Презентация к мастер-классу Использование структурно-логических схем в обучении детей с нарушенным слухом


Использование структурно-логических схем в обучении детей с нарушенным слухом Мастер-класс учителя химии и биологии КОУ ИШИ для обучающихся с ОВЗСвятченко М.А. * * * * «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать но нужно принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать.» Ян Амос Коменский * Эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса (модерация), основана на использовании активных методов обучения . При выборе активных методов обучения необходимо иметь ввиду, что они требуют большего количества времени и нельзя строить весь учебный процесс на них, надо чередовать их с традиционными методами обучения! * Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока, можно достичь с использование в процессе обучения структурно-логической технологии (технология структурно-логических схем) * Цели и методы применения технологии Методическая система основана на использовании системы опорного конспекта при обучении биологии Цель:Формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать учебный материали применять полученные знания на практике Сущность метода: Введение общих (урочных) и частных(фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);актуализация межпредметных и внутрипредметных связей;изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;использование дифференцированного подхода * Преимущества опорных СЛС Активизацияпамяти Развитиелогическогомышления Развитиетворчества Развитиекоммуника-тивнойкомпетенции Анализтекста Самоконтроль опорная система Помощь в подготовкедомашнегозадания Экономиявремени Гуманизмобучения Использованиемульти-медийныхтехнологий * Таблицы Опорные схемы уроков Схемы Обобщающие Сравнительные На урок На тему Фрагментарные На урок Использование: при изучении нового материала при контроле знаний в качестве домашнего задания Виды опорных систем, используемые на уроках Что такое «схема»? Схема— в теории познания и логике термин, служащий для обозначения образца некоторой операции, принципа порождения нового. Значение слова «Схема» направляет понимание в область зрительного восприятия. * * Схемы на уроке химии * Составление схем учащимися 6 класса на уроке биологии Рассказ по СЛС на уроке биологии в 8 классе * Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 6-7 класса) Внимательно прочитайте текст.Выпиши самые главные слова. Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выписанных слов.Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией.Прочтите схему. * Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 8-10 класса) Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.Выделите главные и второстепенные факты и явления, выпишите их.Установите логические связи между явлениями.Прочтите схему. * Фрагмент урока по теме «Фотосинтез» для обучающихся с нарушенным слухом * 1. Иллюстрация процесса Что изображено на рисунке? I.Ознакомление с процессом фотосинтеза * 2. Иллюстрация сопровождается анализом стихотворения: * 3.Определение понятия (чтение и запись в тетрадь): фотосинтез – это процесс образования органических веществ (крахмала, сахара) из неорганических (углекислого газа и воды) в хлоропластах зелёных листьев, с использованием солнечного света. 4.Составление схемы процесса фотосинтеза по рисунку и определению понятия: * II. Первичное закрепление новых знаний по разным схемам процесса фотосинтеза III. Контроль усвоения новых знаний (задания на выбор) 1-й вариант: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод * Вопросы для сравнения Фотосинтез Дыхание В какое время суток происходит? Какой газ поглощается? Какой газ выделяется? Поглощается или выделяется тепло (энергия)? В каких клетках происходит? Образуется или разрушается органическое вещество? * 2-й вариант * * Рефлексия Составьте синквейн к изученному природному явлениюСхема составления синквейна:название темы – одно существительноеописание темы – два прилагательныхописание действия- 3 глаголаотношение к теме - четыре словасуть темы – одно слово * Домашнее задание (на выбор): 1-й вариант: нарисуй процесс фотосинтеза по структурно-логической схеме.2-й вариант: по рисунку составь словесную СЛС и письменно опиши данное природное явление (6−7 предложений).Словарь основных глаголов, используемых в тексте: содержат, поглощаю(е)т, поступает, образую(е)тся, выделяе(ю)тся, называют, протекает, используе(ю)тся, запасае(ю)тся * * 3-й вариант: по рисунку или по СЛС заполни пропуски в скрытом словесном тексте.Пример скрытого текста «Фотосинтез»Ли…я з….ых р….ний содержат хл…..асты. Из ат…ры листьями ра….ий поглощается уг…..лый газ. Из п..вы в листья поступает в..а. В хл……..ах из угл…..ого газа и воды образуются ор….ческие в…ства и выделяется …..род. Этот процесс называют фо….ез. Фо….ез протекает под действием св..а. К….род поступает в ат…..ру и используется жи..ми ор……ами для д…..я. Орг……кие вещества за…..тся в пл..ах и тканях растений. * ВЫВОД: структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся восприятие,воображение,память,представление,мышление можно решить следующие задачи в учебной деятельности: Осмысленное усвоение понятий; Получение осмысленных знаний. Развитие различных видов мышления. Повышение интеллектуально – творческого потенциала * * * Уважаемые коллеги!Поняв принцип построения структурно-логических схем, научившись систематизировать и обобщать свои знания, учащиеся смогут переработать любую информацию в удобные для усвоения блоки и модули, что будет способствовать формированию у них глубоких знаний по биологии, химии и другим школьным предметам. Успехов, творчества и профессионального совершенства!