Конспект мастерской В цветных ладошках улыбается солнце (использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с целью коррекции поведения – снятие агрессии, работа со страхами и др)


Мастерская « В цветных ладошках улыбается солнце»
(использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с целью коррекции поведения – снятие агрессии, работа со страхами и др)
Торсунова Ольга Васильевна, педагог-психолог
МАОУ «Начальная школа – детский сад №15»
Кунгур, Пермский край
Задачи:
- сформировать представления об арт-терапии- снятие психоэмоционального напряжения
- развитие креативности1.Приветствие. здравствуй, я рада видеть в своей мастерской людей, которые близки мне по духу, которым интересна арт-терапия и творчество.
2. С какой целью пришли. Передавая карандаш по кругу, представьтесь, пожалуйста, и расскажите о своей цели прихода.
3. Немного теории.
Арт-терапия — это метод психотерапии, использующий для психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, работа с песком, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание сказок, историй и многое другое. Виды арт-терапииАрт-терапия (рисование, живопись)
Музыкотерапия Сказкотерапия ЦветотерапияПесочная терапия
ЗвукотерапияМаскотерапия Работа с глиной
ДраматерапияБиблиотерапияФото, видео- терапия
и мн.другое
Цель: помощь человеку выплеснуть заблокированные эмоции (энергию) и преодолеть страх, для того, чтобы открыть доступ к бессознательной информации, расширить собственные внутренние границы. Изменить жизнь так, как хочет клиент, помочь ему поверить в себя. 
Задачи:1. пробудить креативность, творческое начало человека.2.  восстановление или приобретение целостности и аутентичности человека.3. показать клиенту, что есть масса удовольствий, и они вокруг нас, мы их просто не видим.
4. Четвертая задача - получить доступ к внутренним силам, энергии (ресурсам) человека. 
Арт-терапия
Краткосрочная Долгосрочная
(от 2 недель до 3 мес) (от 3 мес. до 1-2 лет)
Арт-терапияИндивидуальная Групповая
Этапы арт-терапевтического сеанса:
Запрос: то, что клиент просит исправить в своей жизни.2. Создание рисунка, или другого творческого произведения.3. Эмоциональное вчувствование (переживание, работа с эмоциями)
Этапы групповой арт-терапии в работе с дошкольниками (Л.Мардер «Цветной мир»)
Ориентировка
Установление эмоционально- позитивного контакта с ребенком;
Знакомство с участниками группы;
Ориентировка ребенка в обстановке, правилах и нормах.
Эмоциональное насыщение
Адаптация к групповым нормам;
Установление первичных взаимоотношений;
«заражение», увлечение творчеством;
Диагностика поведения ребенка.
Объективация трудностей и их коррекция
Диагностика поведения ребенка
Реализация общих и индивидуальных целей коррекционной работы
Обобщение и настрой на оптимистичное будущее
Обобщение и конкретизация сформированных в процессе коррекционной работы качеств способов реагирования
Создание условий для переноса в реальную жизнедеятельность.
4.Практика.
Практика арт-терапии позволяет
- развитие креативности- развитие целостности личности
- обнаружение личностных смыслов 
- снятие стрессов
- экзистенциальные кризисы (потеря смысла жизни, смена жизненных приоритетов)
- возрастные кризисы
- внутри-личностные конфликты
- межличностные конфликты
- сложности в общении и плохая адаптация
- психологические травмы (насилие, катастрофы, война и т.п.)
- любовные зависимости
- потери (расставания, развод, смерть близких)
- психосоматические болезни
Экспресс – диагностика с помощь цвета.
Сегодня мы с вами поработаем с нашими агрессивными эмоциями, которые нередко лежат в основе безнравственных поступков и отклонений в поведении.
По вашему мнению, что такое злость? Из-за чего люди злятся? Выберите цвет и нарисуйте злые линии.
Представьте себе, что ваши карандаши перессорились. Выберите цвет и нарисуйте «злые» линии.
Можно рисовать сразу двумя руками – ведь в ссоре участвуют как минимум двое – линии будут пересекаться, сталкиваться, образовывать ломаные линии, петли.
Изобразите разозлившегося человека. А теперь найдите разозлившегося ребенка на картинках. Почему он злится? Из-за чего бывает, что злитесь вы?
У каждого человека – и взрослого, и ребенка – иногда бывает плохое настроение. оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Пожалуйста, закройте глаза и попробуйте почувствовать, мылено пережить это состояние.
Нарисуйте символический образ агрессии на листе бумаги.
Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте образ или уничтожьте работу любым способом. Так вы приобретаете власть над своими чувствами.
Варианты:
Нарисовать маску агрессии,
Себя в минуты гнева (злости, ярости)
Портрет очень агрессивного, злого человека.
Нарисуй драчуна
Нарисуй какие чувства ты испытываешь, когда твоему недругу больно и обидно.
Нарисуй какие чувства испытываешь когда ты сам причинял кому-то боль