1 четв.
1.
Особенности текста.
10

Зачёт.


1.1
Информативный центр предложения и текста.
1




1.2
Главная мысль текста.
1




1.3
Тема и подтемы текста.
1




1.4
Формулировка вопросов к тексту и отдельным предложениям.
1




1.5
Виды связи предложений. Сцепляющие слова.
2




1.6
Виды планов текста. Тезисный план.
2



2 четв.
1.7
Структура текста.
2




2.
Аудирование текста.
4

Зачёт.


2.1
Сокращение информации.
2




2.2
Сокращение слов.
2



3 четв.
3.
Конспектирование текста.
5
РЯ, 98, № 2, с.15-18
Конспект.


4.
Реферирование текста (текстов).
8

Реферат.

4 четв.
5.
Устное публичное выступление.
5




6.
Итоговый зачёт по элективному курсу.
2

Защита реферата.



Учебно-методический комплекс.

Божко Н.М. Сборник элективных курсов. Русский язык. 10-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
Михайлова С.Ю. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения. – М.: ЮНВЕСТ, 1998.
Статьи журнала «Русский язык в школе».








Приложение
Занятие №1

1. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные части предложений. Они несут основную информацию и называются информативными центрами предложения. На основании выделенных информативных центров сделайте вывод об их обычном расположении в письменной речи.
Московский университет основан по инициативе М.В.Ломоносова – великого русского учёного. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете учились знаменитые русские писатели и поэты, передовые общественные деятели. В нём работали выдающиеся русские учёные.

2. В предложенном тексте найдите: а) информативные центры предложений; б) его «подтемы»; в) определите главную мысль текста.
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А ещё есть память на запахи.
Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

3. Прочитайте текст и его главную мысль (данную ниже). Дополните её необходимыми словами.
Есть ли у кошки усы? Настоящих, оказывается, нет. Их роль играют вибриссы – длинные жёсткие чувствительные волосы. На усы они похожи, но выполняют другие задачи: кошка воспринимает ими информацию об окружающем. Есть вибриссы и на боках у кошки. Они похожи на остальные шерстинки и почти не заметны.
Вибриссы у кошки похожи на усы.

Занятие № 2
Главная мысль текста.

Прочитайте текст. Запишите его основную мысль.

До самой далёкой планеты
Наша Галактика примерно на 30% меньше, чем думали до сих пор, а Солнце соответственно ближе к её центру. Так утверждает группа астронавтов из Швеции, Франции и США. Основываясь на данных измерений радиоизлучения от области молодых звёзд вблизи центра Галактики, они пришли к выводу, что от нас до центра не 10, а 7 тысяч парсек (космическая мера расстояния), а диаметр диска Галактики не 30, а 21 тысяча парсек. Если расчёты этих астронавтов верны, видимо, придётся пересмотреть и расстояния до других галактик, и вообще наши представления о размерах Вселенной.


Прочитайте текст. Дополните (приведённую ниже) его главную мысль необходимыми словами. Скажите, совпадает ли название в целом с главной мыслью текста.

Легенда североамериканских индейцев
Сахарный сок у клёна впервые обнаружили ленивые женщины.. Так гласит старая легенда североамериканских индейцев ирокезов. Такие хозяйки, чтобы не идти к отдалённому роднику за чистой водой, надрезали кору ближайшего рослого клёна и набирали полные горшки сока. Эти женщины неожиданно прославились как искусные поварихи: все их кушанья были вкусными и сладкими.
Больше всего сахара содержится в соке сахарного клёна. Его ещё называют «сахарным десертом». Содержание сахара в соке такого клёна достигает 3%.
Лень помогла сделать открытие.


Определите, в каком месте текста «Легенда североамериканских индейцев» содержится аргументация главной мысли.


Прочитайте текст и его главную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если нет, то исправьте её или дополните.

Трудно предположить, что такая простая и необходимая каждому процедура, как умывание лица, имеет свою курьёзную историю. В ХVIII веке, например, необходимо было специальное предписание врача, чтобы заставить французского короля Людовика ХV умыться. Во Франции в те времена считалось, что после умывания водой лицо становится чувствительным к холоду, грубеет, а летом сильно загорает.
Нужно исполнять предписание врача.


Занятие № 3
Тема и подтемы текста.


Обратите внимание!
Каждый текст посвящён раскрытию темы или ряда тем. Тема получает развитие в одном, чаще в нескольких абзацах. Каждая тема в свою очередь получает развитие в ряде подтем. Подтемы могут раскрываться подробно или сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или сразу несколько абзацев.


1. Прочитайте текст. Выполните задания: а) Найдите в тексте предложения, сигнализирующие о начале новой темы. б) Определите, сколько подтем развивается в данном тексте, назовите их. в) Разделите текст на абзацы. г) Озаглавьте текст.

Опыт космических исследований с околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдениям и материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли, на которой иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако, как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирая для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние веществ в материках, распространение (рассеяние) информации о человеческом обществе – эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

2. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Объясните почему.


Занятие № 4
Формулировка вопросов к тексту
и отдельным предложениям.
Прочитайте текст и дайте ответ на поставленный в заглавии вопрос.
Как разрезать оргстекло по методу А.Лобача?
Есть много способов разрезать оргстекло, но почти все они рассчитаны на использование каких-либо инструментов. Воспользуемся методом петербуржца А.Лобача. Он предлагает применить прочную нить, которой из оргстекла нетрудно вырезать фигуры практически любой конфигурации.

Прочитайте текст и к каждому предложению составьте вопросы.
Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подверглись капитальному ремонту.

Прочитайте текст. Найдите ответы на вопросы, данные ниже. Озаглавьте текст. Как вы считаете, есть ли в каждом абзаце «лишняя» информация, которую можно сократить без ущерба для смысла текста? Ответ аргументируйте.
Самым молодым главнокомандующим, который когда-либо водил армию в сражение, был трёхмесячный герцог Годвард III Брабантский ( Бельгия). Ему было всего 90 дней, когда он унаследовал от отца престол и стал главнокомандующим армией.
Началась война. Герцог должен был вести армию в сражение. Его положили в колыбель, привязанную к двум деревьям, невдалеке от места сражения. Таким образом, герцог лично присутствовал на поле боя, и победа, одержанная в тот день, была приписана ему.
На протяжении 48 лет царствования он носил звание «Храброго». Правда, сохранились свидетельства, что иногда современники называли его менее почтительно – «герцогом из колыбели».
а) Как звали самого молодого главнокомандующего?
б) В каком возрасте он унаследовал престол?
в) Откуда герцог «руководил» сражением?
г) Какое звание он носил после сражения?
д) Как ещё иногда его называли современники?

Прочитайте предложения и вопросы к ним. Исправьте те вопросы, которые не полностью или неверно отражают суть предложения.
а) Вода в морях и океанах не мешает наблюдению рельефа дна.
Кто наблюдает рельеф дна?
б) В природе имеются твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
Что имеется в природе?
в) Из космоса невозможно различить небольшие детали на поверхности Земли.
Почему невозможно различить небольшие детали на поверхности Земли?
г) Время отсеивает всё мелкое, второстепенное.
Что отсеивает время?
д) Спелеолог – специалист по изучению пещер.
Кто такой спелеолог?
е) Из глубины веков выступают наиболее выдающиеся творения и личности.
Какие выдающиеся личности вам известны?


Занятие №5
Виды связи предложений.
Сцепляющие слова.

1. Рассмотрите данную схему предложений. Вспомните из физики, как называется такая связь. В тексте она называется цепной, т.е. когда второе предложение соединяется с первым, третье со вторым и т.д.
[ 1 ] – [ 2 ] – [ 3 ]

2. Прочитайте текст. Обратите внимание на вид связи в предложениях, подумайте и скажите, какую роль играют выделенные слова
Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчёркивается огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают её ландшафт неповторимым и запоминающимся.

3. Вместо точек вставьте сцепляющее слово в данные предложения.
А) Маки были похожи на красные фонарики, зажжённые в зелёной траве. было много.
Б) В сырых впадинах синели незабудки. были такие яркие и такие синие, словно в них отразилось весеннее небо.
В) Вслед за цветами и травой потянулись с высохшей земли в горы и отары отца. как белые курчавые облака ползли по горным склонам.

4. Вспомните, какие вводные слова входят в группу, указывающую на связь мыслей, последовательность изложения информации, и назовите их. Прочитайте несколько текстов из учебников физики, химии, биологии и пр. Скажите, в каких типах текстов чаще всего встречаются вводные слова, указывающие на порядок изложения информации. Приведите примеры.

5. Рассмотрите схему ещё одного вида связи предложений в тексте. Он называется параллельным. Вспомните определение аналогичного вида связи в физике, охарактеризуйте его.
[ 1 ]

[ 2 ]

[ 3 ]

6.Сравните описание параллельного сцепления в физике с данным (относящимся к тексту) и скажите, что общего.
Все предложения при параллельной связи по смыслу и грамматически связаны с первым, развёртывают, конкретизируют его. Все предложения имеют одинаковый (сходный) порядок слов, т.е. одинаковое (сходное) синтаксическое строение. При этом связь между предложениями не последовательная, а как бы централизованная: все предложения синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому, которое является своеобразной вершиной в параллельной схеме. Предложения, соединённые параллельной связью, довольно самостоятельны. Смысл их понятен и при отдельном употреблении.

7. Определите вид связи между предложениями в данном тексте. Скажите, может ли каждое предложение данного текста стать началом нового текста? Ответ обоснуйте.
В различных уголках земного шара в пищу нередко употребляют землю, точнее глину. Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего молока. На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика»: смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племён, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.


Занятие № 7
Виды планов текста. Тезисный план.

1. Прочитайте текст и план к нему. Обратите внимание, что план выполнен в форме номинативных (назывных) предложений. Соотнесите пункты плана и информативные центры абзацев, совпадают ли они? Скажите, удачно ли план составлен, чётко ли отражает содержание текста. Если нет, то составьте свой, в другой форме.
Всякая речь имеет определённое содержание, так как нет слов, лишённых значения. Однако информативная насыщенность может быть разной: одни высказывания значительны, другие интереса не представляют.
Можно смело утверждать, что многословие, или речевая избыточность, - недостатки речи независимо от стиля и жанра. Многословие может проявиться даже в короткой фразе. Например: «В своём докладе на тему он сообщил о результатах эксперимента». Если он сообщил, то, разумеется, в своём докладе.
Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют о нечёткости, неопределённости представлений автора о предмете речи, нередко затемняют главную мысль высказывания.
Французский учёный, философ и писатель Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». В этом парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность и беспомощность автора приводят к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряжённой работы со словом.
План к тексту.
Степень информативной насыщенности речи.
Многословие – недостаток любой речи.
Лишние слова.
Парадоксальное заявление Паскаля.

Обратите внимание!
План, выполненный в виде назывных предложений, состоит из информативных центров – абзацев и формулируется чаще всего при помощи отглагольных существительных.

2. Прочитайте предложения, скажите, какие слова можно исключить, как лишние, не влияющие на содержание и грамматический строй предложения. Запишите свой вариант.
а) В августе месяце поспевает урожай.
б) Лишь только подснежник распустится в срок.
в) Для участия в этих состязаниях приглашены опытные участники, которые уже принимали участие в подобных мероприятиях и имеют большой опыт.
г) Из-за своей болезни ему пришлось отказаться от поездки.
д) Только вольная и свободная жизнь была по душе этому вольнолюбивому и гордому народу.

3. Прочитайте текст: а) выделите информативные центры абзацев; отметьте предложения, которые в абзацах служат доказательством, иллюстрацией главного; б) На основании проделанного анализа составьте к данному тексту план в форме вопросительных предложений.
Будь саранча размером с человека, она ни за что не смогла бы летать. Ведь для сохранения той же нагрузки на площадь её крылья должны бы иметь размеры 25 x 7 метров. Представьте, что бы вы делали с такими крыльями.
Летают лишь относительно небольшие существа. Чем меньше их вес, тем совершеннее техника полёта, тем шире и разнообразнее круг выполняемых во время него задач. Объясняется это просто: вес тела с уменьшением размеров падает значительно быстрее, чем площадь крыла. А значит, при сохранении геометрического подобия (соотношения размеров) уменьшение размеров ведёт одновременно к уменьшению нагрузки на площадь и к увеличению нагрузки на мощность.
При малых размерах даже маломощные организмы могут летать. Будь человек размерами с комара, он, возможно, летал бы не хуже.
С другой стороны, величина массы летающих существ говорит о степени совершенства вида. По этому признаку птицы значительно совершенней насекомых.


Занятие № 8
Виды планов текста. Тезисный план.

1. Прочитайте текст и составьте к нему планы а) в виде назывных предложений и б) в тезисной форме.
Задумываясь о богатстве русского языка, нельзя забывать о его грамматическом строе. Система русского склонения, спряжения отличается редким многообразием и удивительной гибкостью.
Падежные формы в современном русском языке многозначны, отсюда – широкий простор и для стилистического выбора разнообразных оттенков грамматических значений русских падежей. Однако представление о выразительных возможностях падежей было бы неполным, если бы мы не учитывали стилистических оттенков вариантов падежных окончаний.
От основных окончаний вариативные отличаются тем, что встречаются лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах, в то время как основные окончания свойственны большинству слов, относящихся к данному склонению.
Наибольший интерес вызывают те вариативные формы, у которых развились разнообразные стилистические оттенки. Здесь ведущая роль в русском языке принадлежит именительному падежу множественного числа существительных. В этой форме наряду с традиционным окончанием -и (ы) широко используется новое -а (я). Для большого количества слов оно стало уже ведущим: кителя, тополя, профессора и др.

Обратите внимание!
Тезисный план (тезисы) не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от степени информативности абзаца, от важности его смыслового содержания.

2. Скажите, в какой ещё форме можно составить план к тексту. Составьте его.

Занятие № 9
Структура текста.

1. Прочитайте предложения друг другу. Скажите, синонимичны ли они по структуре и по смыслу? Какие легче для записи? Запишите их.
1. а) Определим работу газа, которую он совершает при расщеплении.
б) Определим работу газа при расщеплении.
2. а) Если газ нагревать, то он расширяется и нагревает поршень.
б) При нагревании газ расширяется и нагревает поршень.

2. Прочитайте текст. Обратите внимание на общую структуру статьи. Сравните свои рассуждения по этой проблеме со схемой общей структуры статьи, которая дана после неё.
Облака в ясном небе
Проводя зондирование с борта самолёта, научные сотрудники института оптики атмосферы в 1981 году впервые наблюдали необычное явление. При ясной и сухой погоде на высоте более 1000 метров обнаружилась область, где концентрация аэрозолей была повышена почти в 10 раз. (Напомним, что аэрозоли – это мельчайшие капельки жидкости или мелкие твёрдые частицы, тонко распылённые в газе, например, туман или дым.)
Над пустынным районом Средней Азии аэрозольное облако простиралось на 20 км в длину. Ни обычных облаков, ни пожаров, ни больших населённых пунктов, которые могли бы стать источником аэрозолей, поблизости не было. Фотоэлектрический счётчик на борту самолёта зарегистрировал резкое повышение содержания аэрозолей в воздухе. При этом температура и влажность воздуха при вхождении в это своеобразное облако не изменилось.
После этого случая аэрозольные облака наблюдались неоднократно над районами Казахстана, Западной и Восточной Сибири. Однажды это была целая гряда из одиннадцати облаков на высоте от 1800 до 2700 метров. Аэрозольные облака обычно простираются на сотни метров, концентрация частиц в них неоднородна: «на дне» облака, в его нижней части, она максимальна.
Учёные считают, что рождение аэрозольных облаков не связано с воздействием человека на окружающую среду. Эти облака появляются в областях, находящихся под влиянием антициклона или же в тылу холодного атмосферного фронта.
О происхождении аэрозольных облаков высказываются различные предположения. Одно из них такое: это «сухой остаток» обычного водного облака. Вода испарилась, а твёрдые частицы пыли ещё не «разбежались» и существуют в виде скопления. Основательно механизм образования аэрозольных облаков, условия и длительность их существования ещё предстоит изучить.

Обратите внимание!
Структура статьи
а) Введение: - постановка проблемы (появление необычного явления).

б) Основная часть: - общая характеристика описываемого явления;
описание - месторасположение облаков;
(наблюдение) - физические свойства;
явления

анализ - суть происхождения, факторы, влияющие на возникновение
явления таких облаков;

предварительные - версия происхождения явления.
выводы

в) Заключение: - перспективы развития исследования данного явления.

Обратите внимание!
Структуру статьи могут изменить сложная композиция статьи, потребности смысла (например, вывод окажется в начале или в середине; будет отсутствовать анализ проблемы и т.д.).


Занятие № 10
Структура текста.

1. Прочитайте статью. Найдите в ней информацию, рассказывающую о результатах опытов, проводимых канадскими исследователями под водой. Скажите, где эта информация располагается: во введении, в основной части или в заключении.

Осадки над водой.
Для точных прогнозов погоды желательно знать, когда, где и в какой форме выпадают над морями и океанами осадки. Хотя фотоснимки со спутников показывают распределение облаков, увидеть осадки они не позволяют.
До сих пор метеорологам приходится пользоваться данными редких островных метеостанций (на островах своя погода) или сообщениями с судов.
Наблюдения, сделанные канадскими учёными, возможно, изменят это положение. Оказалось, что помещённый под воду микрофон может улавливать шум осадков, падающих на водное зеркало, причём этот шум оказывается характерным для разных форм атмосферных осадков. Опыты, проведённые на озёрах, показали, что дождь создаёт в воде шум с преобладанием частоты 13,5 килогерц. При ветре такое распределение частот становится менее выраженным, причём пик частоты тем больше размазывается, чем сильнее ветер. Град даёт шум с максимумом на частоте три килогерца. Своими особенностями отличается и шум снега, падающего на воду, причём в этом случае можно выделить характерные звуки от удара снежинок о воду и от их таяния при соприкосновении с водой. По звуку можно определить даже преобладающий размер капель, градин или снежинок.
Метод ещё нуждается в практической разработке, но не исключено, что метеорологическая сеть планеты пополнится автоматическими буями, которые, плавая вдали от берегов, будут сообщать по радио о продолжительности и характере осадков над океаном.

2. Найдите в тексте:
а) общий вывод автора;
б) описание явлений, подтверждающих этот вывод; анализ явлений;
в) повторение общего вывода (если таковое имеется);
г) скажите, соответствуют ли эти положения логической структуре данной статьи или их нужно менять местами, формулировать самостоятельно.

3. Составьте тезисный план статьи. Используйте в каждом тезисе только основную информацию, исключив побочную, дополнительную.






Занятие № 11
Сокращение информации.

Прочитайте текст. Исключите из него дополнительную информацию и запишите свой вариант.
Итальянская фирма «Фиат», широко известная в мире своими научно-технически-ми достижениями, построила скоростной поезд, который сократил пятичасовой путь от вечного города Рима до Милана на час с лишним. На поворотах довольно сложной и извилистой трассы весь поезд слегка наклоняется, чтобы центобежная сила не бросала пассажиров на стенки. Скорость этого нового замечательного поезда на отдельных участках пути доходит до 350 км/ч.

Обратите внимание!
На этапе смыслового свёртывания текста большое значение имеет умение переформулировать мысль, когда ранее прочитанное излагается в свёрнутом виде. Для этого необходимо сложные предложения трансформировать, где возможно, в простые. Переформулировать, «сворачивать» фразы нужно таким образом, чтобы их главный смысл оставался понятен. Такой приём (свёртывание) удобно применять при конспектировании гуманитарных текстов, где нередко используется много избыточных слов (эмоционально окрашенные, повторы, разъяснения и т.д.).

Запишите текст, трансформируя, где возможно, сложные предложения в простые. Сравните свою запись с предложенной.
На здании парижского «Центра Помпиду» (открытого несколько лет назад крупного культурного центра) в конце XX века были установлены электронные часы, отсчитывающие секунды до 2000 года. Индикатор должен был показать ноль, когда наступит полночь 31 декабря 1999 года. Идея оригинальная, но создатели часов почему-то были убеждены (магия круглой даты!), что с началом 2000 года начнётся новое столетие и новое тысячелетие, а между тем это не так: год 2000 относился ещё к XX веку. XXI век начал свой отсчёт только в ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года.

Передайте полученную информацию одной фразой.
Чаще всего в моря с целью захоронения сбрасывают грунт, извлекаемый при дноуглубительных работах в портах и каналах. Он сильно загрязнён – в нём могут содержаться металлы, тяжёлые малорастворимые остатки нефти. Сбрасывают его, как правило, неподалёку от берега и на небольших глубинах. Прибрежные воды при этом сильно загрязняются.


Занятие № 15
Конспектирование текста

Обратите внимание!
В работе над конспектом и рефератом главное – «увидеть» самую главную, нужную информацию, экономно и рационально её записать.
Предполагается несколько этапов:
Определить область знаний, к которым относится текст, сформулировать главную тему текста, цель автора.
Проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца) текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу. На основании этих операций сделать краткую запись статьи. Так мы получим реферат.
Исключив из абзацев часть информации, которая детализирует, объясняет главную (авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особой смысловой роли в понимании содержания), получим тезисы.
Записав тезисы в логической последовательности и снабдив их необходимыми примерами, получим конспект.
При данной работе необходимо: определение темы текста, его идей; выделять главную информацию; выделять информативные центры предложений, абзацев, текста; смысловое свёртывание текста; умение переформулировать мысль; трансформировать предложения; умение ориентироваться в общей структуре текста.
Речевые клише.
Автор текста (статьи) рассказывает нам о том
В тексте (статье) рассматривается (что?); говорится (о чём?); даётся оценка, анализ (чего?); обобщается (что?); представлена точка зрения (на что?).
Тема статьи; Эта статья на тему; Статья рассказывает; Статья посвящена теме (проблеме, вопросу).
Это очень важная ( центральная, ведущая) проблема в; Эта проблема является (считается) очень важной (ведущей, центральной); Эта проблема представляет большую важность (значительный интерес) для...; Эта проблема стала одной из центральных (ведущих, главных); Важность этой проблемы состоит (заключается) в том, что.
Существуют (используются) различные пути (методы, способы решения).

Прочитайте слова, которые используются для работы над конспектом и рефератом, разбейте их на три группы:
а) слова, употребляющиеся при начале рассуждения;
б) слова, указывающие на одновременность, повторяемость, последовательность действия;
в) слова, сигнализирующие о конце действия.
Приведите собственные примеры и продолжите ими списки.
Впоследствии, в заключении, далее, прежде всего, сначала, в первую очередь, в то же время, позже, ниже, затем, ранее, ещё, сейчас, теперь, предварительно, начиная, наряду с, параллельно с, в дальнейшем, завершая, подытоживая, одновременно с, позднее, возвращаясь к, резюмируя.



Занятие № 16
Конспектирование текста

Разделите текст на смысловые части и составьте план. Составьте конспект текста.

Чёрное золото
Жидкое чёрное золото – это нефть, один из самых замечательных минералов земли.
Но что такое нефть и откуда она берётся? Ответить на этот вопрос нелегко. Учёные до сих пор спорят между собой о её происхождении. Раньше, под влиянием знаменитого химика Менделеева, думали, что она поднимается из очень больших глубин, где образуется под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Но сейчас выясняется, что нефть образуется ближе к поверхности, и в её образовании принимают участие остатки растений, особенно водорослей. Действительно, в наших широтах, особенно в озёрах Новгородской и Калининской областей, на дне собираются особые вещества – сапропели, которые состоят из отмерших растений и животных, и которые вместе с илом образуют чёрную кашицу. Если такая кашица занесётся песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется снизу нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью. И теперь южное солнце Средней Азии вызывает такие процессы, и на берег озера Балхаш волны нередко выбрасывают тягучие чёрные массы, очень напоминающие резину или продукты застывания некоторых нефтей, - это знаменитый балхашит, образующийся под влиянием тепла песков из гниющих прибрежных камышей.
Сейчас мы знаем даже те геологические условия, которые необходимы для образования нефти. Самые крупные нефтяные месторождения тянутся вдоль больших горных хребтов. Здесь в низинах в топких озёрных водоёмах или мелких лиманах создаются выгодные условия для накопления осадков и их подогревания снизу. Здесь обычно запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, как осадков солёных озёр, а вытекающие вместе с нефтью воды содержат йод и бром – два вещества, которые говорят о значении морских растений при образовании нефти.


Занятие № 17
Конспектирование текста

Разделите текст на смысловые части и составьте план. Составьте конспект текста.

Солнечное затмение в Мексике.
Далеко не каждому из жителей Земли за свою жизнь удаётся хотя бы раз увидеть картину полного солнечного затмения. Теоретически наблюдать её можно ежегодно, но лишь на территории, которая составляет 2-3 тысячных доли земной поверхности. Сегодня современный скоростной транспорт, международные связи и сотрудничество учёных, а также популярный в наше время туризм помогают преодолеть эту преграду.
Так было и в 1991 году. Группа специалистов из разных стран мира выезжали наблюдать солнечное затмение на Гавайские острова, в Мексику, в Бразилию.
Полоса полной фазы солнечного затмения 11 июля 1991 года протянулась в экваториальном направлении от середины Тихого океана почти до восточных берегов Южной Америки. Рано утром затмение началось в районе острова Гаваи, - самого большого из Гавайских островов. Известная американская обсерватория на вершине Муана Кеа оказалась почти точно на середине полосы полной фазы. Следующим участником суши, через который прошла эта полоса, был самый юг полуострова Калифорния, мексиканский штат Нижняя Калифорния Южная. Потом над основной территорией Мексики, над многими крупными городами, в том числе и над столицей. Далее полоса полной фазы прошла через Гватемалу, Сальвадор, Никарагуа, Коста Рику, Панаму, Колумбию и Бразилию.
Наибольшая ширина полосы была около 260 километров, а её длина – более 12 тысяч километров. Максимальная продолжительность затмения – около 7 минут – была над Калифорнийским заливом. Это почти предельно возможная продолжительность полной фазы.
Замечательно, что затмения, кроме специалистов, наблюдают ещё и многие любители астрономии. Учёные в короткие минуты полной фазы ведут самую напряжённую работу – следят за приборами, контролируют ход выполнения программ. Иногда даже не успевают взглянуть на небо! Поэтому лучшие описания затмения сделаны свободными наблюдателями. Кто хоть раз увидел картину затмения, вспоминает об этом потом всю жизнь.
Сначала появляется небольшая щербинка на западном краю диска Солнца. Как будто кто-то откусил кусочек. Ущерб растёт, а от Солнца остаётся всё более узкий серп. Начинает темнеть, всё становится каким-то серым, а тени – резкие. Листва деревьев даёт на земле узкие блики, напоминающие изображение серпов. Наконец солнечный серп превращается в узкое и очень блестящее кольцо, которое вдруг начинает стягиваться как улыбка Чеширского кота. В этот момент небо быстро темнеет, вспыхивают планеты, а потом и ярчайшие звёзды. В описываемый день первой вспыхнула Венера, радом засветился Марс, который в эти дни был с ней в соединении. На юго-западе от Солнца появился Юпитер, соединявшийся с Меркурием. Прямо «парад планет». Как это астрологи проглядели такое соединение светил и не развели вокруг этого свои предсказания!
Как только исчезает серп, вокруг диска Луны вспыхивает множество ярких точек-протуберанцев и появляется огромный ореол – красивейшее, но лишь мгновенное явление. Это мы увидели солнечную хромосферу. По прошествии ещё нескольких секунд, так же внезапно для наблюдателя вспыхивает солнечная корона. Теперь становится заметным, что не всё погрузилось в сумерки: у горизонта сохраняется полоса дневного неба.
11 июля корона была особенно величественной, а лучи – чрезвычайно длинными. Жёсткие и прямые, они были направлены во все стороны.
Минуты полной фазы затмения проходят слишком быстро. Появляется на западном краю Солнца яркая точка. Корона исчезает. Всё кончено!




15