Презентация на тему Структура урока математики в рамках деятельностного подхода


Структура урока математики в рамках деятельностного подходаСитдикова Галия ХалиловнаМБОУ Нижнесуньская СОШ Подготовка места для нового элемента системы.Построение нового элемента и установление первичных связей с элементами системы.Коррекция нового элемента.Установление связей между новыми и исходными элементами.Коррекция и контроль деятельностной системы. Последовательность процесса реализации технологии деятельностного подхода на уроках математики: Развивающая цель: формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. То есть, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.Обучающая цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Урок рефлексии. Развивающая цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.Обучающая цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий. Урок общеметодологической направленности Развивающая цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Обучающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.Механизм деятельности по контролю предполагает:Предъявление контролируемого варианта.Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии.Сопоставление проверяемого варианта с эталоном.Оценка результата сопоставления варианта с эталоном в соответствии с заранее обоснованными критериями. Урок развивающего контроля Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок открытия нового знания Этап мотивирования к учебной деятельностиэтап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельностиэтап первичного закрепления во внешней речиэтап самостоятельной работы с самопроверкой по эталонуэтап включения в систему знаний и повторенияэтап рефлексии деятельности Структура уроков открытия нового знания: Актуализировать требования к учащемуся со стороны учебной деятельности «надо»создать условия для возникновения внутренней потребности «хочу»,исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого, создать основу для «могу».Результат данного этапа – положительное самоопределение каждого учащегося.Время этапа: 1 – 2 минуты. Цель этапа мотивирования к учебной деятельности – включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. воспроизвели ЗУН, достаточные для построения нового способа действий,активизация соответствующих мыслительных операций: внимание, память и т.д.попытались выявить индивидуальное задание, требующее нового способа действия,зафиксировали возникшие затрудненияВремя этапа: 5 – 6 минут. Цель этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности – подготовка мышления учащихся и создание их потребности к построению нового способа действий. соотнесли свои действия с используемым способом и выявили место затруднения,выявили и зафиксировали в речи причину затруднений, то есть ответили на вопрос «Почему оно возникло?»Продолжительность этапа: 4 – 5 минут. Цель этапа выявления места и причины затруднения – выявление места затруднения, его причины. Ставят цель,Согласовывают тему урока,Выбирают способ,Строят план достижения цели,Определяют средства, алгоритмы, модели и т.д.Продолжительность этапа: 3 – 4 минут. Цель этапа построения проекта выхода из затруднения- обдумывание проекта будущих действий(цель и тема, способ, план, средство). выбрали метод построения нового способа действий – метод дополнения или метод уточнения,выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи – определение понятия, свойство, алгоритм,на основе выбранного метода выдвигали и обосновывали гипотезы,использовали предметные действия с моделями, схемами и т.д.зафиксировали новый способ действия в речи и знаково,преодолели возникшие затруднения с помощью нового способа действий.Продолжительность этапа: 7 – 8 минут. Цель этапа реализация построенного проекта - построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. решение типовых заданий с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства и т.д.Продолжительность этапа 4 – 5 минут. Результат – решенные с комментированием типовые задания на новый способ действия. Цель этапа первичного закрепления во внешней речи – усвоение учащимися нового способа действий. организовать самостоятельную работу на новый способ действий,организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону,создать ситуацию успеха,предоставить для допустивших ошибки возможность для выявления ошибок и их исправления.Продолжительность этапа 4 – 5 минут. Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – интериоризация нового способа действия. предлагать учащимся задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным:системно включать задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированных способностей,на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующих тем.Продолжительность этапа: 7 – 8 минут. Цель этапа включения в систему знаний и повторения - включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. организовать рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке,учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности их поставленной цели,планируется дальнейшая деятельность, и определяются задания для самоподготовки (домашние задания с элементами выбора, творчества).Продолжительность этапа: 2 – 3 минуты. Цель этапа рефлексии деятельности – самооценка результатов деятельности Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания. Выделить и сформулировать новое знание.Смоделировать способ открытия нового знания.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.Определить необходимые ЗУН и способы их повторения.Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам).Смоделировать затруднение и способ его фиксацииСформулировать метод решения учебной задачи.Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов урока. 9.Составить самостоятельную работу и эталон для самопроверки.10.Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.11.Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения.12.Продумать форму организации этапа рефлексии.13.Прописать план-конспект урока.14.Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.15.Внести коррективы в план – конспект. Этап самоопределения к деятельности.Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.Этап локализации затруднений.Этап построения проекта выхода из затруднений.Этап обобщения затруднений во внешней речи.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Этап включения в систему знаний и повторения.Этап рефлексии деятельности.фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности, а не в решении задач. Структура урока рефлексии. Создать условия для «хочу».Создать условия для «могу».Определить основную цель урока.Длительность этапа 1 – 2 минуты. Цель этапа самоопределения к деятельности – включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивных действий учащихся,Активизировать соответствующие мыслительные операции: память, внимание и т.д.Зафиксировать используемые способы действий в буквах,Организовать самостоятельную работу (самостоятельную работу),Организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов, (без исправления своих ошибок).Продолжительность этапа 8 – 12 минут. Цель этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности – подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок. № задания Выполнено «+» или «?» Алгоритм или правило, в котором ошибся Исправлено в процессе работы Исправлено в самостоятельной работе 1 2 3 Анализируют свое решение и определяют место ошибки,Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки,На этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности на уроке.Продолжительность этапа 7 – 8 минут. «Проговаривая» свое решение пошагово развивается логическое мышление, развивается речь. Цель этапа локализации затруднений – выявление места и причины затруднений, уточнение индивидуальной цели урока исправил свои ошибки самостоятельно,соотнес результаты исправления ошибок с эталоном,выбрал задания и решил на те же правила, в которых допустил ошибку.Продолжительность этапа 4 – 5 минут. Цель этапа построения проекта выхода из затруднений – построение детьми проекта выхода из затруднений. организовать обсуждение типовых затруднений,проговорить вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.Продолжительность этапа 2 – 3 минуты. Цель этапа обобщения затруднений во внешней речи – усвоение способов действий ученикам предлагают еще одну самостоятельную работу, аналогичную прежней,самопроверку по эталону.Продолжительность этапа 5 – 6 минут. Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – создание ситуации успеха. повторить алгоритм исправления ошибок,фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,наметить цели на следующую деятельность,оценить деятельность на уроке,определить задания для работы дома.Продолжительность этапа 2 – 3 минуты. Цель этапа рефлексии деятельности – самооценка результатов. Алгоритм конструирования урока рефлексии Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.Составление списка понятий, правил, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.Подбор заданий для сам. работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий.Подготовка эталона для самопроверки.Проектирование способа повторенияПроектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок Конструирование диалога по уточнению алгоритма исправления ошибок. 8.Конструирование диалога для выявления мест и причин затруднений.9.Конструирование диалога по постановке цели деятельности для этапа локализации затруднений.10. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.11. Подготовка эталона для самопроверки.12. Проектирование способа коррекции ошибок.13. Выбор заданий и форм работы для этапа повторения,.14. Определение способа проведения рефлексии. этап самоопределения к деятельности,этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности,этап локализации затрудненийэтап построения проекта выхода из затрудненийэтап обобщения затруднений во внешней речи,этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,этап включения в систему знаний и повторения,этап рефлексии деятельности. Структура урока развивающего контроля. Алгоритм конструирования урока развивающего контроля: Выделение необходимого материала для контроля.Определение форм и приемов контроля.Составление контрольной или самостоятельной работы.Разработка образца для самопроверки.Разработка алгоритма для проведения данной работы.Вычленение необходимых знаний, умений, навыков и способов повторения.Разработка подробного эталона (образца) для самопроверки.Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок. Конструирование алгоритма исправления ошибок.Конструирование диалогов: локализация ошибок, построение выхода из затруднений, обобщение затруднений в речи.Подбор заданий для этапа самостоятельной работы с самопроверкой и проектирование способа коррекции ошибок.Составление необходимых правил, выбор соответствующих заданий и форм работы.Определение способа проведения этапа включения в систему знаний и повторения.Определение способа проведения рефлексии. Проверь правильность записи условия запиши условие верно условие записано верно поверь по образцу реши повторно совпал ответ? определи тип задания, в котором сделана ошибка реши повторно, используя подробную запись решения (воспользуйся представленными эталонами) получилось. Распиши подробно сравни решение с подробным образцом подчеркни место ошибки Можешь определить правило, в котором допущена ошибка сравни свое решение с эталоном для самопроверки Найди шаг в решении, где допущена ошибка определи правило и найди соответствующий эталон Исправь ошибку определи правило и найди соответствующий эталон Исправь ошибку на основе правила Сравни решение с эталоном есть различия? молодец! Были ли ошибки в с/р выполни дополнительное творческое задание на каждый тип ошибки реши 2 аналогичных задания Алгоритм исправления ошибок