Конспект урока по Новой истории на тему Революция в Нидерландах (7 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока истории
7 класс
Тема:







Разработан: учителем
истории Долговой С.А.






2016
Тамбов


Тема. Революция в Нидерландах
(1566 – 1579 гг.)


Цели и задачи: 1) выяснить причины, задачи, движущие силы и характер Нидерландской революции, а также её итоги и значение;
2) продолжить работу по развитию умений сравнивать, извлекать данные для выявления исторических закономерностей;
3) воспитывать на примере истории зарубежных стран уважение к событиям прошлого и формировать элементы толерантности.

Основные понятия и даты: революция, Нидерланды, гёзы, Утрехтская уния, 1566 – 1579 гг., 1573 г., 1579 г.,1609 г.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 1. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл. – М.: Просвещение, 2014.
2. Рабочая тетрадь по истории;
3. Настенная карта «Нидерландская революция в ХVI веке»;
4. Мультимедийное устройство (презентация урока)

Использованная литература:
Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. – М.: Просвещение, 2104
Новая история. 7 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2011.



ПЛАН

Вступительное слово учителя.
Опрос
Становление нового политического порядка.
Нидерланды под властью Испании.
Начало восстания. Действия Альбы.
Восстание Севера.
Образование Голландской республики.
Итоги и историческое значение Нидерландской революции.
Подведение итогов.

1.Вступительное слово учителя.
Учитель сообщает учащимся план и цели урока, при этом подчёркивает значимость материала этого урока для понимания в дальнейшем исторического процесса, что крайне важно при изучении истории как новой, так и истории России.

2.Опрос.
Экспресс-опрос: дать определение – Реформация;
Гугеноты;
Эдикт;
Варфоломеевская ночь
Расскажите об особенностях Рефомации во Франции.
Чем объяснить взаимную непримиримость католиков и гугенотов?
Как отразились события Варфоломеевской ночи на дальнейшей истории Франции?
Расскажите о политике Генриха 1У.
Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что абсолютизм победил, и король стал гарантом внутреннего мира. А Франция стала сильнейшим государством в Европе.
На сегодняшнем уроке речь пойдёт о другой европейской стране – Нидерландах. Мы узнаем как развивалась страна в новое время, познакомимся с новым явлением в истории человечества – революция, а следовательно в чём были причины и итоги революции в Нидерландах. Познакомимся с такими историческими деятелями как Вильгельм Оранский и герцог Альба.

3.Становление нового политического порядка.
В начале нашего исследования выслушаем мнение эксперта-географа, который расскажет нам общие сведения о стране Нидерланды.
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением. (примерно 3 мин.)

4.Нидерланды под властью Испании.
Учитель: В середине 16 в. Нидерланды находились под властью католической Испании, где господствовали феодальные порядки. Население облагалось непомерно высокими налогами, что препятствовало хозяйственному развитию страны. По дорогам стояли виселицы, где казнили нищих-бродяг, а Филипп П начал борьбу с кальвинизмом, который получил распространение весьма быстро – по стране запылали костры инквизиции. Если бы мы оказались в то время в Нидерландах, то увидели бы глашатая, зачитывающего королевские указы. Что особенного было в них?
Работа с текстом документа в учебнике на с. 107:
А) учащийся читает текст;
Б) ответы на вопрос: «Почему правительство вело борьбу с протестантизмом?»
Итак, политика испанских властей приносила вред всем слоям населения Нидерландов.
5. Начало восстания. Действия Альбы.
1566 г. – начало массовых народных движений против католической церкви; революции – коренной переворот в жизни людей, который приводит к смене одного строя другим. (в нашем случае феодализма капитализмом)
Толпы народа вооружаются, слушают проповеди, где распущенность, невежество священников осуждаются. Слышатся призывы к Реформации. За несколько недель подверглось полному разгрому более 5,5 тыс. церквей и монастырей.
Во главе революции встали местные дворяне – принц Вильгельм Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн.
Цель революции: а) свобода вероисповедания;
б) отделение от Испании.

Филипп П ответил на это массовыми репрессиями: по приказу наместника короля Испании, безжалостного и фанатичного католика герцога Альбы (1567 – 1573 гг.), было казнено свыше 8 тыс. человек, в том числе граф Эгмонт и адмирал Горн. Решения о казнях принимал «Кровавый совет». Цель террора не только искоренение ереси, но и прямой грабёж нидерландского дворянства и буржуазии для пополнения казны испанской короны и выплаты жалования войскам и чиновникам.
Был введён новый налог – «десятина»: 1/10 часть от суммы каждой сделки должна была идти испанским властям.
Тысячи жителей бежали в Англию и Германию, спасались в лесах.

6. Восстание Севера.
Репрессии имели обратный эффект, они вызвали массовое партизанское движение.
Гёзы – по-нидерландски оборванцы; были лесные и морские гёзы.
Народные смельчаки с гордостью носили это прозвище. Вооруженные топорами, арбалетами, мечами, вилами и косами, они громили отряды испанцев. Расправлялись с католическими священниками. В борьбе участвовали даже дети.
1575 г. – морские гёзы овладели г. Бриллем, который стал опорным пунктом движения гезов в северных провинциях. Правительство возглавил принц Вильгельм Оранский. (немного о его личности).
Он нанял в Германии армию, которая воевала плохо и Вильгельм терпел поражение за поражением.
Герцог Альба, не смотря на победы, видел рост сопротивления в Нидерландах и поэтому подал в отставку. После его отъезда события развивались интенсивно.
1573 г. – осада г. Лейдена испанцами.
Наместники Нидерландов, после Альбы, уговаривали пойти на уступки, но король отказывался.
Жалованье солдатам скоро платить стало нечем, поэтому они стали грабить страну. Пример – разграбление в 1576 г. Антверпена. В ответ народ из южных провинций примкнул к северным: громили дома феодалов, захватывали помещичьи земли. Напуганные дворяне помогли испанцам подавить восстание на юге и выразили готовность подчиниться Филиппу П.

7. Образование Голландской республики.
1579 г. – Утрехтская уния.
Семь северных провинций заключили союз для борьбы с испанцами.
Что по сути означало создание нового независимого государства.
Чтение документа: с. 111 учебника.

Филипп П объявлялся низложенным.

1588 г. – провозглашена Голландская республика. Название получила по самой многолюдной и богатой из семи провинций союза

Республика долго боролась с Испанией за свою независимость.

1609 г. – договор, по которому Испания признавала независимость Голландии.

8. Итоги и историческое значение Нидерландской революции:
1. Северные Нидерланды добились независимости;
2. свергнут феодализм и к власти пришла буржуазия;
3. первая в истории буржуазная революция проходила под знаменем протестантизма.
По времени: учащиеся самостоятельно выписывают их из учебника с.112.

9. Подведение итогов.
Учитель сообщает домашнее задание: учить параграф 14.
В заключении оглашение оценок за работу на уроке.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.











Приложение

Нидерланды (королевство Нидерландов)

Эту страну часто называют Голландией (по названию одной из провинций).
Нидерланды в переводе на русский язык – «низовые земли». И, действительно, большая часть страны лежит ниже уровня моря. Территория Нидерландов уже много веков постепенно опусается примерно на 1 м. за сто лет. Люди здесь живут давно и , спасая свои дома и поля от наступления моря и разливов рек, уже лет 800 (а за это время земля опустилась на 7-8 м.) строят дамбы на побережье моря и вдоль рек. Поэтому реки здесь текут выше полей и даже домов.
В 16 в. здесь жило трудолюбивое насление, составлявшее 3 млн. человек. 300 городов и 6500 сел наслчитывалось на этой земле. Столицей является город Амстердам. Экономическим и торговым центром страны был город Антверпен. По улицам Антверпена проезжали ежедневно не менее 2 тыс. торговых фургонов. Сейчас самый большой порт в мире г. Роттердам тоже находится в Нидерландах.
В Нидерландах мало полезных ископаемых. Поэтому промышленность работает на привозном сырье. В 16 в. страна была богата: голландским полотном,изготовленном искуссными мастерами; металлом; быстроходными судами; книгами, напечатанными в типографиях Антверпена и Лейдена; знаменитыми на весь мир голландскими тюльпанами; производством сыра.
Нидерланды дали миру много выдающихся людей. Среди них великий художник Рембрандт, философ Спиноза и другие.



















Карточки

Карточка № 1.

Почему о правлении Карла 1Х говорили: «Один король, но две веры»?
Кто и по какому поводу говорил: «И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами»?


Карточка № 2

Почему время правления Генриха Ш (1574 – 1589 гг.) назвали временем войны трёх Генрихов?
Согласны ли вы стем, что Варфоломеевская ночь стала настоящей трагедией для французов? Свой ответ объясните.






























 Революция
в НидерландахБелый мрамор15