Проект программы дополнительного образования «Корригирующая гимнастика как этап оздоровления современных школьников»(1-4 )

Мансийский автономный округ –Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Мегиона, пгт Высокий






Проект программы дополнительного образования
«Корригирующая гимнастика как этап оздоровления современных школьников»

Составитель:
учитель физической культуры
Кузнецова Екатерина Ивановна





Краткая аннотация.
Современная школа выполняет множество различных задач, одна из них – здоровьесберегающая. Статистика последних лет доказывает, что уже в первый класс приходят дети, имеющие различные заболевания и отклонения в здоровье, за годы обучения эти показатели меняются, но далеко не у всех обучающихся в положительную сторону. Поэтому современная школа ищет различные пути оздоровления школьников.
Реализация данного проекта «Корригирующая гимнастика как этап оздоровления современных школьников» направлена на решения здоровьесберегающих задач.
Цель программы заключается в оздоровлении организма обучающихся через применение новейших технологий преподавания физической культуры, а так же выявления причин отклонений в здоровье, сбора и систематизации информации о здоровье обучающихся для дальнейшей работы.
Программа реализуется в рамках школьной программы «Здоровый образ жизни школьника».
Возможно применение данного проекта в любых видах общеобразовательных учреждений.










I. Обоснование необходимости проекта
Состояние здоровья россиян, особенно школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательных учреждениях, увеличение обучающихся, относящихся к подготовительной и специальной группам здоровья, заставляют пересмотреть педагогические и медицинские подходы к этой проблеме. Обеспокоенность сложившейся ситуацией отражена в решении Госсовета РФ и приказе Минобразования РФ, в которых физическая культура, двигательная активность школьников рассматривается как один из основных факторов формирования их здоровья. О необходимости переоценки роли физической культуры в школьном образовании свидетельствуют и научные данные последнего десятилетия о роли двигательной активности в формировании психолого-эмоциональной среды и иммунитета. Получили дальнейшие подтверждения сведения о гиподинамии, как о важнейшей причине развития атеросклероза, сердечно-сосудистой патологии, сахарного диабета и других заболеваний.
Достижение высоких интеллектуальных и жизненных целей невозможно без достаточной двигательной активности. В образовательных учреждениях существует разделение обучающихся в зависимости от состояния здоровья на три группы: основная, подготовительная и специальная. Обучающиеся, относящиеся к двум последним группам, часто не посещают уроки физической культуры по состоянию здоровья и тем самым лишены самого главного лечебно-оздоровительного фактора – двигательной активности. А при современной ситуации со здоровьем школьников такой подход не допустим. Для работы с такими детьми и был разработан данный проект. Проект реализуется в рамках общешкольной программы «Здоровый образ жизни школьника».
Актуальность проекта вызвана тем, что на протяжении нескольких лет прослеживается увеличение детей, поступающих в первый класс с отклонениями в здоровье. К концу 11 класса эта ситуация меняется в сторону увеличения заболеваний органов зрения и нарушения осанки. Поэтому перед современной школой стоит не только задача дать хорошие знания, воспитать достойного гражданина, но и создать все условия для популяризации здорового образа жизни и сделать все необходимое для уменьшения и профилактики различных заболеваний у обучающихся, через реализацию различных программ.
II. Это и определяет основные цели и задачи проекта:
Цель проекта: способствовать оздоровлению организма и улучшению физического развития обучающихся подготовительной и специальной медицинских групп.
Задачи проекта:
Выявить среди обучающихся, тех школьников, кому необходимы занятия корригирующей гимнастикой.
Способствовать улучшению здоровья обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Выработать у обучающихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижными играми.
Учить обучающихся сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, укрепления здоровья.
Отследить динамику влияния уроков корригирующей гимнастики на обучающихся.
III. Основное содержание проекта.
Корригирующая гимнастика - относительно новый термин для преподавателей физической культуры. Свое начало она берет в так называемой лечебной физкультуре, точнее является одним из разделов ЛФК.
Корригирующая гимнастика – это набор специальных физических средств, которые используются с профилактическими целями. Профилактическое действие корригирующей гимнастики имеет следующие механизмы: трофический, компенсаторный и нормализующий.
Трофическое действие средств корригирующей гимнастики обусловлено активизацией анаболитических и катаболических процессов в организме, т.е. за счет усиления кровообращения.
Компенсаторное действие средств корригирующей гимнастики приводит к образованию временной приспособительной реакции для поддержания определенного уровня функции в случае ее недостаточной эффективности.
Нормализующие действия обеспечивают восстановление функции пораженной системы до границ возрастной половой нормы.
Средствами корригирующей гимнастики являются: физические упражнения, подвижные игры и массаж.
Физические упражнения – это целостные или изолированные дозированные мышечные движения, специально подобранные с педагогической и профилактической целью. На уроках используются специальные и общеразвивающие упражнения.
Подвижные игры используются для развития двигательной активности обучающихся и для стимулирования интереса к урокам корригирующей гимнастики. Игры различаются по степени подвижности: малая, средняя и большая.
Массаж используется для возбуждения механорецепторов и приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике заболеваний органов зрения.
Особенностями проекта являются:
индивидуальный подход к каждому обучающемуся, так как каждый школьник отличается заболеванием, физической подготовкой, мотивацией к занятию;
тесное сотрудничество с другими участниками проекта: родителями, врачами, классными руководителями.
При разработке программы изучена специальная медицинская литература, публикации и статьи по корригирующей гимнастике и лечебной физкультуре.
В основу программы для обучающихся, нуждающихся в корригирующей гимнастике, положены:
программа физического воспитания для обучающихся средней школы
программа для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе
программа физического воспитания с оздоровительной направленностью.
Кроме того, проект составлялся на основе программы разработанной Т. Банниковой и А. Медниковой «Корригирующая гимнастика» и Н. И. Аракелян «Корригирующая гимнастика». Авторы программ рекомендуют использовать на уроках корригирующей гимнастики индивидуальный подход, знакомят с особенностями проведения уроков, дают методические рекомендации и приводят примеры специальных упражнений. Так же были использованы работы: Епифанова В. А. «Лечебная физическая культура и спортивная медицина», Чернышевский Н. Г. «Врачебно-комнатная гимнастика», Попова С. Н., Иванова Н. Л. «Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации» № 3, 2003 и другие работы, которые представлены в списке литературы.
IV. Ресурсы. В связи с тем, что данная программа находится на стыке медицины и физической культуры и невозможно проводить занятия и диагностику, не имея специальных медицинских знаний, которыми, как правило, владеют не все учителя физической культуры, для реализации программы «Корригирующая гимнастика» учителю необходимо иметь специальную курсовую подготовку.
Для организации занятий используется различный спортивный инвентарь, который имеется в каждой школе, а так же специальные тренажеры, мячи для фит-бола, стэп-платформы.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий босиком, в облегченной одежде, со специальными ковриками или простынками для выполнения упражнений на полу.
Предлагаемый проект по профилактике и коррекции различных заболеваний обучающихся, реализуется в рамках учебного плана, а уроки могут быть введены в основное расписание и проводится два раза в неделю.
Данные уроки реализуются в рамках программы в МБОУ «СОШ№7» «Здоровый образ жизни школьника».
Руководство реализацией проекта осуществляет администрация МБОУ «СОШ №7» г. Мегиона.
Возможно применение данной программы в общеобразовательных учреждениях в качестве программы дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.
V. Партнёры.
При реализации проекта партнерами обучающихся и учителей выступают родители, школьный фельдшер, классные руководители. Все они выполняют определенные функции.
Фельдшер предоставляет учителю необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся, помогает создавать базы данных.
Классные руководители отслеживают посещаемость, помогают учителю поддерживать связь с родителями.
Необходимыми участниками проекта стали родители, потому что,
во-первых, на проведение уроков корригирующей гимнастики необходимо письменное согласие родителей,
во-вторых, именно они могут наиболее полно охарактеризовать состояние здоровья своего ребенка, о
в - третьих, они также осуществляют контроль посещаемости уроков корригирующей гимнастики, а их эффективность во многом зависит от систематичности.
VI. Целевая аудитория.
В реализации проекта участвуют обучающиеся 1-9 классов, которые относятся по состоянию здоровья к подготовительной или специальной группам здоровья. После подробного анализа обучающихся всех классов составляется рейтинговая карата и в зависимости от заболевания, его сложности, все обучающиеся делятся на две группы. Для каждой из групп разработана своя программа занятий.
VII. План реализации проекта.
Реализация проекта проходит в несколько этапов.
2007 – 2009 –разработка
изучение теоретической литературы по проблеме здоровья современных школьников и различных программ по «Корригирующей гимнастике»;
подбор необходимых методик оценки физического развития школьников (Приложение 1);
выбор компонентов методической системы работы по профилактике заболеваний обучающихся;
систематизация собранного дидактического материала и упражнений (Приложение 2).

2009– 2010 – реализация.
Проект реализуется в несколько этапов.
Подготовительный.
На данном этапе работа осуществляется совместно со школьным фельдшером. Изучаются медицинские карты обучающихся и все данные заносятся в специальные бланки, по классам. В бланках указываются - фамилия, имя, отчество, год рождения, группа здоровья, имеющиеся заболевания, их сложность. Формируются списки обучающихся, которым необходимо посещать уроки корригирующей гимнастики. (Приложение 5)
Разъяснительный.
На данном этапе с полученными результатами знакомятся классные руководители. У них учитель получает данные родителей, проводит организационное собрание с родителями и учениками, на котором знакомит со структурой занятий и получается письменное согласие на посещение учениками уроков корригирующей гимнастики. (Приложение 3)
Основной.
Проведение уроков корригирующей гимнастики. (Приложение 4)
Исследовательский.
Проведение диагностики, отслеживание результатов влияния уроков на обучающихся.

2010 – 2013 – апробация
Определение достигнутого уровня физического развития обучающихся, посещавших уроки корригирующей гимнастики. Проведение анализа и коррекции полученных результатов.
Обобщение опыта при участии в конкурсах профессионального мастерства педагогов разных уровней.
Публикация статьи в СМИ.
Представление опыта работы по внедрению проекта на ГМО учителей физической культуры.
VIII. Ожидаемые результаты.
Продуктивные результаты педагогической деятельности.
Разработка программы дополнительного образования «Корригирующая гимнастика 1-9 класс».
Разработка индивидуальных заданий для занятий с обучающимися.
Обобщение опыта на городском методическом объединении учителей физической культуры.
Апробация учителями техник и приёмов корригирующей гимнастики на уроках физической культуры.
Публикации материалов данного проекта.
Образовательный и социальный эффект.
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;
Оздоровление организма обучающихся и профилактика заболеваний;
Активность в спортивных мероприятиях различного уровня;
Формирование социального опыта обучающихся: развитие коммуникативных качеств, умения работать в группах.
IX. Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе предполагается распространение и обобщение опыта с включением новых участников проекта.

X. Литература.
1. Селиверстова Д.Н. Селиверстов В.Н. Формула здоровья. – Волгоград, 1995.
2. Физкультура для учащихся специальных медицинских групп. Сост. Мамедов К.Р. – Волгоград, 2007.
3. Чайцева В.Г. Новые технологии физического развития школьников. – М., 2007.
4. Физическая культура. Начальные классы. Программы образовательных учреждений. – М., 2007.
5.Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в образовательных учреждениях: учебник для учащихся пед.училищ. – М., 1995.
6.Здоровье детей № 1 – 12, 2004, 2005, 2006,2007.
7. Чаклин В.Д.,Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы. - М., 1973.
8.Котешева К. И. Оздоровительная методика при сколиозе – М.,2000.
9.Банникова Т., Медниковой А. «Корригирующая гимнастика»
Краснодар, 2005.
10. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.н. Э.И.Абрамова / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Kypган, 2005.
11.Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1–9-х классов общеобразовательных школ Курганской области / Под ред. Л.З.Штода / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2004.
12.Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.
13.Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Под ред. И.Д. Романовой / “Просвещение”. – М., 1979.
14.Лях В. И. Мой друг – физкультура. – М.,2005.






























Приложение 1.
Тесты для определения развития физических качеств у обучающихся подготовительной и специальной медицинских групп.
Определение гибкости позвоночника (разгибание).
Из положения, лежа на животе, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, обучающийся максимально прогибается назад. Выпрямляя локтевые суставы. Учитель визуально (зрительно) оценивает его возможности.
При прогибании назад руки полностью выпрямлены в локтевых суставах (угол 180), угол туловища до уровня подвздошных костей таза – отлично. 2) При прогибании с неполным разгибанием рук (135), опора тела до уровня пупочной впадины – хорошо. 3) При прогибании с небольшим разгибанием рук (90), упор туловища до подложечной области груди – удовлетворительно.
Определение статической выносливости мышц разгибателей туловища.
Из положения, лежа на животе по команде учителя обучающийся максимально прогибается назад. Фиксируется время (с помощью секундомера) удержание заданной позы.
1)
26-28 секунд и больше при сильном прогибе – отлично; 24-25 секунд – хорошо; 23- 21 секунда – удовлетворительно.

2)
28-39 секунд и больше при среднем прогибе – отлично; 25-27 секунд – хорошо; 24-22 секунды и меньше – удовлетворительно.

3)
23-25 секунд и выше при слабом прогибе – отлично; 20-22 секунды – хорошо; 19-17 и меньше – удовлетворительно.

Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса.
Для данного возраста, когда мышцы брюшного пресса еще слабы, наиболее доступно удержание прямых ног в положении полулежа, в упоре на предплечьях, угол подъема 45 гр. Высоту подъема задает учитель (поднять ноги до моей ладони). Время фиксируется секундомером. Оценки результатов:
11-12 секунд и выше – отлично; 2) 9-11 секунд – хорошо; 3) 8-6 секунд и ниже – удовлетворительно.

Определение стереотипа сформированной осанки.
Учитель визуально наблюдает за осанкой: положением головы, плеч и живота. Оценка стереотипа сформированной осанки обучающихся производится в соответствии с характеристикой:
1) Обучающийся свободно (привычно) сохраняет положение правильной осанки: голова прямо, плечи развернуты, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран – хорошо.
2) Обучающийся знает, как принять правильную осанку и может самостоятельно поддерживать положение правильной осанки, но непродолжительно (например, при выполнении физических упражнений на уроке), а после 2-3 уроков за партой появляются нарушения поз, связанных с утомлением мышц туловища: Обучающийся старается корректировать положение тела, сам контролируя себя, но затем плечи опускаются. Позвоночник округляется, однако устное замечание руководителя и физкультминутка могут улучшить осанку – удовлетворительно.
3) Обучающийся привычно сидит на занятиях в позах, нарушающих осанку; после устных замечаний руководителя и физкультминуток неблагоприятные позы сохраняются, вопреки стремлению ребенка поддерживать правильное положение тела; нарушения осанки проявляются и на уроках физической культуры, в играх, в повседневной деятельности – неудовлетворительно.
Определение шейного и поясничного лордозов.
Обучающийся свободно, не напрягаясь, стоит, руки вдоль туловища.
Учитель опускает шнур с отвесом от затылка так, чтобы он соприкасался с межлопаточной и межягодичной складками. К вертикальному отвесу горизонтально прикладывается линейка в области 7-го шейного позвонка, затем в углублении поясничной области. Полученные результаты физиологических изгибов фиксируются.
Шейный лордоз:
1) 2,57 – 2,62 см. – хорошо; 2) 2,53 – 2,56 или 2,63 – 2,64 см. – удовлетворительно; 3) 2,52см. и ниже или 2,65см. и выше – неудовлетворительно.


Поясничный лордоз:
1) 3,20 – 3,26 см. – отлично; 2) 3,18 – 3,10 или 3,27 – 3,28 см. – хорошо; 3) 3,17см. и ниже или 3,29 см. и выше – удовлетворительно.
Снижение некоторых показателей при обследовании и тестировании послужат ориентиром для работы над осанкой, покажет эффективность исследования специальных упражнений для формирования правильной осанки.













Приложение 2.
Примеры упражнений, используемых на уроках корригирующей гимнастики.
Упражнения для формирования правильной осанки.
«Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
«Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
«Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
«Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
«Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
Игра-состязание «Испугавшиеся лошади». Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.
Игра-состязание «Перетяни палку». Сесть по-турецки, прислониться друг к другу спинами. В вытянутых вверх руках держать палку. Наклоняясь вперед стараться перетянуть палку в свою сторону. Все это время смотреть на палку.
Приложений 3.
Заявление от родителей обучающихся для посещения уроков корригирующей гимнастики.

Директору МБОУ «СОШ №7»
.
....


заявление.
Я, ., разрешаю посещать уроки корригирующей гимнастики своей дочери/своему сыну ., обучающемуся класса МБОУ «СОШ №7».







Приложение 4.
Пример конспекта урока по корригирующей гимнастике.
Формирование правильной осанки.
Цели:
Формирование навыка правильной походки.
Укрепление мышечно-связочного аппарата.
Развитие координации движений, ловкости, выносливости, силы и внимания.
Воспитание интереса к занятиям физической культурой.
Задачи:
1.Укрепление мышц, формирующих свод стопы.
2.Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
3.Общее укрепление организма ребёнка.
4.Профилактика нарушений осанки.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические скамейки (2 штуки), мешочки с грузом, гантели ( по 2 шт. на каждого ученика), коврики (по количеству детей), массажный коврик, палочки.
музыкальное сопровождение.
Учитель физической культуры: Кузнецова Е.И.
1. Вводная часть
1) Построение в шеренгу.
Учитель: Ребята, сейчас у нас спортивно – оздоровительный час. Начнём урок с физкультминутки:
На болоте две лягушки Две зелёные квакушки Утром рано умывались Полотенцем растирались Ручками хлопали Ножками топали Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались Вот здоровья в чём секрет Всем друзья физкульт-привет!
2) – Каким бы, дети, хотели вы видеть наш урок? Давайте попробуем! Становись!
– Направо, за направляющим по кругу шагом марш. – На носках, руки вверх. – На пятках, руки на плечах. – На внутренней стороне стоп, руки на поясе. – На внешней стороне стоп. – Лёгкий бег на носочках.
2. Основная часть
1) Упражнения с гантелями.
И.п.: стоя, гантели лежат на полу впереди . Поднять руки вверх, ладонями кверху; медленно наклониться вперёд-вниз, взять гантели в каждую руку; медленно выпрямиться, руки опущены вдоль туловища .
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, гантели в каждой руке, руки вдоль туловища, локти прижаты к туловищу. Согнуть правую руку в локте, коснуться гантелью плеча; опустить прямую руку вниз (3–5 раз каждой рукой и двумя руками одновременно ).
И. п.: стоя, руки вдоль туловища . Отвести правую руку с гантелью в сторону до уровня плеча, отпустить вниз (3–5 раз каждой рукой и двумя одновременно).
2) Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке .
Сидя на скамейке верхом, руки на поясе
1 – руки в стороны 2 – за голову 3 – в стороны 4 – и.п.
Сидя на скамейке, руки за голову
1 – поворот направо, правую руку в сторону 2 – и.п. 3, 4 – то же влево.
Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки на поясе.
Ходьба с мешочком на голове по скамейке прямо, боком приставными шагами.
Ходьба на четвереньках по гимн . скамейке.
Ползание по-пластунски (передвижение с помощью рук)
3) Упражнения на укрепление мышц, формирующих свод стопы .
Ходьба по массажному коврику (дети идут в колонне друг за другом).
И.п.: сидя на стуле, руки держат стул по бокам, палочки около стоп.
1–4 – зажав пальцами стоп, поднять и удержать палочки; 5–8 – и.п.
И.п.: то же, палочки под пальцами стоп. Прокатывание палочек вперёд – назад.
И.п.: лёжа на спине. Скользим стопой левой ноги по голени правой, потом другой (подошвой стараемся охватить голень ).
Изобразим “Мельницу” И.п.: лёжа на спине. Слегка приподнимаем ноги, носок левой ноги тянем на себя, а правой – от себя, затем наоборот .Повторяем несколько раз (укрепляем мышцы ног).
3. Заключительная часть
Игра “Идёт коза по лесу”
Дети стоят в кругу, выбирают “козу”. Затем идут по кругу поскоками. “Коза” идёт так же, но в кругу. Все поют: “Идёт коза по лесу, по лесу. Нашла коза принцессу, принцессу”. “Коза” выбирает кого-нибудь и взяв за руки “принцессу”, делает вместе с ней в кругу движения, которые согласно песне, повторяют все играющие: “Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на двух ногах), и ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают), и ножками потопаем, потопаем, потопаем”(топают). Затем “коза” встаёт в круг, а выбранная ею “принцесса” становится “козой”.
4. Подведение итогов
– Спасибо всем за урок. Что пожелаем друг другу?












Приложение 5.
Пример индивидуальной карточки с заданиями при заболевании органов дыхания.
ФИ, класс
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь. Счёт 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Счёт 1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Счёт 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. Счёт 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе. Счёт 1- подняться на носки – вдох. Счёт 2 – присед – выдох. Счёт 3 – встать – вдох. Счёт 4 - и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с. Счёт 1 – мах левой, руки в стороны - вдох. Счёт 2 – и. п. – выдох. Счёт 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Счёт 4 – и. п. – выдох.
7. И. п. – о. с., руки вверх. Счёт 1 – наклон, руки назад. Счёт 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 р








Кузнецова Екатерина Ивановна, МБОУ «СОШ №7» г.Мегион