РОД.СОБРАНИЕ(Насилие в семье над детьми)



РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ - ТОЛЬКО СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО?

Подготовительная работа
Индивидуальная работа классного руководителя с различными источниками по теме собрания.
Анкетирование учащихся по проблеме насилия.
Анкетирование родителей по проблеме насилия среди учащихся.
Предварительная беседа с психологом, социальным педагогом по теме собрания.

АНКЕТЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Продолжите фразу: "семья без насилия - это..."
Примерные ответы (высказывания детей можно поместить на доску)
1. Когда тебя любят
2. Когда тебя не бьют
3.Вы представить себе не можешь, как это ужасно, когда тебя полностью контролируют
4. Не подавляют твою личность
5. Ребенок и родитель имеют равные права
6. Если бы люди больше друг друга любили, они бы меньше друг в друга стреляли.
7. Насилие не лечит старых ран, но открывает новые.
8. Насилием ничего нельзя добиться, независимо от того, к кому вы его применяете.
9. Насилие последний аргумент дурака.
10. Домашнее насилие причиняет боль, которая гораздо сильнее, чем видимые отметины синяков и шрамов.
11. Кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет.
12. Насилие последнее, к чему я прибегаю.
13. Насилие в семье это молчаливый убийца.

АНКЕТА
«Насилие и дети»
(данные анкеты можно использовать для родительского собрания)
Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?
Да физическое;
эмоциональное;
сексуальное
Нет
Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе со стороны учителей?
Да физическое;
эмоциональное;
сексуальное
Нет
Испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома?
Да физическое;
эмоциональное;
сексуальное
Нет
Пытались ли вы защитить себя?
Да
Нет
Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над собой?
Друзьям
Родителям
Учителю
Брату или сестре
Психологу в школе
Социальному педагогу в школе
Медицинскому работнику школы
Никому
Затрудняюсь ответить

Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся
(данные анкеты можно использовать для родительского собрания)

Согласны ли Вы, что проблема насилия существует:
Да
Нет
С какими видами насилия сталкивался ваш ребенок?
а)физическое,
б)психологическое,
в)сексуальное,
г)экономическое,
д)свой вариант.
Обсуждают ли проблемы насилия в Вашей семье?
Да
Нет
В чем Вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?
Какие варианты решений проблемы по преодолению насилия в школе Вы предлагаете:
обсуждение в классе проблем насилия;
ужесточение дисциплины в школе;
улучшение контроля и надзора;
свой вариант.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ - ТОЛЬКО СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО?
Задачи собрания:
Показать родителям актуальность обсуждаемой проблемы;
Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия;
Убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;
Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций

Чтобы прожить вместе всю жизнь
и при этом ухитриться друг другу
до смерти не надоесть,
необходим талант, и немалый.
Р. Стивенсон

ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, психологического и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Наша жизнь полна насилия. Оно проявляется во многом. Рукоприкладство, издевательство над людьми – вот некоторые проявления насилия. Очень часто страдают от разных ситуаций дети – безобидные существа. В средствах массовой информации много говорят о проявлениях насилия в семье, где жертвами агрессии, как правило, становятся самые незащищённые: женщины и дети.
Было бы неправильно думать, что семейное насилие беда такой ячейки общества. Из семьи оно выплескивается на улицы, а подросшие дети, становясь мужьями и женами, копируют отцов и матерей, демонстрируя как жестокость, так и безропотность с терпением.
Можно выделить пять основных форм насильственных действий, составляющих природу семейного насилия:
Физическое насилие (плевки, толчки, хватания, бросание, нанесение ударов ладонью/кулаком/посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов а также контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи).
Сексуальное насилие (постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование), принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форме, принуждение к половым отношениям в присутствии других людей, принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицами, причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера).
Психологическое насилие (вербальные оскорбления, шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам с целью установления контроля над партнером, угрозы насилия по отношению к себе, партнеру или другим лицам, запугивание насилием над домашними животными или разрушение предметов собственности, принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий).
Экономическое насилие (отказ в содержании детей, утаивание доходов, единоличное принятие большинства финансовых решений и единоличная трата семейных денег).
Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой (использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми, использование предоставления или лишение возможности свидания с ребенком для контроля над взрослой жертвой).
Сегодня семья играет важнейшую роль в формировании человека, личности, индивидуальности. Сегодня очень важную роль играет семья в обществе и в государстве, как одной большой семье, которая создает единую гармоническую систему в пространственно-временных отношениях. Наверное, в этой жизни есть какие-то вечные ценности, которые формируют всю историческую цельность, всю историческую реальность. Семья – как надежда мира, как надежда на эффективное и эффектное существование мира. Что еще может быть более важным в этой жизни? Что, если не семья? Кто, если не мать и отец? Думаю, что ничего более ценного не существует в этой жизни, а если и существует, то это за гранью понимания.
Можно ли воспитывать ребенка без жестокости и насилия? Можно ли делать какие-либо другие действия по развитию и воспитанию ребенка, чтобы это не мешало его личностному росту? Сегодня это более чем реально. Но почему тогда в нашем обществе сохраняется тенденция к развитию отношений, когда в любой оплошности обвиняют именно ребенка? Когда любое действие ребенка рассматривается как приговор к самому себе? Когда ребенок вовсе не понимает, что он делает в семье, и какова роль семьи в развитии ребенка? Порой на все эти вопросы невозможно ответить, т.к. все упирается в вечные дилеммы и проблемы выбора. На эти вопросы невозможно ответить утвердительно да или нет. На эти вопросы никогда нельзя дать абсолютно точный ответ, по той причине, что народ, общество человек сделал выбор в другую пользу. В другую сторону. Ценности меняются относительного того периода времени, в котором мы живем. Но есть как раз самые дорогие, важные бесценные вещи, идеи, которые будут соединять вечно нас в прошлом настоящем и будущем. Этой идеей является семья.
Ребенок – как растущий организм, как надежда мира, не то что бы обязан, но ему следует жить в таких условиях и воспитываться только в атмосфере добра, искренности, справедливости, в состоянии душевного равновесия. Это ли не является главной опорой общества, государства, мира? Дети – это уже взрослые, которые через несколько шагов приблизятся к бесконечной рутинной работе, к вечным заботам и суете. Но только семья, только родители способны навести ребенка на верный путь, на правильный выбор. Хотя, что сегодня есть хорошо, а есть плохо? Да, конечно, общество выработало какие-то общие концепции в развитии морали, правил этики и устоев, но это ли должно двигать человеческим прогрессом и душой ребенка? В моем понимании сегодня, чтобы над ребенком не было насилия, чтобы ребенка любили и понимали, чтобы любовь была вечной и самой теплой необходимы только 3 вещи: уметь любить, уметь познавать культуру и все ее богатство, которое было накоплено за исторический процесс и уметь делать правильный выбор. А уметь делать правильный выбор возможно только через осознания себя в культуре, через понимание своего места в эпохе и представления о том, что можно и нужно оставить после себя.
Никакая жестокость не даст таких результатов, как любовь искренность и великодушие. А насилие проявляют только слабые люди и никакой закон не поможет исправить ситуацию если не придет осознание и понимание того, что только я могу любить своего сына и дочь, что мир тоже будет любить, если буду любить я. А доводы следующего типа: «Меня сын вообще не слушается», «Он мне надоел», «Он вообще ничего не понимает» сродни бессилию, которое проявляется только из-за отсутствия любви.
Люди до сих пор руководствуются стереотипами и предпочитают другую модель воспитания детей, при которой шлепки, подзатыльники, унижения и крики считаются нормой. Применяя эту модель воспитания, родители используют для своего оправдания следующие стереотипы:
«Настоящего мужчину нельзя воспитать без побоев».
«Если мы перестанем бить детей, то государство скоро сможет их у нас забирать за каждую мелкую оплошность».
«Государство не должно лезть в мою семью».
«Я лучше психологов и государства знаю, как воспитывать ребенка».
«Я не могу справиться с ребенком без криков и шлепков».
«Мой ребенок по-другому не понимает».
«Иначе ребенок меня не слушается».
«Я не знаю, как своего ребенка воспитывать по-другому».
«Если и я его не буду бить, мой ребенок вырастет неуправляемый».
«Меня в детстве били, и я вырос нормальным».
«Борьбу с домашним насилием придумали американцы, чтобы забирать наших детей на органы».
Известно, что способы воспитания детей устойчиво передаются из поколения в поколение, так как дети, вырастая, усваивают те воспитательные приемы и меры, которые применяли к ним их родители. Опрос подтвердил: те, кого в детстве родители часто наказывали, склонны воспроизводить эту традицию. Особо ярко это проявляется среди родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Чем чаще наказывали ребенка в детстве, тем шире, по его мнению, распространено телесное наказание в современном обществе, тем оно более допустимо и оправдано разными обстоятельствами. Те же, кого в детстве не наказывали, более уверенно говорят о неприемлемости физических воздействий на детей. Значит, у их детей больше шансов на спокойное и радостное детство. Но, конечно, отношения родителей и детей зависят не только от семейных традиций. Ведь семья уязвима перед внешними источниками стрессов, перед многочисленными рисками современного общества.
Страшнее самого насилия его последствия!
Согласно результатам исследования, маленькие дети чаще подвергаются бытовому насилию, чем подростки. Это влияет на их умственное и эмоциональное развитие.
Когда они становятся старше, у них возникают проблемы в школе, им труднее сходиться со сверстниками, они страдают от депрессий, повышенной возбудимости и других нарушений психики.
Среди таких детей чаще встречаются случаи алкоголизма и наркомании, подростковой преступности.
Многие травмированные дети склонны обвинять в случившемся себя самих. Взятие ответственности на себя в этом случае позволяет компенсировать (или заместить) чувство беспомощности иллюзией потенциального контроля.
Самым тяжелым последствием насилия является повторное переживание травматических событий поведенческий паттерн, который заключается в том, что неосознанно индивид стремится к участию в ситуациях, которые сходны с начальным травматическим событием в целом или каким-то его аспектом.
Дети, которые живут в семьях с бытовым насилием, ведут себя более агрессивно. Причиненное насилие порождает ответное, круг замыкается. Дети, не понимая, за что их «наказывают», начинают считать такое поведение нормой общения, причиняя зло уже своим сверстникам и тем, кто младше.
Однако не только прямое насилие влияет на неустойчивую пока детскую психику, но и косвенное. Когда дети сами не подвергаются избиениям или сексуальным домогательствам, но видят такое поведение среди родственников, с которыми проживают, это влияет на их психическое и психологическое здоровье не меньше. Таким образом, можно сказать, что склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение.
Всегда есть способ бороться. Главное, заметить его насилие, а не прятать голову в песок. Ведь мы люди, а не страусы. И должны помогать тем, кто не в состоянии решать проблему сам. Хотя бы детям.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое, но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без униженного человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Памятка для родителей
Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участие взрослых членов семьи к детям.
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребенка.
Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребенку в воспитании братьев наших меньших.
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьешься больше, чем грубой силой».

Полезная литература
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
Виттингтон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б.. Мир начинается с меня. М, 1993.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1985.
Корчак Я. Как любить ребенка, 1990.
Макаренко А.С. Книга для родителей. Л., 1981.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
Помощь родителям в воспитании детей/ Общая ред. и предисл. В.Я. Пиллиповского. М., 1992.
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Олиференко Л.Я.. Иванова Н.А., Демьяненко И.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.
Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. М., 1992.
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009
Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.
С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.


15