Мастер — класс по проведению бинарных уроков

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР - КЛАССА
«Встречи с А.П. Чеховым в информационном центре»
Подготовили учителя МБОУ «Гимназия №2»: Мининбаева А.А.- учитель информатики и Ахмеджанова А.А. – учитель математики.
Урок посвящен великому писателю и драматургу.
Цели урока:
повторить материал темы “Системы счисления”,
знать определение и виды систем счисления,
уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.
Образовательные:
усвоение учащимися понятий системы счисления;
формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления, памяти, внимания;
формирование информационной культуры
Воспитательные:
воспитание самостоятельности;
повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: Урок повторения и обобщения.
Вид урока: Урок-викторина, выполняя различные задания, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством замечательного писателя и драматурга А.П. Чехова.
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Оборудование урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дидактический материал: дидактические карточки с заданием, программа электронного калькулятора NumLock Calculator, офисная программа MS PowerPoint, графический редактор Paint.
Персональные компьютеры.
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку
Жизнь Павла Чехова // Вокруг Чехова М., 1990
“Информатика 7-9” Угринович, Питер 2005 г.
План урока
Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.
Викторина - 20 мин.
Физминутка (гимнастика перед работой на компьютере)
Практическая работа на компьютере - 15 мин.
Подведение итогов урока - 3 мин.
Ход урока
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок не обычный, он посвящен основным моментам жизни и творчества этого писателя. А чтобы правильно определить, кто это, когда родился и чем занимался, какие произведения создал, вы должны выполнить разнообразные задания. Задания все направлены на формирование знаний, умений и навыков работы с системами счисления.
2. Викторина
Задание 1. Разминка (Устно)
Выберите правильное утверждение (слайд 2).
Система счисления:
– это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
– это набор цифр, стоящих на своем месте.
– это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью алфавита.
Ответы:
1 – А.П. Чехов
2 – М.Ю. Лермонтов
3 - А.С. Пушкин
Сегодня наш урок посвящен Чехову.
Тема урока: “Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова” (слайд 3).
Слайд 4. Эпиграф к уроку:
«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»
М. Горький
Прочитайте эпиграф еще раз, как вы думаете, о чем хотел сказать М. Горький в этих строках?
Ответы учащихся (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу)
Задание 2. Выполнив следующее задание, вы сможете определить дату рождения А. П. Чехова (индивидуальная письменная работа в тетради) (слайд 5).
Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.
Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.
11101
01
11101000100
Ответ:
10001=1*24 +0*23+0*22+0*21+1*20= 16+0+0+1=17
01=0*21+1*20=1
11101000100 = 1*210+1*29+1*28 +1*26+1*26+1*22= =1024+512+256+0+4 = 1860
(17 января 1860 год)
Задание 3. Выполнив следующее задание, мы узнаем, где писатель родился. (Слайд 7)
Выполните действие 11110+1001
Ответ переведите в десятичную систему счисления.
Ответы: 100111 (39).
1. Москва - 42
2. Таганрог - 39
3. Ленинград - 10011
Задание 4. Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья А.П. Чехова, вам необходимо решить уравнение. (Слайд 11)
Решите уравнение 12816=Х10. Число Х переведите в двоичную систему счисления.
Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296
Ответ: 100101000
Ответы:
а) рабочие - 11110000
б) дворяне - 1001110000
в) крестьяне – 100101000
Задание 5. Все мы знаем Чехова, как замечательного, пользующего успехом у читателей писателя. А вот в каком журнале впервые было опубликовано его первое печатное произведение вы узнаете только после выполнения следующего задания.(Слайд 13)

12
8
25
41
65
15
9
43

р
с
о
т
к
з
а
е

1000
101001
1100
101011
1000001
11001
1111
1001

Ответ: “Стрекоза”. (Слайд 14)
После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача , в больнице известного врача П.А. Архангельского.
А вот в каком городе вы узнаете, выполнив следующее задание.
Задание 6: Выполнить сложение 178 и 1716. Ответ перевести в двоичную систему. (Слайд 15)
Решение:
178= 1*81+7*80=15
1716= 1*161+7*160=23
15+23=38 (100110)

Ответы:
Воскресенск – 100110,
Звенигород - 100000,
Загорск - 1001001
Именно там, появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

Задание 7. Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит его сборник. А вот название этого сборника вы сможете узнать, выполнив следующее задание. (слайд 18)
«Пестрые рассказы»
Задание. Найти основание системы счисления, в котором справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.
24**1 + *235* = 116678
Решение
Ответ
1) p =9 - « Пестрые рассказы»
2) p =10 - «Каштанка»
3) p =8 – «Лошадиная фамилия»
Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.
4. Практическая работа на компьютере. Тестовая работа (групповая и работа в парах).

Заголовок 115