Конспект урока изобразительного искусства по теме: Иллюстрируем сказку (УМК Начальная школа 21 века)

Конспект урока изобразительного искусства
УМК «Начальная школа 21 века»
2 класс
Тема: Иллюстрируем сказку.
Цель: формированию умения выполнять иллюстрации к народной сказке на самостоятельно выбранные сюжеты.
Задачи:
Расширить представление обучающихся об иллюстрировании литературных произведений.
Способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать.
Содействовать воспитанию интереса к предмету, эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы.
Оборудование: Альбом, краски, кисти, простой карандаш.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о средствах выразительности, используемых в творчестве художников-иллюстраторов И. Билибина, Ю. Васнецова; научатся выражать свое отношение к художественному произведению, иллюстрировать литературное произведение.
Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству, способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Метапредметные результаты:
познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, наблюдают, делают выводы;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют в диалоге с учителем успешность выполнения задания;
коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения, формулируют ответы на вопросы, ведут небольшой познавательный диалог по теме.











Технологическая карта урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный момент (1мин).
-Приветствует учащихся.
-Проверяет готовность к уроку.
-Приветствуют учителя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

2.Сообщение темы урока (5мин).
-Отгадайте загадки и скажите, чему будет посвящен урок:
1) Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался
2) Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
3) А дорога далека
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
4) В сказке небо синее
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Ты спаси меня и братца!
5) Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полет
Человечек-вертолет.
Вывод: Правильно, наш урок будет посвящен сказкам. Но разве может книга сказок быть без картинок? Конечно, нет. Поэтому сегодня мы будем иллюстрировать сказки.
-Слушают учителя, отвечают на вопрос.


-Колобок







-«Репка»

-«Маша и медведь»




-«Гуси-лебеди»



-«Карлсон»
- Формулируют тему урока.
Коммуникативные:
Умеют излагать и аргументировать свое мнение, формулировать ответы на вопросы.






















Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, формулируют тему урока.



3.Изучение нового материала (10мин).
-Что же такое иллюстрация? Иллюстрация – это изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.). Это область искусства- изобразительное истолкование литературного и научного произведения.
-Как называют художника, иллюстрирующего литературное произведение?











- Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему?
- Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным?
-Какие художники-иллюстраторы вам известны?
- Иллюстраторов детских книг очень много. Один из выдающихся – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации сделали детскую книгу нарядной и доступной. Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, художник разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее И. Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом «билибинском стиле». Работы Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации – он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт, стилизуя их под старинную рукопись. Все иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна – резными наличниками. Они не только декоративны, но и дополняют основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (А что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для И. Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный - полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью древнерусского искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях И. Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Он проявил себя художником книги, не ограничиваясь выполнением отдельных иллюстраций, стремясь к цельности.
Книги, оформленные Юрием Алексеевичем Васнецовым, легко узнаваемы. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, а текст подчиняется им. Одной из основных особенностей художественного метода иллюстратора является не разрывная органическая связь с народным искусством. Причем Ю. Васнецов перерабатывает принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Образы, созданные им, отмечены оптимизмом, жизнеутверждающей силой, характерной для народного искусства. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях от реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник отмечает их движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Цвет определен, прост: волк – серый, гуси – белые, лиса – рыжая и т.п. Вместе с тем Ю. Васнецов удивительно точно добивается пропорционального соотношения реального и фантастического цвета. Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым цвета забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, «звучащее» в соответствии с фоном, живет своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию.
-Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию.











-Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

-Слушают учителя, рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о просмотренных произведениях..
Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации.

Коммуникативные: слушают учителя, вступают в учебное сотрудничество.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству.







Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации, анализируют информацию.

Регулятивные: ориентируются в учебном пособии, принимают и сохраняют учебную задачу.



Коммуникативные: умеют излагать и аргументировать свое мнение, формулировать ответы на вопросы.

4.Физкультминутка (1 мин)
-Проводит физкультминутку.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
-Выполняют упражнения.
Личностные: положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью.

5.Творческая практическая деятельность (20мин).
-Какие русские народные сказки вы любите?
-Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать?
-Какое настроение вы хотите передать в рисунке?
-Каким способом этого можно достичь?







-Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
-Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы.
-Выполняют задание.
Познавательные: находят необходимую информацию из разных источников, наблюдают, осуществляют анализ информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному искусству.

6.Итоги урока.
Рефлексия (5мин).
В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам:
-Что нового вы узнали на уроке?
-С творчеством каких художников вы познакомились?
-Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников?
-Все ли вам удалось в этом задании?
-Что не удалось? Почему?
-Какое у вас сейчас настроение?
Рассматривают выполненные рисунки или композиции, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Регулятивные: оценивают работу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ т ответов одноклассников.

Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение.

7.Домашнее задание (2мин).
-Работа по учебнику с. 44-47
-Записывают домашнее задание.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

8.Организационный момент (1мин).
-Все встали.
-Урок окончен.
-Убирают рабочее место.
Коммуникативные.


15