Интегрированое занятие для детейс заиканием старшего дошкольного возраста


1
Цели:
закрепить знания детей о зимующих птицах, уточнить названия частей тела особенности внешнего вида; расширить словарь за счёт имён существительных (снегирь, синица, корм, кормушка, семена, зерно), имён прилагательных (тыквенные, подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи), уточнить значения глаголов (ходит, скачет, воркует); учить образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик-чирик - чирикает, кар-кар каркает, тр-тр - стрекочет), и сложные слова (птица с красной грудкой - красногрудая, птица с коротким хвостом - короткохвостая); учить отвечать на вопросы полными предложениями, составлять описательный рассказ по плану; развивать слуховое и зрительное внимание - отгадывать загадки- рифмовки; совершенствовать общую и мелкую моторику - выполнять выразительные движения, быстро переключаться с одного движения на другое; развивать чувствительность пальцев рук - отличать качества предметов на ощуп; развивать мышление - сравнивать; активизировать наблюдательность; закладывать основы экологического воспитания.
Оборудование:
картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, сорока, синица, сова, дятел; знаки - картинки (дом, снежинка, небо с облаками); шапочки с изображением птиц: сова, воробей, цыплёнок, петух, ласточка, лебедь); три одинаковых мешочка из тонкой ткани (в 1-м мешочке - подсолнечные семечки, во втором - тыквенные семечки, в третьем - пшено, изображение зимующих птиц, разрезанные на несколько частей).
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети, где мы находимся?
Ответы детей (Мы находимся в лесу.)
Какие звуки мы слышим в зимнем лесу?
(Ничего не слышим. Тишина в лесу.)
Почему так тихо в лесу?
(Перелётные птицы улетели, некоторые звери впали в зимнюю спячку.)
Сказка о птицах
2
Игра «Превратись в птицу»
Дети посмотрите какая необычная ёлочка. Что висит на ёлочке?
(Шапочки птиц: сова, воробей, цыплёнок, петух, ласточка, лебедь.) Предлагаю детям надеть шапочки, уточняю в каких птиц они превратились. Дети - птицы разлетаются к знакам: к небу с облаками летят перелётные птицы, к снежинке-зимующие, к дому - домашние птицы.)
Дети присаживаются на «пенёчки» в лесу.
Назовите зимующих птиц.
Я выставляю изображение зимующих птиц: (Дятел, сова, синички, снегири, ворона, галка, воробей.)
Составление описательного рассказа.
Сейчас Дима опишет понравившуюся ему зимующую птицу, не называя её.
А мы догадаемся, какую птицу он опишет.
(Дима составляет описательный рассказ.)
Отгадывание загадок.
Эта птица так болтлива Воровита, суетлива, Стрекотунья, белобока,
А зовут её... (сорока) Зимой на ветках яблоки, Попробуй, собери.
Но вот вспорхнули яблоки Ведь это... (снегири)
Озорной мальчишка, В сером армячишке, По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей)
Ночью - летает, Мышей добывает,
А станет светло Спать летит в дупло. (Сова)
Сравнение птиц.
Перед вами изображение двух птиц: дятла и синички. Что вы можете сказать о этих птицах?
(Дятел большой, а синичка маленькая. У синички короткий клюв, а у дятла длинный. У синички жёлтая грудка, а у дятла белая. У дятла есть на голове красная шапочка, а у синички нет. Тело дятла, и тело синички покрыто перьями.)
3
Игра «Стайка, полетай-ка!».
Предлагаю детям изобразить стайку весёлых дружных снегирей, которые прилетели на рябину и клюют с неё ягоды. При словах: «Стайка, полетай-ка!
дети стайкой берут по комнате и размахивают руками как крыльями, по команде: «Стайка, приседай-ка!» - дети приседают. При словах: «Стайка, ягодки поклюй!», дети стучат указательными пальцами по полу, изображая, как птицы клюют ягоды. В конце игры говорю детям: «Склевали снегири всю рябину, нет больше ягод. Стайка, стайка, отдыхай-ка!» - Предлагаю детям присесть на стульчики.
Игра «Подбери слово».
Посмотрите внимательно на птиц и назовите главный признак каждой птицы.
(Синичка - жёлтогрудая. Дятел - длинноклювый. Сова - большеглазая. Сорока - белобокая.) Уточняю значение каждого слова.
Упражнение «Назови характер птицы».
Назовите характер каждой птицы.
(Дятел - трудолюбивый. Синичка - беспокойная. Сова - хищная. Сорока - болтливая. Воробей - драчливый. Снегирь - жизнелюбивый.)
Уточняю значение каждого слова.
Игра «Кто как летает и голос подаёт». Предлагаю детям показать как летают зимующие птицы и воспроизвести их голоса.
(Сорока - стрекочет, дятел - тукает, сова - ухает, воробей - чирикает, ворона - каркает, синичка - синькает. Дети выполняют движения. Закрепляем глаголы.)
Игра «Покорми птицу».
Как люди помогают птицам зимой?
Что смастерили и повесили на дереве?
Какой корм кладут в кормушку для птиц?
Предлагаю детям рассмотреть разные виды корма для птиц: семена и зёрна разных растений. Кладу на столе три одинаковых мешочка из тонкой
4
ткани в одном из них находятся тыквенные семечки в другом - подсолнечные, в третьем - пшено открываю мешочки, показываю, и рассматриваем с детьми их содержимое. Отмечаем величину, форму и цвет семян. Завязываем мешочки, и даю детям их потрогать, затем кладу все мешочки на поднос. Даю детям задание определить на ощупь, где какой корм находится. Предлагаю детям описать корм, сказав, какого он размера, формы, а также постараться припомнить его цвет.
Прошу детей «насыпать» корм в кормушку. Дети имитируют это действие: собирают пальцы правой руки в щепоть и подушечкой большого пальца массируют подушечки остальных пальцев. Предлагаю каждому из детей сказать какие именно семечки или зёрнышки он «насыпает» в кормушку.
Игра «Собери птицу»
Дети, посмотрите какое письмо пришло к нам в группу. Я знаю что в нём лежат фотографии зимующих птиц. Давайте их рассмотрим.
(Я раскрываю конверт и «обнаруживаю», что фотографии разрезаны на несколько частей. Предлагаю детям сложить изображения.)