Элективный курс по английскому языку Стилистика английского языка 10 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Стилистика английского языка.
Официально — деловой стиль. Разговорный стиль»
10 класс
Срок реализации: 17 часов
Автор – составитель:
Михайлова Юлия Юрьевна
учитель английского языка

Тольятти
2014 год
Программа элективного курса "Стилистика английского языка. Официально - деловой стиль. Разговорный стиль”
Английский язык. 10 класс.
Пояснительная записка
Язык – одно из самых удивительных орудий в руках человечества, однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Возможно ли овладеть в совершенстве иностранным языком? Да! Если мы становимся требовательнее к своей речи, боремся за чистоту языка, совершенствуем свой стиль. Даже если человек свободно владеет литературным языком, полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому и учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Рабочая программа элективного курса "Стилистика английского языка. Официально - деловой стиль. Разговорный стиль” составлена на основе программы элективного курса “Humanities”. Английский язык. X–XI классы. М.М. Костенко, Н.Е.Захарова, Н.В.Муха, Т.В.Лысенко. Библиотека элективных курсов. Вентана – Граф, 2010
Общая характеристика курса
Обоснование необходимости данного курса. Программа элективного курса «Стилистика английского языка» предназначена для учащихся 10 классов. Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка. Что дает школьнику изучение стилистики? Каково практическое применение полученных знаний? В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей английского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики. Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения языковой и общей культуры человека.
Цель элективного курса:  научить учащихся анализировать тексты различных стилей, свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств, использовать изобразительно-выразительные средства в речи и в сочинениях разных жанров.
Задача курса:  привить школьникам навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению английского языка, развить творческие способности учеников.
Курс является развивающе-компенсирующим. Сочетает практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускает использование внепрограммного материала. С помощью данного курса учащиеся научатся совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем, рассказов, эссе, статей и докладов.
Курс предполагает большое количество тренировочных упражнений, которые направлены на анализ типов письменных работ, а также на включение материала личного характера, то есть создание условно-самостоятельных произведений.
Элективный курс рассчитан на 17 часов и предполагает как теоретические, так и практические занятия в интерактивной форме: ролевые и интеллектуальные игры, исследовательские работы.
Ученик получает зачёт при условии систематического участия в обсуждении рассматриваемых вопросов, выполнении практических заданий: редактирование текста, составление различного вида деловых бумаг, рекомендации, резюме, автобиографии, письма о приеме на работу, письма зарубежным сверстникам с применением особенностей письменного речевого этикета при электронной переписке, рекламного буклета по защите окружающей среды, презентации (реклама школы), девиза, слогана, сообщения другу, используя сокращения, по электронной почте, игровое моделирование, устное высказывание о проблемах подростка в семье с использованием идиоматических выражений, иллюстрация словесно сообщения по теме: «Спорт», ролевые игры по темам: «Интервью с работодателем», «Деловая беседа по телефону», «Повседневная жизнь. Преступность» с использованием выражений эмоциональных перепадов, удивления, восхищения, испуга.
Содержание курсаВ содержание курса включены такие компоненты как:
сфера коммуникативной деятельности, ситуации, темы;
специальные умения, характеризующие уровень практического владения английским языком как средством обучения;
технические навыки чтения и письма;
новейшие приемы ведения деловой документации и переписки;
практические упражнения по деловому английскому языку и разговорному стилю;
база современных терминов наиболее употребительных сокращений делового английского языка;
база современных наиболее употребительных идиоматических оборотов и разговорной лексики.
Основные методические принципы и приёмы. Предполагается, что при проведении занятий будут использоваться:
методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги;
интерактивные методы - деловая игра, ролевые игры;
самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий: лекции с последующими дискуссиями, занятия с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, презентации, защита творческих проектов.
Тематический план
№п\п Тема Количество часов
Особенности официально-делового стиля 2
Письменная деловая речь. 1
Устройство на работу. Резюме. Автобиография. Сопроводительное письмо о приеме на работу. Интервью с работодателем. 3
Речевой этикет. Эффективность речевого общения. Игровое моделирование. 1
Деловая беседа по телефону. Ролевая игра. 1
Диалог с компьютером. 1
Реклама. Правила составления. 1
Презентация. 1
Особенности разговорной лексики. 1
Популярные идиомы. 1
Сленг (wanna, gonna, gotta; to be gonna; Nut; Bananas; off, up, out + глаголы). 1
Междометия (выражение эмоциональных перепадов, удивления, восхищения, испуга). 1
Сокращения. 1
Заключительный урок. 1
Итого 17
Учебно-тематическое планирование
№п\п Тема Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика Особенности официально-делового стиля. 2 1 1 Редактирование текста
Письменная деловая речь 1 0 1 Составление различного вида деловых бумаг
Речевой этикет. Эффективность речевого общения. 1 0 1 Игровое моделирование Составление рекомендации
Устройство на работу. Резюме. Автобиография. 1 0,5 0,5 Написание резюме, автобиографии
Сопроводительное письмо о приеме на работу. 1 0 1 Составление письма о приеме на работу
Интервью с работодателем 1 0 1 Ролевая игра
Деловая беседа по телефону. 1 0 1 Ролевая игра
Диалог с компьютером 1 0 1 Письмо зарубежным сверстникам с применением особенностей письменного речевого этикета при электронной переписке
Реклама. 1 0 1 Рекламный буклет по защите окружающей среды
Презентация 1 1 Презентация (реклама школы)
Особенности разговорной лексики 1 1 Популярные английские идиомы 1 0,5 0,5 Устное высказывание о проблемах подростка в семье с использованием идиоматических выражений
Междометия 1 0 1 Ролевая игра по теме: «Повседневная жизнь. Преступность» с использованием выражений эмоциональных перепадов, удивления, восхищения, испуга
Сленг. 1 0 1 Составление девиза, слогана.
Иллюстрация словесно сообщения по теме: «Спорт»
Сокращения 1 0 1 Сообщение другу по электронной почте
Заключительное занятие 1 0 1 Зачет
Итого 17 4 13 Планируемые результаты
В результате изучения курса “Стилистика английского языка. Официально-деловой стиль. Разговорный стиль” учащиеся должны:
понимать назначение официально-делового стиля речи, разговорного стиля; уяснить их самостоятельность и связь с другими стилями;
“функциональные стили английского литературного языка”, “ официально-деловой стиль”, “жанры официально-делового стиля”, “стилистическая норма”;
знать средства языка официально-делового стиля или разговорного стиля, и уметь ими пользоваться;
уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: заявления, автобиографию, резюме и др.
При оценке культуры письменной речи необходимо обращать внимание на наличие у школьников:
четких представлений о различиях между письменными высказываниями, ориентированными на официальное и неофициальное общение;
умения следовать социокультурным нормативам письменного вежливого обращения в условиях формального и неформального общения;
умения находить адекватные языковые средства для выражения в письменной речи таких коммуникативных функций, как обращение к адресату, приветствие\прощание, выражение благодарности, согласия\несогласия, сожалений, предпочтений, претензий, чувств и эмоций, запрос информации с учетом того, как он используются в письменной практике в условиях формального и неформального общения, статусных отношений между пишущим и адресатом;
умений выбирать лексико-грамматическое оформление коммуникативных намерений, которое уместно с коммуникативной точки зрения и правильно в языковом плане;
умений правильно применять основные правила орфографии и пунктуации в английской письменной речи

Показатели уровня «успешности» учащихся:
Повышение речевой грамотности.
Значительное улучшение качества устной и письменной речи.
Активизация творческих способностей.
Формы контроля: редактирование текстов разных стилей, составление различного вида деловых бумаг, устное сообщение учащихся, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, ролевые игры.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечениеДля учителя.
Адам Д.Х. Словарь делового английского языка. –“Лонгман”.
Лушков А., Петков В., Хикман Р., Люис Р. Практическое пособие для общения в любой точке планеты.
Bill Mascull – Business Vocabulary in Use. – “Cambridge University Press”, 2010
Диск “Лондонский курс английского языка”.
М. Голденков «Азы английского сленга и деловой переписки» - «Черо», «Юрайт», Москва, 2000.
М. Голденков «Осторожно Hot Dog! Современный активный ENGLISH» - «Черо», «Юрайт», Москва, 2002.
Английский для русских. Курс английской разговорной речи, Н.Б.Караванова – М.: ЭКСМО, 2012
Е. Глотова, П. Стёпичев «Английские устойчивые выражения», Справочно-методическое пособие, Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык», выпуск 36 – Москва, «Чистые пруды», 2010.
«Коммуникативная методика», №1, 2004
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995.
О.Б.Дворецкая, Н.Ю.Козырбаева, Н.В.Новикова Business English for schools, - «Титул», 2006
Библиотека элективных курсов М.М. Костенко, Н.Е.Захарова, Н.В.Муха, Т.В.Лысенко Humanities – «Вентана – Граф», 2010
Аудиоприложение к курсу английской разговорной речи, Английский для русских. Н.Б.Караванова – М.: ЭКСМО, 2012
Для учащихся.
Bill Mascull – Business Vocabulary in Use. – “Cambridge University Press”, 2010
Библиотека элективных курсов М.М. Костенко, Н.Е.Захарова, Н.В.Муха, Т.В.Лысенко Humanities – «Вентана – Граф», 2010
Английский для русских. Курс английской разговорной речи, Н.Б.Караванова – М.: ЭКСМО, 2012