Дополнительная общеразвивающая программа Школьного кружка «Корригирующая гимнастика»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
Зам. дир. по ВР Милюсина И.С. Директор школы Евсеева И.А.
___________ __________
«28 »августа 2015г «28 »августа 2015г
Дополнительная общеразвивающая программа
Школьного кружка «Корригирующая гимнастика»
Срок реализации:
3 года
Составил:
учитель физической культуры
Милюсин В. С.
п.Оболенск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по корригирующей гимнастике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357) (далее – стандарт); программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов). (Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н.; Программы внеурочной деятельности. М.:Просвещение, 2011.); Авторских программ с оздоровительной направленностью А. И. Кокорина и Аракелян Н.И..
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка — интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это ещё одна особенность данной программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.).
Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.
Таким образом, целями реализации программы кружка «Корригирующая гимнастика» являются:
Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Практическая значимость:
Практическая значимость программы состоит в том, что она позволяет создать условия для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у учащихся начальной школы. К концу обучения, дети демонстрируют гимнастические комплексы оздоровительной направленности.Программа ориентирована на младших школьников 1-4 классы и имеет общий объём 70 ч. Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой — 12-15 человек. Режим занятий — 2 раза в неделю по 1 ч.
Формы и методы работы:
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения:
обучения:
Метод слова: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений и т.д.
Метод наглядного восприятия: показ упражнений, рисунков, видеозаписей,
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся: выполнение упражнений.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесённые к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребёнка. Форма одежды: для мальчиков — футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты), спортивные брюки; для девочек — гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги — гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носков.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей, воспитание сознательного отношения к занятиям и повышения учебной мотивации, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
Тематическое планирование
№ п/п Название разделов Количество часов
Дата проведения
1 Вводный инструктаж по ОТ. Вводное занятие (правила техники безопасности). Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте 1 ч.
2
2.1 Теоретические сведения (основы знаний)
Физическое развитие человека и его здоровье. 8 ч.
1 ч.
2.2 Гигиенические и этические нормы 1 ч.
2.3 Позвоночник - ключ к здоровью. 1 ч.
2.4 Воспитание и формирование навыка правильной осанки. 1 ч.
2.5 Внешняя красота тела- здоровое развитие мышц и скелета 1 ч.
2.6 Потребность в движении тела, как выражение потребности души 1 ч.
2.7 Психогигиена питания. 1 ч.
2.8 Плоскостопие и его профилактика 1 ч.
3 Общая физическая подготовка 10 ч.
3.1 Упражнения в ходьбе и беге 2 ч.
3.2 Упражнения для плечевого пояса и рук 2 ч.
3.3 Упражнения для ног 2 ч.
3.4 Упражнения для туловища 2 ч.
3.5 Комплексы общеразвивающих упражнений 2 ч.
4 Специальная физическая подготовка 48 ч.
4.1 Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж 6 ч.
4.2 Укрепление мышечного корсета 6ч.
4.3 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени 6 ч.
4.4 Упражнения на равновесие 6 ч.
4.5 Упражнения на гибкость 6 ч.
4.6 Акробатические упражнения 6 ч.
5 Дыхательные упражнения 6 ч.
6 Упражнения на расслабление 6 ч.
7 Самоконтроль и психорегуляция 1 ч.
8 Самомассаж и взаимомассаж 1 ч.
9 Контрольные испытания и показательные выступления
1 ч.
9.1 Физкультурный праздник 1 ч.
Всего 70 ч.
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний)
Физическое развитие человека и его здоровье. Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души).
Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Позвоночник - ключ к здоровью. Позвоночник- основа здоровья. Три основные функции позвоночника. Вредные упражнения для позвоночника. Взаимосвязь позвоночника и внутренних органов.
Воспитание и формирование навыка правильной осанки. Что такое осанка. Виды и особенности осанки. Причины её изменения. Нарушения осанки. Осанка и имидж.
Внешняя красота тела- здоровое развитие мышц и скелета. Развитие скелета и мышц ребёнка. Как развиваются кости. Как развиваются мышцы.
2.6. Потребность в движении тела, как выражение потребности души. Красота движения. Движения правильные и неправильные. Значение утренней гимнастики. Зарядка.
2.7. Психогигиена питания. Влияние питания на здоровье. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
2.8. Плоскостопие и его профилактика. Правильный подбор обуви. Причины плоскостопия и средства его предупреждения. Что такое плоскостопие? Некоторые сведения о стопе. Особенности детской стопы. Формирование правильного навыка стояния. Лечебная гимнастика. Упражнения для лечения плоскостопия. Формирование правильного навыка ходьбы.
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения вбеге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.
Упражнения для ног. На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
Упражнения для туловища. На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных и. п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж.
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
Упражнения на равновесие. На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
Акробатические упражнения. Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление. Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж. Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления
9.1. Физкультурный праздник
Iвариант (мероприятие общешкольного масштаба). Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для незанимающихся.
IIвариант (мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:
• гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
гибкость (выворотность) — силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;
сила мышц ног: прыжок в длину с места;
силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;
проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты спортивно-оздоровительной деятельности школьников (корригирующая гимнастика) распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т. д.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Рекомендации по организации и содержанию занятий
корригирующей гимнастикой для младших школьников
Особенности проведения занятий и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника.
Например, если на занятии выполнялись в большом объёме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой травмоопасностью.
Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция, самомассаж и взаимомассаж, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объёме. Также нежелательно выполнять несколько упражнений из данных разделов подряд. Лучше разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни упражнения, а на другом — другие.
То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на приём пищи или воды.
К разделу «Гигиенические и этические нормы» Помимо традиционных сведений о правилах чистоты, школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов как основе благородных поступков (гигиена тела и души). Важно:
демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная походка, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);
проводить тренинги на закрепление норм;
моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения.
К разделу «Общая физическая подготовка» ОФП не только ставит целью повышение уровня физической подготовленности, но и решает более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т. д.). Важно:
не допускать монотонности;
не допускать утомления;
относиться к упражнениям не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.
К разделу «Комплексы общеразвивающих упражнений» Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.
При самостоятельном составлении комплексов ученик следует определённой логике:
элементы плавно переходят от одного к другому;
элементы сложные и простые чередуются;
набор и сочетание элементов должны быть разнообразными(прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями);
музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы;
чувство меры должно быть во всём.
Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем.
Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у школьников формируется эстетический вкус.
К разделу «Формирование навыка правильной осанки» Нарушения осанки и плоскостопие ведут не только к неблагоприятным изменениям в организме. Человек, не отличающийся стройностью, сутулый, с заплетающимися ногами выглядит некрасивым и неуспешным. Такого человека будут избегать, никто не захочет с ним подружиться. Как правило, эти люди выглядят неуверенными, замкнутыми, а привычка втягивать голову в плечи вообще связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что нужно смело идти навстречу новому, неизвестному, расправить плечи, взглянуть уверенно и сказать миру: «Да!» Ведь не зря говорят: «Дорогу осилит идущий». Важно:
•приводить в пример правильную осанку известных спортсменов, артистов и других популярных личностей;
•использовать образные сравнения при разучивании упражнений.
К разделу «Упражнения на равновесие» Способность поддержания тела в положении равновесия не только характеризует уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с психическими качествами человека, с саморегуляцией — умением уравновесить психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. Предлагаем выполнять упражнения под воздействием различных сбивающих факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных проявлений окружающих, попыток вывести из психического равновесия (создание психологических помех). Последнее является также тренировкой бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта. Важно:
не допускать монотонности;
поддерживать положительный эмоциональный фон, дозированно применять игровой метод.
К разделу «Упражнения на гибкость»
Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно-двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием ученика, данный раздел работы даёт хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.
Упражнения с партнёром (в и. п. растягиваемого сидя, лёжа, стоя у стены и т. д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнёрами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера и соответственно выше результат. Действия растягивающего (ассистента) должны вызывать у растягиваемого доверие: ведь при неосторожных действиях есть опасность причинить боль и даже травмировать. Тем самым можно вызвать страх перед упражнениями и перед партнёром. Поэтому к данным упражнениям партнёры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам.
Важно:
контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений;
сочетать упражнения на растягивание с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.
К разделу «Акробатические упражнения» Во время выполнения данных упражнений, а также перед ними может возникнуть такое психическое состояние, как страх. К сожалению, традиционный подход к чувству страха характеризуется однобокостью и направлен на преодоление данного чувства, вытеснение (подавление) его путём формирования противоположного состояния — уверенности, бесстрашия. В этом случае страх как бы загоняется внутрь, а во главу угла ставится эффективность технических действий, т. е. результат обучения. Однако в свете задач воспитания личности и самореализации ребёнка такой подход, отвергающий всякую рефлексию, неуместен: страх должен выступать как союзник, индикатор уровня допускаемой опасности. В этой связи акробатические упражнения подбираются индивидуально, с учётом психической реакции учащегося на них: ученику предлагаются максимально простые и безопасные задания и создаются максимально комфортные условия для их выполнения, при которых уровень боязни будет минимальным. Лёгкое чувство страха пробуждает ответственность за своё благополучие и способствует мобилизации сил. Как следствие, уровень тревожности снижается, улучшается психологическая атмосфера в группе, повышается мотивация к акробатическим упражнениям и занятиям в целом, создаются условия формирования доверительного отношения между педагогом и учащимся. Всё это является важным условием эффективности личностного роста. Важно:
контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;
использовать акробатические упражнения для развития не только вестибулярной устойчивости, но и гибкости позвоночника;
учитывать психологические факторы освоения акробатических упражнений: формировать отношение к чувству страха как к союзнику.
К разделу «Дыхательные упражнения»
Важно:
•контролировать состояние учащихся, не допуская головокружения;
выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении;
учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями;
формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание — акт единения с природой, а не просто одна из жизненно важных функций.
К разделу «Упражнения на расслабление»
Важно:
своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением);
следить за дозировкой упражнений и состоянием учащихся, не допуская появления вялости и снижения работоспособности;
выполнять укрепление упражнения на расслабление в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлинённым выдохом способствует релаксации);
использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения;
использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.
К разделу «Самоконтроль и психорегуляция»
Важно:
обеспечивать индивидуальный подход к подбору приёмов для разучивания;
способствовать поддержанию интереса школьников к освоению данного раздела;
следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием учащихся;
поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;
выполнять упражнения психорегуляции в сочетании с дыхательными.
К разделу «Самомассаж и взаимомассаж» Требования аналогичны требованиям к разделу «Упражнения на гибкость»: принцип «массируемый пассивен, массирующий активен», взаимопонимание и доверительность между партнёрами, ответственность за здоровье товарища. Важно:
•своевременно выполнять упражнения (в соответствии с предшествующей и предстоящей работой);
строго соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приёмов;
контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью товарища, формировать чувство ответственности за выполняемые действия;
способствовать формированию здорового образа жизни.
К разделу «Физкультурный праздник»
Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого по способностям» и поощрять любые проявления ученика, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания самому себе, которые могут быть выражены в виде рисунков, рассказов, фотографий.
Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), он поощряется благодарностью, грамотой, его фото вывешивают на доске почёта. Такой подход призван повысить мотивацию школьников к занятиям, следованию ЗОЖ, поддержанию и сохранению здоровья.
На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования.
Литература
 Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1–9-х классов общеобразовательных школ / Под ред. Л.З. Штода. –. – Курган, 2004.
 Л.П. Пягай. Детская лечебная физическая культура: Учебно-методическое пособие. – ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.
 Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Под ред. И.Д. Романовой. – М.: Просвещение, 1979.
 В.И. Лях., Л.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2006.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности Изд. Просвещение. 2011.
А. И. Кокорин. Авторская программа для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА); журнал «Здоровье детей» ; №21/2008.
Н.И. Аракелян. Авторская программа «Корригирующая гимнастика»; фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008 г.