Тренинг на тему Психологические аспекты взаимодействия начинающего педагога с родителями

Тренинг на тему: «Психологические аспекты взаимодействия начинающего педагога с родителями»
Организация тренинга
Приветствие
Правила работы в группе
Теоретическая часть
Основная часть
Релаксация
Рефлексия (обратная связь)
Оборудование
Бейджики (20 штук)
Бумага
Ручки
Анкета для родителей на каждого участника
Презентация
Музыкальное сопровождение
Лист обратной связи
Цель тренинга: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Отработка умения устанавливать контакты с родителями;
3. Овладение эффективных способов общения с родителями;
4. Рекомендации в проведении родительских собраний.




Ход занятия
Приветствие (знакомство) (7 минут)
У каждой группы лежат бейджики и фломастеры, необходимо написать крупными буквами свое имя, а затем каждый представляет себя.
Правила работы в группе (2-3 минуты)
Доброжелательное отношение друг к другу;
Искренность высказывания своих мыслей;
Проявление активности;
Недопустимость отрицательных оценок друг друга;
Внимательно слушать, не перебивать говорящего;
Выключение звука на телефоне;
Принцип «Здесь и сейчас».
Мне очень нравится высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей». И иименно мы – учителя передаем эту педагогикуу родителям. Каким образом? В первую очередь через родительские собрания родитель больше узнает об особенностях образовательного процесса. Поэтому и мы сегодня будем с вами вести беседу именно о построении общения педагога с родителем.
Теоретическая часть (10-15 минут)
Родительское собрание – не нравоучительное мероприятие, на котором достается не только ученикам, но и родителям. Оно имеет значительно больше функций и возможностей.
Родители- главные помощники классного руководителя, которые, правда, не всегда знают, как решить ту или иную педагогическую или психологическую задачу. И это нормально – они же не профессионалы.
Роль учителя обязывают его поделиться своим опытом и знаниями с родителями. И для этого у него есть классное собрание как инструмент влияния на школьную и родительскую аудиторию. Необходимо помнить, что родительское собрание – это не только обсуждение организационных вопросов, но и обсуждение очень значимых и важных тем, волнующих родителей – и особенности возраста и проблемы взаимоотношений в семье и профилактика здорового образа жизни.
Очень важно, чтобы собрание проходило в дружеской обстановке. Этому способствует доброжелательность учителя, его заинтересованность, желание помочь в решении той или проблемы. Результативность собрания также зависит от того, может ли каждый присутствующий высказать свое мнение.
Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы.
Упражнение «Работа с родителями» (7 минут)
Цель: повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.
Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родитель) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям школьников. Третья группа аргументирует свое положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам. Обсуждение.
Существуют определенные правила подготовки и проведения родительского собрания. Я предлагаю вам в группах создать свои правила. (5 минут)
Дискуссия «Я и родители моей группы».
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин)
Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
«Правила построения эффективного общения».(7 мин)
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети», «Наши дети», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»
  Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.




15