Рабочая программа по внеурочной деятельности Корригирующая гимнастика


Пояснительная записка
«Корригирующая гимнастика».
Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и, зачастую, социального и психологического благополучия. К большому сожалению, на сегодняшний день, достаточно высок процент детей младшего школьного возраста, имеющих различные виды нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Зачастую, на начальном этапе изменений в костно-мышечной системе многие родители, педагоги и, нередко, медики недооценивают их. Однако, на фоне этого, как многим кажется, "безобидного дефекта" развиваются такие серьёзные заболевания как сколиоз, остеохондроз, вегето-сосудистая дистония, возникают различные расстройства деятельности и затем заболевания внутренних органов, которые с трудом поддаются лечению и способны "отравить" всю дальнейшую жизнь. Наличие нарушения осанки, сколиоза у школьников нередко отражается и на их успеваемости. Такие дети быстрее утомляются, устают от статического напряжения мышц во время уроков, а, следовательно, чаще отвлекаются, что приводит к невнимательности, ухудшению памяти, плохому усвоению материала и как результат — неуспеваемости. Таким детям постоянно делают замечания на уроке, указывая на неусидчивость и нарушение дисциплины. Очень часто нарушение осанки сочетается с нарушением зрения.
В целях лечения и профилактики нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия — важно, чтобы эта проблема в равной мере волновала и родителей, и преподавателей, и медиков. Всем известна истина "Лечить всегда сложнее, чем предупреждать заболевания ".
Актуальность. Поэтому, необходимо, чтобы дети с раннего возраста соблюдали режим дня, занимались в достаточном объёме физической культурой, закаливанием, использовали мебель по своему росту, правильно питались. Heт, лекарственных препаратов для лечения нарушения осанки, сколиозов, плоскостопия, только физическая культура во всех её формах способна укрепить мышечную систему, создать хорошо развитый мышечный корсет, а, следовательно, сохранить или воспитать правильную осанку и здоровье на долгие годы.


Программа направлена на: реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями учащихся; приобретение практических навыков и умений, в том числе и в самостоятельной деятельности; на формирование познавательной и предметной активности учащихся; расширение меж предметных связей, ориентирующих на целостное формирование мировоззрения учащихся ; усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе выполнения физических упражнений, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по корригирующей гимнастике. (Программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности.«Корригирующая гимнастика» П.В. Степанов; С.В. Сидаев; Т.Н. Сафронов.м. Просвещение 2011г.;Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие Л.П. Пягай /ТГПИ Д.И. Менделеева –Тобольск 2010г.)
Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, технической, учебно-тематический план и содержание курса.
Цель программы: организация основных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий (занятия корригирующей гимнастикой в спортивном зале и тренажёрном зале) с целью повышения двигательного режима, коррекции осанки и стопы, укрепление дыхательной системы и закаливания учащихся во внеучебное время.
Задачи:
* познакомить детей с элементами строевой подготовки;
*обучить детей упражнениям на развитие мышц пояса верхних конечностей, спины, ног, шеи.
*познакомить детей с тренажёрным оборудованием и правилами поведения в тренажёрном зале;
* развивать начальные физические данные детей (равновесие, гибкость, координацию);
*привитие интереса к регулярным занятиям;
*воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость.
*обучать основам нетрадиционной гимнастики (основам правильного дыхания)
Программа предусматривает теоретическую, физическую, техническую часть и подвижные игры малой подвижности. Программа « Корригирующая гимнастика» для младших школьников рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 8,10 лет -1 час в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Основные методы и технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.
технология  разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология  обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Данная программа строится на принципах:
Научности; на основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; на основе которого определяется содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; на основе которого определяющей является взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
оздоровительная деятельность (лечебная гимнастика; фитбол-гимнастика);
ОФП на тренажёрном оборудовании;
ОРУ, дыхательная гимнастика, подвижные игры.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:
•Фронтальная
•Работа в парах, тройках, малых группах
•Индивидуальная
Основные средства реализации цели: материально-техническая база (наличие спортивного зала, тренажёрного оборудования, фитболов, спортивного инвентаря), методическая база(Программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности. «Корригирующая гимнастика» П.В. Степанов; С.В. Сидаев; Т.Н. Сафронов.м. Просвещение 2011г.;Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие Л.П. Пягай /ТГПИ Д.И. Менделеева –Тобольск 2010г.)
Содержание и методы деятельности.
В содержание данной программы можно выделить три этапа подготовки детей:
I этап – подготовительный;
II этап – совершенствование полученных ЗУН;
III этап – творческая работа ( анкетирование учащихся).
Теоретическая подготовка.
ТБ, введение в образовательную программу. Корригирующая гимнастика. Значение правильной осанки в жизни человека, правила сохранения правильной осанки. Гигиена спортивных занятий.Знакомство с тренажёрным залом.
Общефизическая подготовка.
Элементы строевой подготовки. Общеразвивающие упражнения для пояса верхних конечностей и рук, гимнастическими палками, мячами. Упражнения для координации и сохранения равновесия.
Специальная физическая подготовка на тренажёрах.
Знакомство с тренажёрным залом. Силовая зона. Работа над брюшным прессом и мышцами спины.
Оздоровительные технологии.
Упражнения на фитболах. Фитбол-гимнастика. Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация). Упражнения для укрепления мышц пояса верхних конечностей и спины, с предметами и без. Упражнения для формирования правильной осанки. Дыхательная гимнастика по методике Бутейко.
Реализуя данную программу, ожидаются следующие результаты.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «правильная осанка», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
ориентироваться в видах гимнастики;
выявлять связь занятий корригирующей гимнастикой с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни,
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с историей гимнастики;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях корригирующей гимнастикой и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми, фитбол-гимнастикой в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей и других людей во время индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике правильного положения тела в повседневной жизни человека ; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни, организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации о правильной осанке.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Расширение знаний о корригирующей гимнастике, практических умений, способствующих применению их в своей практической деятельности.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками и первоклассниками;
заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности;
Методические рекомендации
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинается обучение с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс, переходим к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
Календарно – тематическое планирование.
2-4 класс.
Учебная нагрузка: 1 час в неделю (40 минут).
№ темы Название разделов, тем. Количество часов Характеристика деятельности учащихся.
Теория Практика Всего Теоретическая подготовка ТБ, введение в образовательную программу. Корригирующая гимнастика. Правильная осанка. 1 - 1 Пересказывать по теме Корригирующая гимнастика (правильная осанка)
Ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «корригирующая гимнастика», «правильная осанка» характеризовать значение занятий по оздоровлению,
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Оценивать правильность выполнения действия;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
Соблюдать гигиену одежды и занятий.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
Знать основные вопросы гигиены особенности воздействия двигательной активности на организм человека при формировании правильной осанки.
Инструктаж по технике безопасности.
Определение понятия правильная осанка.
Значение корригирующей гимнастики для организма человека.
Гигиена спортивных занятий. Знакомство с тренажёрным залом. 1 - 1 Знакомство с требованиями, предъявляемыми к местам занятий.
Знакомство с тренажерами разной направленности.
Занятия на кардиотренажерах.
Общефизическая подготовка
Общеразвивающие упражнения для пояса верхних конечностей и спины.
- Выполнятьгимнастические упражнения для развития основных физических качеств и использовать их в самостоятельных домашних занятиях.
Выполнять упражнения для укрепления основных групп мышц, участвующих в поддержании правильной осанки.
Демонстрироватьтехнику выполнения общеразвивающих упражнений.
Характеризоватьдозировку и последовательность упражнений.
Ориентироваться в видах гимнастики;
Осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни,
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
Проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;Договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
4. Выполнение комплекса физических упражнений, для групп мышц, участвующих в поддержании правильной осанки. - 2 2 5. Общеразвивающие упражнения из положения, стоя, сидя лёжа. - 2 2 Выполнение комплекса физических упражнений, для групп мышц, участвующих в поддержании правильной осанки. 6. Общеразвивающие упражнения для шеи и спины с гимнастической палкой. - 2 2 Выполнение комплекса физических упражнений с предметами, для групп мышц, участвующих в поддержании правильной осанки. 7. Специальная физическая подготовка на тренажёрах. Профилактика круглой спины.
- 5 5 Взаимодействоватьсо сверстниками в условиях оздоровительной деятельности.
Называть тренажёрное оборудование
Демонстрировать умение работы с тренажёрным оборудованием.
Выполнятьтехнику разминки перед занятиями на тренажёрах, технику работы на тренажёрном оборудовании.
Организовывать места занятий физическими упражнениями и играми, фитбол-гимнастикой в сотрудничестве с учителем.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
Характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
Выполнение физических упражнений для профилактики круглой спины с применением тренажерного оборудования.
8. Силовая зона.
- 4 4 Выполнения комплекса физических упражнений для развития силовых качеств. 9. Работа над брюшным прессом. - 5 5 Выполнение физических упражнений для укрепления мышц брюшного пресса. 10. Оздоровительные технологии.
Коррекционные упражнения: (правильной осанки, плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация). - 5 5 Раскрывать значение осанки для человека.
Называть упражнения, входящие в комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
Выполнять упражнения комплексов.
Рассказывать о значении упражнений для формирования осанки.
Регулировать эмоции в процессе учебной деятельности.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью.
Соблюдать правила подбора фитбола исходя из своего роста, правила техники безопасности.
Определять причины возникновения трудностей в выполнении сложных комбинаций на фитболе.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
Задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
11. Выполнять упражнения для профилактики правильной осанки, профилактики плоскостопия, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц. - 6 6 Упражнения на фитболах. Выполнять физические упражнения для укрепления различных групп мышц с использованием фитболов. 12. Итоговое занятие Подведение итогов.
- 1 1 Заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально – технического оснащения Количество
Библиотечный фонд. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Фундаментальное ядро содержания начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ №25»;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная и основное образование. «Просвещение» ,М.:2011
(Программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности. «Корригирующая гимнастика» П.В. Степанов; С.В. Сидаев; Т.Н. Сафронов.м. Просвещение 2011г.;Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие Л.П. Пягай /ТГПИ Д.И. Менделеева –Тобольск 2010г.)
Для детей:Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 2012
Д
Д
Д
К
Учебно-методические пособия и рекомендации
Журнал «Физическая культура в школе»
Журнал «Спорт в школе»
Д
Д
Д
Печатные пособия
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Д
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи Д
Учебно-практическое оборудование
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (2м; 4м)
Палка гимнастическая
Скакалка гимнастическая
Мат гимнастический
Акробатическая дорожка
Коврики: гимнастические, массажные
Кегли
Обруч
Подушечки
МассажерыРулетка измерительная
Аптечка
ФитболыПППК
К
ППППК
Д
Д
К
К
ПИгры и игрушки
Оборудование класса
Тренажёрное оборудование. Д
Комплекс упражнений №1

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п.: о.с., руки к плечам. 1 – наклон вправо, руки в стороны, кисти разогнуть; 2 – и.п.; 3 – наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 – и.п.; 5 – наклон вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 – и.п.; 7 – наклон влево, шаг правой вправо, руки вверх, пальцы врозь; 8 – и.п.8 -16 раз.
Темп средний. Руки прямые,
наклон точно в сторону,
спину держать прямо.
2 И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2 – два пружинящих наклона вправо; 3 – поворот туловища направо; 4 – и.п. То же в другую сторону 8 -16 раз.
Темп средний. Следить за правильным положением спины.
3 И.п.: о.с., руки вверх, кисти в замок. 1 – наклон назад, правая назад на носок; 2 – и.п. То же с другой ноги. 8 раз. Темп средний. Прогнуться.
4 И.п.: широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед, руками коснуться пола; 2 – поворот туловища направо, правая рука в сторону-назад; 3–4 – то же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Ноги в коленях не сгибать.
5 И.п.: стойка на коленях, руки к плечам. 1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону-назад, левую руку вверх; 2 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
6 И.п.: стойка на коленях, руки за голову . 1–2 – два пружинящих поворота туловища направо; 3–4 – два пружинящих поворота туловища налево; 5–6 – сед на пятки с небольшим наклоном назад, руки вперед ладонями кверху; 7–8 – и.п. 4 раза. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
7 И.п.: стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны.1–2 – сесть на правое бедро, руки влево; 3–4 – то же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Спину держать прямо.
8 И.п.: стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны.1–2 – наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку назад; 3–4 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Ногу не сгибать, глубокий наклон.
9 И.п.: то же 1–2 – наклон к правой ноге, головой коснуться правого колена, руки назад; 3–4 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
10 И.п.: стойка на коленях, ноги врозь. 1–3 – три пружинящих наклона к правому колену, руки в стороны; 4 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Руки прямые, точно в стороны.
Игра "Кто устойчивее".
На расстоянии 50 см друг от друга на полу рисуют два круга диаметром 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.
Комплекс упражнений №2

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п.: сед на левом бедре с упором на левую руку. 1 – выпрямить правую ногу и руку в сторону; 2 – согнуть правую ногу и руку влево; 3 – выпрямить правую ногу и руку в сторону; 4 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
2 И.п.: упор на коленях. 1–2 – правую назад на носок, левую руку вверх; 3–4 – и.п., расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. 8 раз. Темп медленный и средний. Следить за правильным положением спины.
3 И.п.: упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 – согнуть руки; 2 – и.п. То же с другой ноги. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
4 И.п.: сед ноги врозь, руки вверх, кисти в замок.1–3 – три пружинящих поворота туловища направо; 4 – и.п. То же налево. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
5 И.п.: сед ноги скрестно, руки в стороны. 1 – наклон вправо, правая рука за спину, левую согнуть вверх; 2 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
6 И.п.: лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. . 1 – мах правой ногой в сторону; 2 – и.п.; 3 – мах правой согнутой ногой в сторону; 4 – и.п. То же в другую сторону. 16 раз. Темп средний Дыхание произвольное.
7 И.п.: лежа на спине, руки в стороны. 1 – ноги врозь; 2 – ноги скрестно приподнять над полом; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и.п. Во время выполнения упражнения поясницу прижимать к полу. 8 раз. Темп медленный. Ноги прямые.
8 И.п.: лежа на спине, руки вверх. 1–2 – приподнять над полом верхнюю часть туловища; 3–4 – и.п., расслабиться; 5–6 – ноги вперед (до угла 30° от пола); 7–8 – и.п., расслабиться 8 раз. Темп средний и медленный. Дыхание произвольное.
9 И.п.: лежа на спине, руки вверх. 1–2 – наклон вправо, руки за голову; 3–4 – и.п., потянуться вверх. То же в другую сторону. То же с пружинящими наклонами. По 8 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
10 И.п.: лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 – прогнуться, руки скрестно перед собой; 2 – левую руку вверх, правую вниз; 3–4 – то же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Не возвращаясь в исходное положение.
11 И.п.: упор лежа на предплечьях. 1–2 – упор лежа на бедрах, прогнуться, поворот головы направо, посмотреть на пятки; 3–4 – и.п., расслабиться. То же в другую сторону. 8 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
12 И.п.: лежа на животе, кисти под подбородок 1–2 – наклон вправо, голову приподнять, правую ногу согнуть, коснуться коленом локтя правой руки; 3–4 – и.п., расслабиться. То же в другую сторону. 8 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
13 И.п.: лежа на животе, руки вверх. 1–2 – правую руку за спину, левую приподнять над полом, левую ногу в сторону; 3–4 – и.п., расслабиться. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Ногу прямую в сторону.
14 И.п.: лежа на животе, руки в стороны. 1 – мах правой ногой назад; 2 – правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 – мах правой назад; 4 – и.п. То же с другой ноги. 8 раз. Темп средний. Мах прямой ногой.
15 И.п.: лежа на животе, кисти под подбородок. Поочередное сгибание ног назад. То же с разогнутыми стопами. 16 раз. Темп средний.
Дыхание произвольное.
Игра "Пройди - не ошибись".
Дети сидят на скамье, на полу начерчена линия. Игра имеет несколько вариантов:
1.Каждый ив играющих должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку, впереди стоящей ноги. И обратно пройти по черте спиной назад, ставя носок к пятке.
2.Играющий должен пройти по гимнастической доске, перешагивая через положенные на пути предметы (большой мяч, коробка).
Все упражнения проводятся сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто четко проделал все упражнения с закрытыми глазами. При этом детей поддерживает преподаватель.
из игры, а в игру включается другое и снова играют на "победителя".
Комплекс упражнений № 3
Круглая спина – тип порочной осанки со следующими признаками: голова наклонена вперед, плечи свисают вперед, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, живот выпячен, ягодицы плоские, ноги слегка согнуты в коленях. Все это связано со слабостью мышечного корсета, которая приводит к увеличению изгиба в грудном отделе позвоночника и сглаживанию шейных и поясничных лордозов.
При круглой спине грудная клетка впалая, недоразвитая. Это отражается на дыхании. Оно становится поверхностным. Сдавленные легкие не могут обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Функции сердца затруднены. Поэтому у детей с круглой спиной могут быть головные боли, малокровие, потеря аппетита, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения.
Причиной развития круглой спины чаще всего является несоответствие детской мебели росту ребенка.

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п.: о.с. . 1–2 – руки вверх, два хлопка в ладоши над головой; 3–4 – полуприсед, руки назад, два хлопка в ладоши за спиной. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
2 И.п.: стойка ноги врозь 1 – полуприсед, руки к плечам; 2 – стойка на носках, руки вверх, пальцы врозь; 3 – то же, что на счет 1; 4 – стойка на носках, правая рука в сторону, левая рука вверх, поворот головы направо.
16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
3 И. п.: стойка ноги врозь. 1– полуприсед, руки к плечам; 2 – полуприсед, левая рука в сторону, правая рука вверх, поворот головы налево; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и. п. То же в другую сторону. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
4 И.п.: о.с., руки за спину, кисти в замке. 1–2 – наклон вперед прямым туловищем, руки назад; 3–4 – и.п., прогнуться в пояснице. То же с передвижением вправо и влево. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
5 И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны 1–8 – круговые движения руками назад с малой амплитудой. То же согнутыми руками. По 2 раза. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
6 И.п.: стойка на коленях, скакалку назад. 1–2 – сед на пятках, прогнуться, скакалку назад; 3–4 – и.п. 8 раз. Темп медленный и средний. Дыхание произвольное.
7 И.п.: упор на коленях и предплечьях, прогнувшись в пояснице. 1–2 – согнуть руки до касания грудью пола, лопатки свести, локти назад; 3–4 – и.п. 8 раз. Темп медленный. Следить за правильным положением спины.
8 И.п.: упор на коленях. 1–2 – мах правой ногой назад, левую руку вверх; 3–4 – и.п. То же с другой ноги и другой руки. 16 раз. Темп медленный. Мах прямой ногой.
9 И.п.: сед ноги врозь, скакалку вверх. 1- наклон вправо; 2 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний.
Следить за правильным положением спины.
10 И.п.: лежа на животе, скакалку вверх. 1–2 – прогнуться, ноги врозь приподнять над полом; 3–4 – и.п.: расслабиться; 5–6 – приподнять ноги над полом; 7–8 – и.п. 8 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.
11 И.п.: упор лежа на предплечьях. 1–2 – приподнять ноги над полом, прогибаясь в пояснице, руки в стороны; 3–4 – и.п. расслабиться; 5–6 – руки вверх, потянуться вверх; 7–8 – и.п., расслабиться.8 раз. Темп медленный и средний. Ноги прямые, не сгибать.
12 И.п.: лежа на спине. 1–2 – прогнуться в грудном отделе позвоночника, согнуть правую ногу; 3–4 – и.п., расслабиться. То же с левой ноги. 8 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
13 И.п.: лежа на спине. 1–2 – руки вверх, потянуться вверх; 3–4 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5–6 – и.п., расслабиться. 8 раз. Темп медленный и средний. Следить за правильным положением спины.
Игра "Удержись".
Двое детей в положении приседа. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие - сесть.
Кто первым сядет, выбывает из игры, а в игру включается другие и снова играют на "победителя".
Комплекс упражнений № 4

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон назад, правая рука за спину, левая перед собой; 2 – и.п.; 3 – наклон назад, левая рука за спину, правая перед собой. То же с полуприседаниями. По 8 раз. Темп средний Следить за правильным положением спины.
2 И.п.: о.с., руки к плечам. 1 – полуприсед, прогнувшись в пояснице, лопатки свести; 2–3 – пружинящийполуприсед, руки назад, пальцы врозь; 4 – и.п. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
3 И.п.: полуприсед, руки вперед. 1 – прогнуться в пояснице, руки в стороны-назад, пальцы врозь; 2 – и.п.; 3 – руки вверх, пальцы врозь; 4 – и.п. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
4 И.п.: о.с. скакалку за спину. 1 – прогнуться в пояснице,скакалку назад; 2 – и.п.; 3 – полуприсед, ленту назад; 4 – и.п. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
5 И.п.: о.с., скакалку на плечи. 1 – правая назад на носок, скакалку вверх, прогнуться в пояснице; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, правую в сторону на носок, скакалку вверх; 4 – и.п. То же в другую сторону. 16 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
6 И.п.: стойка ноги врозь, скакалку вниз. 1 – наклон вперед прогнувшись, ленту вверх; 3–4 – выпрямиться, наклон назад; 5 – поворот туловища направо; 6 – поворот туловища налево; 7–8 – и. п. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
Дыхание произвольное.
7 И.п.: о.с., скакалку на плечи. 1–2 – выпад с наклоном вправо, скакалку вверх; 3–4 – и.п.; 5–6 – выпад вправо с наклоном влево, скакалку вверх; 7–8 – и.п. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп медленный и средний. Следить за правильным положением спины.
8 И.п.: сед ноги врозь. 1–2 – мах правой влево, носком коснуться пола за левой ногой, прогнуться в пояснице; 3–4 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
Мах прямой ногой.
9 И.п.: сед согнув ноги, руки в стороны. 1–2 – поворот туловища направо, руки за голову, локти назад, лопатки свести; 3–4 – и.п. То же в другую сторону. 8 раз. Темп средний. Следить за правильным положением спины.
10 И.п.: сед, скакалку вверх. 1–2 – лечь на спину, скакалку вниз, ноги вперед; 3–4 – и.п. 8 раз. Темп медленный. Следить за правильным положением спины.
11 И.п.: упор лежа на предплечьях. 1–2 – разогнуть руки, прогнуться, голову назад; 3–4 – и.п.; 5–6 – прогнуться, руки назад, ноги приподнять над полом; 7–8 – и.п., расслабиться.8 раз. Темп медленный и средний. Следить за правильным положением спины.
12 И.п.: лежа на животе, руки вниз. 1 – прогнуться, руки в стороны, ноги приподнять над полом; 2–7 – перекаты вперед-назад; 8 – и.п. 8 раз. Темп медленный и средний.
Следить за правильным положением спины.
13 И.п.: лежа на спине. 1–2 – руки вверх, потянуться вверх; 3–4 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5–6 – и.п., расслабиться. 8 раз. Темп медленный. Следить за правильным положением спины.
Игра " Тачки".
Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги -вторая - лицом в затылок первой. Дети из первой - становятся на четвереньки (руки выпрямлены, кистями опираются об пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй - захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу учителя каждая пара начинает передвигаться вперед, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроте выполнения задания.
Комплекс упражнений № 5
Упражнения для формирования правильной осанки.

п/п Упражнение Методические указания.
1 Принять правильную осанку стоя у стены или гимнастической стенки. Затылок, лопатки, ягодичная область, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
2 Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на один-два шага. Сохраняя правильную осанку.
3 Принять правильную осанку спины, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку. Стоя у гимнастической стенки принять правильную осанку. Подняться на носки, удержать это положение 3-4 секунды.
4 Это же упражнение, но без гимнастической стенки.
Принять правильную осанку.
5 Принять правильную осанку, присесть, разводя колени, сохраняя прямое положение головы и позвоночного столба. Медленно встать принять и.п.
Упражнения игрового характера с гимнастической палкой
6 И.п. - встать лицом в круг, руки скакалка внизу По команде учителя руки со скакалкой поднять вверх правую (левую) ногу отставить на носок назад-вдох, вернуться в и.п.- выдох. 8 раз. Следить за правильным положением спины.
7 И.п. - то же. Перебирая руками скакалку, передавать ее вправо (влево) по кругу (по два раза в каждую сторону). 8 раз. Следить за правильным положением спины.
8 И.п. - то же - руки вверху со скакалкой. 1-2 наклониться вперед, положить скакалку на пол - выдох, 'вернуться ви.п.
8 раз. Следить за правильным положением спины.
9 И.п. - то же - опустить скакалку вниз до уровня бедер. По команде учителя перешагнуть скакалку поочередно правой и левой ногой, встать руки со скакалкой сзади. Также по команде перешагнуть правой и левой назад. 8 раз. Дыхание произвольное.
10 И.п. - встать лицом в круг, руки внизу. По команде учителя присесть - колени в сторону, руки со скакалкой вперед - вверх (вдох), вернуться в и.п. (выдох). 8 раз. Дыхание произвольное.
11 И.п.- то же, руки со скакалкой вверху. 1 - левую (правую; ногу вперед. 2-3 - наклон вперед, левую(правую) ногу назад, прогнуться "Ласточка", 4-5 - держать, 6 - и.п. 8 раз. Следить за правильным положением спины.
Дыхание произвольное.
12 И.п.- то же, руки со скакалкой вверху. Скакалка на полу. Встать на скакалку, руки на пояс , восемь прыжков на обеих ногах - вправо, 8 – влево. 16 раз. Следить за правильным положением спины.
Эстафета.
Группа делится на две команды, стоящих колоннами на расстоянии: 3-4 шага друг от друга. Напротив каждой команды ставится гимнастическая скамейка, кладется два гимнастических мата, расположенных в длину и далее ставятся на пол два обруча. По центру ближних матов той и другой команды устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу учителя первые в колоннах ложатся животом на скамейку и подтягивая себя при помощи рук преодолевают ее, ложатся на мат, перелезают через скамейку, далее мальчики - ползут на животе при помощи рук и ног по матам, девочки на четвереньках. Пролезают в обручи, касаются рукой стены и бегом возвращаются в свои команды. И так повторяют каждый участник. Выигрывает команда, чей игрок пришел раньше к финишной черте.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой №6

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п. - ноги вместе, палка внизу. 1 - левую(правую) ногу назад на носок, палку вверх-вдох. 2 - и.п. - выдох.
8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
2 И.п. - палку на шею. 1-2 - палку назад, 3-4 - и.п. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
3 И.п. - хватом за конец двумя руками палку вверх. 1 - медленный наклон назад, 2 - и.п. (выдох).
8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
Дыхание произвольное.
4 И.п.– стойка – ноги врозь, палку вниз. 1 - наклон влево, левый конец к правому плечу, палку вверх - вдох. 2 - и.п. (выдох). 8-10 раз. Дыхание произвольное.
5 И.п.– стойка ноги врозь, палку назад - вниз. 1 - наклон вперед, палку отвести как можно больше назад-выдох, 2 - и.п. (вдох). 8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
6 И.п.– ноги вместе, палка внизу. 1 – выпад правой ногой в сторону – палка – вверх, 2 - наклон вперед, палку на лопатки, 3 - выпад левой ногой в сторону, палка вверх, 4 - и.п.
8-10 раз. Дыхание произвольное.
7 Подскоки с одновременным движением рук вверх с палкой.
8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
В заключении подготовительного этапа проводится разминочный бег с правильным положением спины, бег с захлестыванием голеней и ходьба с правильной осанкой.
9 «Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее»
8-10 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
10 Ип. – о.с..1«Обхвачу себя руками,
Очень крепко,
Очень сильно,
И потопаю ногами,
Согревайся, Чипполино»
8-10 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
11 И.п. – о.с. Обхватить себя руками за плечи – выдох, при выдохе сказать «Ух» 8-10 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
12 И.п. – о.с. Упражнение «Трубач» Глубокий вдох, на выдохе произнести: Ту-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу!»
8-10 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
Комплекс упражнений №7

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п.- лежа на спине прижать поясницу, слегка втянуть в себя живот. Приподнять обе ноги на угол около 30 градусов, удерживать их на весу 5-7 секунд, вернуться ви.п. 8 раз. Дыхание не задерживать. Дыхание произвольное, не натуживаться.
2 И.п.- то же. Принять поясницу, приподнять обе ноги над полом, скрещивать выпрямленные ноги в горизонтальной плоскости "ножницы", вернуться ви.п. 8 раз. Дыхание не задерживать.
Ноги не сгибать.
3 И.п. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги и делать круговые движения выпрямленными ногами "внутрь", вернуться ви.п.
8 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Ноги не сгибать.
4 П.п. - то же. То же упражнение, но круговые движения ногами "наружу", вернуться ви.п. 8 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Ноги не сгибать.
5 И. п. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги над полом, делать движение, имитирующее езду на велосипеде, вернуться ви.п.
8 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
6 И.п. - то же. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины. 8 раз. Следить за правильным положением спины.
7 И.п. - то же. Руки на пояс, приподнять туловище (присесть), задержав туловище в положении 30 градусов от горизонтали.
5 секунд. Следить за правильным положением спины.
8 И.п.- лечь на живот. Приподнять поочередно правую и левую ноги, удерживая на весу.
по 5 секунд. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Ноги не сгибать.
9 И.п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. Упражнение «Жук» 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо 2 – вдох, произнося «жжж» выдох. «ЖЖ-у, - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
8 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
10 И.п. – о.с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох. «Подуем на плечо, подуем на другое. Нас солнце горячо пекло дневной порою. Подуем на живот, как трубка станет рот. Ну, а теперь на облака и остановимся пока. Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»8 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
Комплекс упражнений №8

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги "рыбка". удержать 5 секунд. Прогнуться. Следить за правильным положением спины.
2 И.п. - лечь на живот. Имитировать руками плавание стилем "брасс".
8-18 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
3 И.п. - лечь на живот. Руки взять в замок, подтянуться руками внизу и за голову, втянуть живот, приподнять туловище над полом. удержав 5 секунд. Следить за правильным положением спины.
4 Ип. - лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу, то же лежа на левом боку. 8-10 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Ноги не сгибать.
5 И.п. - лечь на правый бок. Приподнять обе прямые ноги, удерживая их на весу на 3-4 счета, медленно опустить их в и.п. то же на левом боку. 8-10 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Ноги не сгибать.
6 И.п- лежа на спине, ноги согнуты в колен. Сделать вдох и медленно поднять таз (полумостик), на выдохе опуститься ви.п. 8-10 раз. Глубокий вдох, длительный выдох.
7 И.п- упор стоя на коленях и руках. Поочередное поднимание прямых ног. 8-10 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Ноги не сгибать.
8 И.п. - стоя. "Замочек" - завести руку за голову, вторую за лопатки. Применять несколько раз, меняя положение рук.
8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
Упражнения с мячами
9 Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладони за спиной и поймать мяч.
10 Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
11 Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги и поймать мяч.
12 Из приседа бросить мяч вверх, прыжок вверх и поймать мяч.
13 Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед и бросить мяч левой рукой о землю (пол), так, чтобы он пролетел над правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не отпуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросить мяч правой рукой.
Комплекс упражнений №9

п/п Исходное положение Упражнение Дозировка упражнения Методические указания.
1 И.п- руки перед грудью. Отведения с силой рук в стороны до сближения лопаток. 8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
2 И.п-о.с. руки в стороны. Медленные напряженные повороты рук ладонями вперед-вверх-назад и обратно. 8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
3 И.п. - руки за спину: правая (левая) сверху над лопатками, левая (правая) снизу под лопатками. Соединить кисти. 8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
4 И.п. - стойка на коленях. Наклоны назад, касаясь руками пяток, наклоны вправо(влево), доставая правой(левой) рукой пятку левой (правой) ноги.
8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
5 И.п. - сед на пятках, руки к плечам. Наклоны назад, прогибаясь в грудной части позвоночника. 8-10 раз. Следить за правильным положением спины. Дыхание произвольное.
6 И.п. - из стойки на коленях, руки на поясе. Наклон назад, прогибаясь. 8-10 раз. Следить за правильным положением спины. Дыхание произвольное.
7 И.п. - из стоики на правой (левой) ноге, захватив левую (правую) ступню. Сгибать ногу в колене, оттягивая ее вверх-назад.
8-10 раз. Следить за правильным положением спины.
8 И.п. –лежа на спине. Движение в положение" мост". 8 раз. Дыхание произвольное, не натуживаться.
Упражнения с предметом на голове.
9 И.п. -о.с. 1-3 - подняться на носочки, руки вверх. 4 – и.п.
8-10 раз. Необходимо удержать ровное положение туловища.
10 И.п. - стоя, ноги вместе, руки на пояс. 1 - сесть на носочки. 2 –и п. и т.д.
8-10 раз. Стараться сохранить прямое положение спины.
11 И.п.- то же. 1-3 - сидеть на носочках, руки вперед. 4 – и.п.
8-10 раз. Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины.
12 И.п . - сидя на носочках, руки к плечам. 1-4 круговые движения руками вперед. 5-8 круговые движения руками назад. 4 раза. Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины.
13 И.п . - стоя, ноги врозь по шире, руки в "замок" за голову. 1 - наклон туловища вперед. 2 – и.п.. и т.д. 8 раз. Стараться не уронить предмет с головы.
14 И.п. - сидя, руки в упор сзади, ноги вместе, предмет на голове. 1 - опустить на локти туловище. 2 – и.п.. и т.д8 раз. Следить за правильным положением спины ви.п.
15 И.п.- то же, но ноги согнуты. 1 - упор на локти с одновременным выпрямлением ног, не касаясь пола. 2 – и.п.. и т.д.
8 раз. Ноги выпрямлять не высоко.
16 И.п.- то же, но с удержанием прямых ног не касаясь пола. 1-3-удерживание прямых ног,
2-и.п. и т.д. 8 раз. Прямое положение ног, носочки тянуть.
Ожидаемые результаты.
1. Повышение уровня общей физической подготовленности.
2. Улучшение деятельности всех систем организма.
3. Увеличение работоспособности и эмоционального тонуса.