Внедрение здоровье сберегающих технологий


Содержание
Актуальность инновационной деятельности по реализации здоровье сберегающих технологий. стр. 2-4
Цель , задачи, основные направления инновационной деятельности. стр. 5
Классификация здоровье сберегающих технологий . стр. 5-8
Система работы по внедрению здоровье сберегающих технологий на уроках . стр. 9-14
Конспект урока по физической культуре стр. 14-18
Организация физкультурно-оздоровительной работы стр. 19-21
Исследование эффективности моих инноваций. стр. 22
Используемая литература. стр. 23-24
1.Актуальность инновационной деятельности по реализации здоровье сберегающих технологий
По оценкам современных научных исследований, более 80% детей дошкольного и младшего школьного возраста обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35% детей поставлены конкретные диагнозы. Ведущее место по распространенности занимают болезни нервной системы, костно-мышечной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы; аллергические реакции.
По результатам антропометрических исследований было выявлено, что значительное количество детей (до 60%) имеют функциональные отклонения, затрудняющие возможности развития в жизненно важных сферах - телесно-двигательной, когнитивной, социально-эмоциональной. Наиболее ярко такие ситуации проявляются к 6-8 годам, что обычно связано с существенным изменением привычных для ребенка условий - поступлением в школу и обучением в начальных классах.
Особую тревогу вызывает тот факт, что уровня школьной зрелости в 6-7-летнем возрасте достигают лишь 20-30% детей.
В ходе проводимых мною исследований, где были использованы метод наблюдения, беседы с родителями, было установлено следующее:20-25% характеризуется слабой концентрацией внимания, неусидчивостью, импульсивностью, отвлекаемостью, неумением сосредотачиваться и доводить до конца какие-либо задания даже при игре.
Готовность к школе, как известно, предполагает определенное качество нейро-психического развития, которое позволит обеспечить успешное овладение чтением, счетом, письмом, решением арифметических задач, т.е. навыками, отсутствующими в предшествующем опыте ребенка.
Функциональная незрелость и психосоциальная дисгармония проявляются у современных детей в виде следующих признаков:
нарушения внимания (снижения избирательности внимания, трудности его удерживания, частой отвлекаемости и т.д.), осложняющие развитие и формирование способности ребенка к произвольным действиям;
импульсивность (неравномерности динамической организации движения), осложняющая развитие социальных навыков и умений (способностей выслушать другого, вступить в контакт, договориться и т.д.) и процесс социализации в целом;
двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность, не соответствующая требованиям конкретной обстановки), осложняющая эмоциональный фон организации деятельности и формирование умений подчинять свои действия поставленной задаче;
недостаточная сформированность мелкой моторики и праксиса, осложняющая овладение письмом;
недостаточно сформированная координация движений (зрительно-пространственная координация; слухо- и речемоторные координации; удерживание равновесия; сохранение ритма и т.д.), осложняющая развитие предметного и символического зрительно-пространственного представления; прочность запечатления дифференцированных групп слухо-речевых следов; фонематического слуха; прочность запечатления слов, когда слово выступает не предметом запоминания, а предметом деятельности и т.д.;
несформированность организующей, регулирующей и контролирующей функций речи (трудности ориентировки и выполнения существенных признаков при анализе содержания серии картинок или текста), осложняющие развитие вербально-логического мышления как главнейшего механизма эффективной учебно-познавательной деятельности.
В результате мониторинга врачебного осмотра я сделала следующий вывод-ухудшается неврологический статус здоровья детей (25-30 %). У детей наблюдаются различные формы неврозов и невротических состояний, характеризующихся следующими проявлениями:
-121285251460повышенной возбудимостью (нервностью);
капризностью;
неустойчивым, легко меняющимся настроением;
заостренной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью;
ранимостью, склонностью легко расстраиваться, много волноваться;
плаксивостью;
неспособностью защищать себя;
боязливостью, пугливостью, неуверенностью в себе.
На заседаниях школьных и окружных методобъединений неоднократно обсуждалась тема психофизиологического состояния младших школьников.По результатам исследований и бесед установлено, более 60% детей 1-го класса общеобразовательных школ характеризуются подобным спектром отклонений в развитии. Поэтому даже самые обычные виды деятельности вызывают у них перенапряжение ряда психических систем, что приводит к адаптационным срывам организма и обострению имеющихся заболеваний, к снижению уровня обучаемости и в целом - к формированию «неуспешной личности» (М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, И.В. Дубровина, Д.А. Фарбер).
За время пребывания ребенка в школе его здоровье не улучшается, поэтому перед собой я вижу необходимость применения новых педагогических технологий, образовательно-оздоровительных программ, ориентированных на формирование у школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья. Поэтому данную тему считаю на сегодняшний день актуальной.
Уроки физической культуры я провожу сама, стараясь не только воспитать в детях нравственные, духовные качества, но и частично подготовить к жизни сильного, волевого, морально устойчивого человека.

2. Цель, задачи и основные направления инновационной деятельности.
Цель инновационной деятельности: проектирование на уроках физической культуры целостной системы психолого-педагогического сопровождения, которая обеспечивает развитие возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей школьников; сохранение и укрепление здоровья (всех и каждого) участников образовательного процесса.
Задачи инновационной деятельности
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Формирование у педагогов готовности к инновационной деятельности по реализации здоровье сберегающих образовательных программ и педагогических технологий.
Убеждение родителей в необходимости их полноправного участия в образовательном процессе.
Основные направления инновационной деятельности (педагогические пути достижения поставленной цели и решения задач):
Использование различных форм, методов проведения занятий, направленных на здоровье сбережение детей.
Функционирование в образовательном учреждении системы комплексного психолого- педагогического мониторинга.
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, реализации их индивидуально-личностного потенциала.
Ожидаемые результаты инновационной деятельности
Улучшение состояния здоровья детей.
Сформированность у учащихся навыков здорового образа жизни.
Осознание родителями необходимости тесного взаимодействия со школой и вливания их в школьную среду.
3. Классификация здоровье сберегающих технологий
Несомненно, что основная задача школы - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению.
Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность учителями здоровье сберегающих образовательных технологий.
Здоровье сберегающие технологии предполагают, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся .
Среди здоровье сберегающих технологий , применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, a соответственно, и разные методы и формы работы (рис. 1).
Лечебно-оздоровительные технологии
Учебно-воспитательные технологии
Психолого-педагогические технологии
Организационно-
педагогические технологии
Здоровье сберегающие образовательные технологии
Экологические здоровье сберегающие технологии
Физкультурно-оздоровительные технологии
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Медико-гигиенические технологии
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и воспитание детей: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. Они реализуются не только на уроках физкультуры, но и на других занятиях, включая внеурочную деятельность и тесную работу с родителями.


Групповое занятие «В здоровом теле-здоровый дух!»


«Рисуем СПОРТ…»
4.Система работы по внедрению здоровье сберегающих технологий на уроках .В основу организации работы по формированию единого здоровье сберегающего образовательного пространства легли 6 блоков деятельности: 1) медико-гигиенический; 2) организационно-методический; 3) питание; 4) социально-психологический; 5) физкультурно-оздоровительный; 6) внеурочная работа с учащимися и родителями (рис. 2).
Медико-гигиенический
Организационно-методический
Физкуль
турно-оздоровительный
школа

Социально-психологический
Питание


Внеурочная работа с учащимися и родителями

Рис. 2
Остановимся на физкультурно-оздоровительном блоке, которому я посвятила данную работу.
Двигательная активность учащихся организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
1. «Большие формы занятий» - уроки физкультуры и работа спортивных секций во внеурочное время
занятия ритмикой ;

- проведение Дней здоровья;


проведение экскурсий и прогулок-походов в природу ;
участие в соревнованиях .


2. «Малые формы», вводимые в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение всего времени обучения:
ежедневная утренняя зарядка (5-6 минут);
физкультминутки на уроках (2-3 минуты). В течение урока проводится 1-2 физкультминутки;
подвижные игры на малых переменах;
уроки Здоровья;
спортивный час в ГПД;
27031952767965
Игры на свежем воздухе
«Вместе играем, друг другу сопереживаем»

анализ уроков с позиции здоровье сбережения.
посещение сенсорной комнаты

«Минутка релаксации» в сенсорной комнате
Используемый мной материал помогает повысить двигательную активность детей в течение всего дня, создать позитивную эмоциональную атмосферу пребывания ребенка в школе. Кроме того данные занятия рекомендую использовать родителям при организации двигательного режима детей дома.
5.Конспект урока по физической культуре
Тема урока: "Подвижные игры с элементами баскетбола"
Цель урока: повторить и закрепить ранее изученный материал по баскетболу.
Задачи урока:
1. Совершенствование техники владения, ведения мяча и броска в кольцо.
2. Формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц.
3. Воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства товарищества.
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность урока: 40 мин.
Оборудование и инвентарь: магнитофон, мяч волейбольный(2 шт.),, мяч баскетбольный (2 шт.) обруч (6 шт.).
I. Вводно-подготовительная часть
Упр. 1. Ходьба:
- без задания - 16 шагов;
- на носках, руки вверх - 8 шагов;
- на пятках, руки на пояс - 8 шагов;
- на внешнем своде стопы, подогнув пальцы, руки в стороны - 8 шагов;
- спиной вперед - 8 шагов.
Дозировка: рекомендуется повторить все задания, начиная с 1-го, два раза.
Методические рекомендации. При выполнении ходьбы спину держать ровно, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, прямые руки вверх, тянуться за руками. При выполнении ходьбы на пятках таз не отставлять, шаги небольшие, ноги ставить мягко, не топать, локти точно в стороны, плечи назад. При выполнении ходьбы на внешнем своде стопы хорошо подогнуть пальцы, таз не отставлять, руки прямые, точно в стороны. При выполнении ходьбы спиной вперед корпус не разворачивать, следить за координированной работой рук и ног.
Упр. 2. Бег:
- без задания;
- змейкой между кеглями;
- по скамье
- с изменением направления по сигналу.
Методические рекомендации. Дети выполняют бег за направляющим в среднем темпе. Смену направления движения выполнять после того, как смолкнет музыка. Дети должны остановиться, выполнить три хлопка в ладоши, сопровождая хлопки счетом, развернуться в обратную сторону и продолжить бег после первого такта музыкального произведения. Выполнив бег, дети переходят на ходьбу для восстановления деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
II. Основная часть
Упр. 3. И.п. - стойка, руки в стороны.
1 - поднять правую ногу, согнутую в колене, ладонь левой руки к правому колену;
2 - и.п.;
3 - поднять левую ногу, согнутую в колене, ладонь правой руки к левому колену.
Методические рекомендации. Руки прямые, колени поднимать как можно выше, носок тянуть, опорную ногу не сгибать, спину держать ровно, смотреть прямо.
Упр. 4. И.п. - стойка, руки к плечам.
1-8 - 4 круговых движения в плечевом суставе вперед;
9-16 - 4 круговых движения в плечевом суставе назад.
Методические рекомендации. При выполнении упражнения спину держать прямо. Круговые движения в плечевых суставах выполнять спокойно, без рывков, с полной амплитудой.
Упр. 5. И.п. - полуприсед, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.
1 - выпрямляя ноги, наклон туловища вправо, руки вверх, разжать пальцы;
2 - и.п.;
3 - то же, что счет 1, наклон туловища влево;
4 - и.п.
Методические рекомендации. В и.п. ягодицы напрячь, таз чуть подать вперед, плечи назад. Выпрямляя руки, пальцы разжимать с силой, тянуться за руками, смотреть прямо.

Упр. 6. «Ванька-встанька». И.п. - стойка ноги врозь (стопы на ширине плеч), руки в стороны.
1 - наклон вниз, ладонью правой руки коснуться тыльной поверхности левой стопы, левая рука в сторону, смотреть на кончики пальцев правой руки;
2 - и.п.;
3 - наклон вниз, ладонью левой руки коснуться тыльной поверхности правой стопы, правая рука в сторону, смотреть на кончики пальцев левой руки;
4 - и.п.
Методические рекомендации. В и.п. спина прямая, плечи назад, ягодицы напряжены, ноги прямые, стопы параллельны друг другу, руки точно в стороны, параллельно полу, ладони вниз. Выполняя наклоны, спину не прогибать, голову держать ровно, ноги не сгибать.
Упр. 7. И.п. - стоя на коленях, руки за голову.
1-2 - поворот туловища вправо, руки в стороны, коснуться ладонью правой руки пятки левой ноги;
3-4 - и.п.;
5-6 - поворот туловища влево, руки в стороны, коснуться ладонью левой руки пятки правой ноги;
7-8 - и.п.
Методические рекомендации. В и.п. спину держать ровно, колени и пятки вместе, ягодичные мышцы напрячь. Выполняя поворот туловища вправо (влево) таз чуть подать вперед, прямые руки развести в стороны, ладони вниз. При повороте туловища вправо смотреть на правую руку, влево - на левую руку.
Упр. 8. И.п. - сидя, скрестив ноги впереди (поза «полулотоса»), руки на пояс.
Вдох;
1-2 - скруглить спину, плечи и локти вперед, голову на грудь, выдох;
3-4 - и.п., вдох;
5-6 - прогнуть спину, плечи и локти назад, голову слегка приподнять вверх, выдох;
7-8 - и.п., вдох.
Методические рекомендации. В и.п. спину держать ровно. При выполнении упражнения дыхание не задерживать, дышать ровно и спокойно. Упражнение выполняется плавно.
Упр. 9. И.п. - сед на пятках, руки за голову.
1-2 - встать на колени, руки вверх, смотреть на кончики пальцев рук;
3-4 - и.п.;
5-6 - наклон туловища вперед-вниз, лбом коснуться коленей, руки за голову;
7-8 - и.п.
Методические рекомендации. В и.п. спина прямая, таз слегка наклонить вперед, пятки держать вместе. Локти развести точно в стороны, голову не опускать. Выпрямляя руки вверх, встать на колени, обязательно потянуться за руками, задержать взгляд на кончиках пальцев, сохраняя равновесие. Медленно, спокойно сесть на пятки, вернуться в и.п. Наклон туловища выполнять с прямой спиной, локти точно в стороны.
Упр. 10. И.п. - сидя, упор сзади, ноги согнуты.
1-2 - поднять таз, смотреть на колени;
3-4 - и.п.
Методические рекомендации. В и. п. ноги согнуты, стопы на полу параллельно друг другу. Спина прямая, плечи не поднимать, ладони прижать к полу, пальцы рук направить назад. Опираясь на прямые руки и стопы, поднять таз вверх, чтобы туловище было параллельно полу. Голову назад не наклонять, смотреть на колени, удерживать равновесие. Медленно, спокойно вернуться в исходное положение.
Упр. 11. И.п. - стойка, руки на пояс.
1-8 - 8 прыжков на правой ноге с поворотом на 3600 вправо;
9-16 - 8 прыжков на левой ноге с поворотом на 3600 влево;
Методические рекомендации. Прыжки выполнять легко, приземляться на носок с последующим перекатом на всю стопу. После прыжков дети перейти на ходьбу для восстановления деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Упр. 12. Подвижная игра «Эстафета». Дети строятся в две колонны перед линией (например, скакалкой), гимнастический мяч у детей, стоящих в колонне первыми. На стене напротив команд повесить баскетбольные кольца на высоте вытянутых вверх рук детей. По команде дети, стоящие первыми, бегут к кольцам, выполняя отбивы мяча от пола двумя (правой, левой) руками, бросают в них мяч, ловят его после отскока от пола, зажимают коленями и, выполняя прыжки на двух ногах, возвращаются, отдают мяч следующему участнику, встают в конец команды. Побеждает команда, в которой дети быстро и правильно выполнят предложенное задание, т. е., мяч быстрее окажется у первого участника.


III. Заключительная часть
Упр. 13. И.п. - о.с.
1-2 - встать на носки, руки вперед-вверх, смотреть на кончики пальцев, вдох;
3-4 - опуститься на полную стопу, руки за голову, выдох;
5- 6 - встать на носки, руки вверх, смотреть на кончики пальцев, вдох;
7-8 - опуститься на полную стопу, руки вперед-вниз, и.п., выдох.
Методические рекомендации. Упражнение выполнять спокойно, в медленном темпе. Поднимаясь на носки, ноги не сгибать, пятки поднять как можно выше, т.е. встать на высокие полупальцы. Руки прямые, тянуться за кончиками пальцев. С носков на стопу опускаться мягко, следить за дыханием.
Подведение итогов, выставление оценок.
6.Организация физкультурно-оздоровительной работы
№ п/п Направление Содержание Ответственный,
должность Сроки
Спортивное Участие в Спартакиаде школьников.
Работа спортивных секций при МКОУ Бутурлиновская СОШ № 1: волейбол, футбол, ритмика. Социальный педагог.
Учитель физкультуры.
В течение года
Физкультурно-оздоровительное
Работа с ослабленными учащимися посредством индивидуальных занятий.
Разработка комплексов упражнений для детей с нарушением осанки, плоскостопия; снятие утомления зрения на уроке.
Консультации с родителями учащихся Учитель физкультуры.
Учитель физкультуры.
Врач В течение года
Занятия в группе продленного дня.
Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Проведение физкультурных минуток на уроках и динамических пауз, подвижных игр - на переменах.
Посещение сенсорной комнаты. Учителя физкультуры, классные руководители.
Социальный педагог.
В течение года
Физкультурно-массовое Спортивные праздники «Дни здоровья», «Веселые старты».
Совместные соревнования учащихся и учителей
Соревнования, совместные с родителями «Мама, папа, я-спортивная семья» Учителя В течение года
В летний период на базе МКОУ Бутурлиновская СОШ № 1 организован детский оздоровительный лагерь дневного пребывания.
Являясь начальником лагеря, я разработала план работы, в который входили мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Режим дня был разработан согласно цели пребывания детей в лагере. Ежедневно были проведены такие мероприятия, как «Минутка закаливания», «Час Витаминки», «Спортивный час», которые не только были оздоровительными, но и пропагандировали здоровый образ жизни.
lefttop

Спортивный час
lefttop


Начальник лагеря Лепехина Н.А. вручает грамоты.

Закрытие лагерной смены
7.Исследование эффективности моих инноваций
В ходе исследовательской работы среди родителей было проведено анкетирование с целью выявления компетентности родителей в области внедрения здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
1. Как вы относитесь к использованию здоровье сберегающих технологий в школе?  положительно 100 %
отрицательно  -
2. Достаточно ли оздоровительных мероприятий проводится в школе, классе?
  достаточно 98%
недостаточно 2 %
3. Как Вы считаете, достаточно ли учитель вовлекает родителей в школьное пространство?
достаточно 97 %
недостаточно 3 %
 
4. Как Вы относитесь к тому, что ваши дети вовлечены во внеурочную деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни?  положительно 100 %
отрицательно -
 
5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок   принимал участие в оздоровительных мероприятиях?  да 100 %
  нет -
 Впоследствии мониторинга своей деятельности я сделала вывод, что на сегодняшний день моя тема актуальна и я планирую продолжить над ней работу, используя различные методы исследований.(тестирование, индивидуальные и коллективные беседы, наблюдение, эксперимент)
8.Используемая литература
1. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках: Утверждена Министерством Просвещения РСФСР 30 августа 1955 года // Детские образовательные учреждения. Управление. - 2003.- № 1.
2. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. - 2003.-№9. (Официальные документы Минобразования России).
Научная и учебная литература:
1. Валеологические и культурологические основы Петербургской школы: На путях к школе здоровья / Авт. - сост. Е.А. Демин. - СПб.: Петроградский и К, 1995.
2. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
3. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов / Под ред. Л.А. Шеплягиной. - 2-е изд., испр. -Ярославль: Аверс, 2003.
4. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
Периодическая печать:
1. Ананьев В.А. Психология здоровья - как новая отрасль человекознания / В.А. Ананьев // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 1998.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья.- 2000.- № 2.
3. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2001.-№1.
4. Гордеева А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья / А.В. Гордеева // Школа. - 2002.- № 2.
5. Давиденко Д. Основы здорового образа жизни / Д. Давиденко, В. Петленко // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003.- № 4.
6. Давиденко Д. Формулы здоровья / Д. Давиденко // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003.- № 9.
7. Дерябо С. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: Методика измерения / С. Дерябо // Директор школы. - 1999.- № 2.- (Валеология).
8. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство / Е.Н. Дзятковская // Педагогическое образование и наука. -2002.-№ 3.
9. Ежова Ф.Н. «За здоровый образ жизни»: Валеология в школе / Ф.Н. Ежова //Биология в школе. - 1999.- № 2.
10. Калугина Т.Г. Концептуальные основы здоровье развивающего сопровождения образовательного процесса: Физическая культура. Валеология / Т.Г. Калугина // Образование. - 2001.- № 2.
11. Колесов Д.В. Здоровье через образование / Д.В. Колесов // Биология в школе, - 2000.- № 2.- (Валеология).
12. Мурашов В.И. Философия здоровья / В.И. Мурашов // Школа духовности. - 2002.- № 3.
13. Образовательная программа по направлению инновационной деятельности «Технология педагогики «здоровья» // Управление школой «1сент.».- 2003.-№40.
14. Обухова Л.А. Уроки здоровья / Л.А. Обухова // Начальная школа.-2002.
15. Пищик A.M. Архитектоника школьного здоровьесбережения / A.M. Пищик // Перемены. - 2002.-